Кто может пользоваться налоговыми льготами? / В помощь бухгалтеру / Консультации специалистов /
Установление и использование налоговых льгот вызывает повышенный интерес как у налогоплательщиков, так и у работников налоговых органов. Авторы попытались осветить проблему дальнейшего хода налоговой реформы в отношении налоговых льгот, а также рассмотреть вопросы установления и применения льгот с практической точки зрения.
Что касается норм, направленных на защиту интересов инвалидов, то данный вопрос будет рассматриваться на страницах журнала отдельно.
Все отношения по установлению, введению и взиманию налогов в Российской Федерации регулируются законодательством о налогах и сборах.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Нормативные правовые акты, не относящиеся к законодательству о налогах и сборах, не должны содержать норм, регулирующих порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе порядок предоставления и использования налоговых льгот.
Вместе с тем некоторые неналоговые законы содержат положения, устанавливающие льготы по налогам.
Так, в соответствии со ст. 40 Закона РФ от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю.
Пример 1. Созданная в 2003 г. районная студия кабельного телевидения не уплачивает налог на прибыль на том основании, что в соответствии с Законом РФ от 27.12.91 № 2124-1 "О средствах массовой информации" студия освобождается от налогов в течение двух лет со дня начала работы. Налоговыми органами предъявлены штрафные санкции в связи с неправомерным использованием льготы.
Разъяснение по данному вопросу было дано постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 28.02.01 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которому принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения, применяются до момента введения в действие соответствующих глав части второй Кодекса.
Таким образом, с введением в действие гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса районная студия кабельного телевидения обязана уплачивать данный налог в общеустановленном порядке.
Одним из основных понятий в вопросе о предоставлении льгот является наличие категории налогоплательщиков, которой предоставляются преимущества по уплате налогов и сборов.
Применение льготы в некоторых случаях может оказаться нецелесообразным. Так, освобождение от уплаты НДС иногда бывает невыгодным для налогоплательщиков (например, невозможность принять к вычету "входящий" НДС). Поэтому, прежде чем воспользоваться льготой, необходимо определить, не приведет ли это к отрицательному экономическому эффекту.
Предположим, что налогоплательщик расчетным путем определил, что применение одной из льгот для него невыгодно, и составил налоговую декларацию за соответствующий период без учета действия льготы, имея в виду отказ от ее использования в рассматриваемом периоде.
Однако Верховный и Высший Арбитражный суды решением Пленума от 11.06.99 N 41/9 определили, что при рассмотрении таких вопросов следует исходить из того, что факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не является отказом от ее использования в этом периоде.
Нормами действующего законодательства предусматривается ряд льгот для здравоохранения, образования и науки.
1. В области медицины, здравоохранения, производства медицинской техники, лекарственных средств, протезно-ортопедических изделий установлены льготы по налогу на добавленную стоимость (подп. 1, 2, 3, 5, 24 п. 2, подп. 2, 18 п. 3 ст. 149; подп. 3 п. 1 ст. 150; подп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ).
Не относятся к подакцизным товарам ряд лекарственных, лечебно-профилактических средств и другая спиртосодержащая продукция медицинского и ветеринарного назначения (п. 1 ст. 181 гл. 22 "Акцизы" НК РФ).
Не подлежат налогообложению пособия по беременности и родам, вознаграждения донорам, а также суммы, уплаченные работодателями, оставшиеся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций, за лечение и медицинское обслуживание своих работников (п. 1, 4, 10 ст. 217 гл. 23 "Налог на доходы физических лиц"). Установлены стандартные налоговые вычеты в размере 500 руб. при исчислении налога на доходы физических лиц для определенной категории работников лечебных учреждений (подп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ).
Установлены социальные налоговые вычеты для физических лиц в части средств, перечисленных на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям здравоохранения, а также использованных налогоплательщиком на лечение и приобретение медикаментов (подп. 1 и 3 п. 1 ст. 219 НК РФ).
Предусмотрено освобождение от уплаты ЕСН государственных пособий по временной нетрудоспособности, по уходу за больным ребенком, по беременности и родам (подп. 1 п. I ст. 238 гл. 24 "Единый социальный налог").
Не являются объектом налогообложения самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы (подп. 8 п. 2 ст. 358 гл. 28 "Транспортный налог").
Освобождены от уплаты земельного налога учреждения здравоохранения, санаторно-курортные и оздоровительные учреждения (ст. 12 п. 4 и 15 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю"). От налогообложения данным налогом освобождаются организации - в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения (п. 7 ст. 381 НК РФ). При этом льгота должна предоставляться только в том случае, если объекты социально-культурной сферы используются организацией, на балансе которой они учитываются, по целевому назначению.
2. Учреждениям сферы образования в целях оказания государственной поддержки предусмотрены льготы по НДС (подп. 4, 5, 14 п. 2, подп. 16 п. 3 ст. 149; подп. 3 п. 2 ст. 164 гл. 21 НК РФ).
Пример 2. Коммерческая организация имеет два структурных подразделения, одно из которых оказывает услуги по обучению бухгалтерскому учету, второе - секция фигурного катания для детей.
Освобождаются от НДС услуги в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений (подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ). Таким образом, учебный центр по обучению бухгалтерскому учету, являющийся структурным подразделением коммерческой организации, не вправе применять указанную льготу по НДС.
Вместе с тем предусматривается освобождение от НДС услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (подп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ). Данная льгота распространяется на любые организации независимо от формы собственности.
Следовательно, при проведении занятий с несовершеннолетними детьми в секции фигурного катания освобождение от НДС предоставляется при наличии лицензии, полученной в соответствии с Законом РФ "Об образовании".
От обложения НДС освобождается выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) за счет средств бюджетов, средств фондов, а также выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров (подп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ).
Пример 3. Научно-исследовательский институт заключил договор на выполнение НИОКР с энергетической компанией. В счет предстоящих работ заказчик перечислил аванс. Норма п. 1 ст. 162 НК РФ о включении в налоговую базу при исчислении НДС авансовых платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг, не применяется в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению.
Таким образом, аванс, полученный научно-исследовательским институтом от заказчика, НДС не облагается.
Установлены льготы и социальные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц при реализации физическими лицами права на образование (п. 6, 7, 11 ст. 217, подп. 1 п. 1 ст. 219 гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ).
При определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки.
Кроме того, имеют право на получение профессионального налогового вычета налогоплательщики, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание произведений науки, вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов, в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов (п. 3 ст. 221 НК РФ).
При определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций учтены особенности деятельности образовательных учреждений (подп. 14, 22 п. 1 ст. 251 НК РФ). Расходы налогоплательщика на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, осуществленные им самостоятельно или совместно с другими организациями (в размере, соответствующем его доле расходов), равно как на основании договоров, по которым он выступает в качестве заказчика таких исследований или разработок, признаются для целей налогообложения после завершения этих исследований или разработок в порядке, предусмотренном ст. 262 НК РФ.
Указанные расходы равномерно включаются налогоплательщиком в состав прочих расходов в течение трех лет при условии использования указанных исследований и разработок в производстве и (или) при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены такие исследования.
Помимо этого, расходы налогоплательщика на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, осуществленные в целях создания новых или совершенствования применяемых технологий, создания новых видов сырья или материалов, которые не дали положительного результата, также включаются в состав прочих расходов равномерно в течение трех лет в размере, не превышающем 70 % фактически осуществленных расходов.
Данные нормы не распространяются на расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки в организациях, выполняющих научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки в качестве исполнителя (подрядчика или субподрядчика). Указанные расходы рассматриваются как расходы на осуществление этими организациями деятельности, направленной на получение доходов.
При определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Пример 4. Организации перечисляют средства в отраслевой фонд НИОКР, сформированный на базе одной из организаций данной отрасли. По мнению организации, образующей отраслевой фонд НИОКР, поступившие денежные средства являются целевыми поступлениями и не облагаются налогом на прибыль организаций.
Налогоплательщик, перечислив средства в отраслевой фонд НИОКР, имел основание учесть их в расходах согласно ст. 262 НК РФ.
Статьей 251 Кодекса установлен закрытый перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Таким образом, если налогоплательщик учел в расходах средства, перечисленные в отраслевой фонд, то для организации, образующей этот фонд, указанный платеж считается доходом и должен облагаться налогом на прибыль в установленном порядке.
Законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации предоставлено право снижать для отдельных категорий налогоплательщиков налоговую ставку в части сумм налога, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом с 1 января 2004 г. указанная ставка не может быть ниже 13%, а с 1 января 2005 г. - 13,5%.
Образовательные учреждения освобождены от уплаты земельного налога при соблюдении условий, установленных п. 4 и 11 ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 N1738-1 "О плате за землю".
Пример 5. Образовательное учреждение осуществляет деятельность по принципу самофинансирования (имеется лицензия на ведение образовательной деятельности). В этом случае учреждение обязано уплачивать налог на землю в общеустановленном порядке в связи с тем, что согласно п. 4 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю" от уплаты налога освобождаются учреждения образования, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов или средств профсоюзов. Таким образом, учреждение, действующее в условиях самофинансирования, не вправе использовать данную льготу.
От уплаты налога на имущество организаций освобождаются организации в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд образования (п. 7 ст. 381 гл. 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ).
Кроме того, предусматривается освобождение от налогообложения организаций в части ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов.
Полностью освобождаются от уплаты земельного налога научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, а также научные учреждения и организации другого профиля за земельные участки, непосредственно используемые для научных, научно-экспериментальных, учебных целей и для испытания сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур (п. 3 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю"). От уплаты земельного налога освобождаются все перечисленные выше организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, в части земельных участков, используемых в научных целях.
Предусмотрено также освобождение от уплаты земельного налога высших учебных заведений, научно-исследовательских учреждений, предприятий и организаций Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, государственных научных центров, а также высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений министерств и ведомств Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством РФ.
Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления имеют право устанавливать отдельным категориям налогоплательщиков дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся (остающейся) в распоряжении соответствующего субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления.
/Бухгалтерский учет, 06.12.2004/
|
|