До 2009 года должна разрешиться проблема нехватки нежилых помещений для малого бизнеса столицы. Это предусматривает городская целевая программа развития и поддержки малого предпринимательства на 2007-2009 годы. Проект программы был одобрен 16 марта на заседании Комиссии Мосгордумы по экономической политике и предпринимательству. В рамках проекта будет построено более 1 млн кв. метров нежилых помещений для субъектов малого предпринимательства. Причем строительство планируют осуществлять по принципу соинвестирования. В роли соинвесторов смогут выступать сами представители малого бизнеса.
В помощь читателю
На официальных сайтах правительства Москвы и Мосгордумы должны вывешиваться нормативно-правовые акты в действующей редакции. Это предусматривает законопроект, который депутаты Мосгордумы планируют рассмотреть в первом чтении 22 марта. Как объясняют авторы, сейчас на сайтах размещается первоначальная редакция документа и отдельно от нее принятые изменения и дополнения в этот документ. Сводить все поправки в единый текст пользователь должен сам, что затрудняет его работу с документами, отмечают разработчики проекта. Они предлагают предусмотреть обязательство органов власти публиковать действующие редакции нормативно-правовых актов в Законе г. Москвы о доступности информации (от 31.03.04 № 20).
Простят по регламенту
Порядок списания в 2006 году безнадежной к взысканию задолженности перед региональным бюджетом определило правительство Московской области на заседании 14 марта. Речь идет о долгах по средствам, предоставленным на возвратной основе, а также процентам и пеням. Документ определяет регламент работы специальной Межведомственной комиссии, которая должна готовить заключение о возможности и целесообразности списания долга.
События
В столице начались «адресные» проверки
Городским организациям, чье местонахождение не совпадает с адресом, указанным в ЕГРЮЛ, придется зарегистрироваться по фактическому адресу. Об этом корреспонденту «УНП» заявили в управлении государственной регистрации и учета юридических и физических лиц ФНС России. «Мы будем проверять организации в усиленном режиме, штрафовать и дисквалифицировать их руководителей за предоставление ложных сведений при регистрации. Это работа принципиальная, и мы готовы к тому, что она будет долгой», - сказали налоговики.
По словам специалистов управления, в столице составлены списки адресов массовой регистрации (об этом читайте также в «УНП» № 11, 2006, стр. 2 московской вкладки). «Мы уже начали работать с организациями, зарегистрированными по адресам из списка. Кроме того, списки разосланы в банки с рекомендацией не открывать счета фирмам с «сомнительным» адресом. Информацию о банках, которые открывают счета в нарушение законодательства, мы направляем в Центробанк», - сообщили нам в ФНС России. Нарушителями чиновники назвали те банки, которые не проверяют, правильно ли организация указала свое местонахождение.
Налоговики также подчеркнули, что нет необходимости искать «черные» списки и пытаться сверить с ними свой адрес. «Если адрес в ЕГРЮЛ не совпадает с реальным, организация обязана внести изменения в реестр, указав фактическое местонахождение. Это нужно делать при любом переезде на новое место. У организаций, выполняющих данное требование, не будет проблем ни при открытии счета, ни при проверках. А тем, чей фиктивный адрес не попал в список, следует уяснить: их спокойная жизнь долго не продлится. Проверять адреса мы будем у всех, а не только у фирм из списка», - предупредили специалисты ФНС России.
Ответили чиновники и на самое распространенное оправдание бизнесменов: «Нам часто говорят: дескать, владелец арендуемого помещения не дал согласия на указание адреса. Это, простите, какая-то глупость. Если организация занимает помещение на законных основаниях, у нее есть договор аренды, она ни у кого не должна спрашивать согласия на указание фактического адреса». Впрочем, применить санкции налоговикам будет не так-то просто. Руководитель может быть оштрафован на 5 тыс. рублей за непредставление сведений (п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ), а за представление заведомо ложных сведений руководителю грозит либо такой же штраф, либо дисквалификация на срок до трех лет (п. 4 ст. 14.25 КоАП РФ). Судя по тому, что чиновники упоминают не только штраф, но и дисквалификацию, они собираются обвинять руководителей в представлении заведомо ложных сведений. (Обратите внимание: дисквалифицировать руководителя имеет право только судья, а штраф налоговики могут взыскать без обращения в суд. То есть несогласный со штрафом руководитель должен будет сам обжаловать решение налоговиков).
Однако срок давности в случае с «заведомо ложными сведениями» составляет всего два месяца с момента совершения правонарушения (п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Это значит, что наказать налоговики смогут только тех руководителей, которые регистрировали организацию в течение последних двух месяцев. А вот обвинение в непредставлении сведений может оказаться более действенным - здесь срок давности можно отсчитывать от момента обнаружения правонарушения (п. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).
Кроме того, в суде налоговикам придется обосновать санкции. Тот факт, что адрес организации попал в «черный» список, аргументом служить не может - налоговики будут вынуждены доказать, что в момент подачи сведений организация не имела офиса по указанному в реестре адресу. Например, представить соответствующие показания свидетелей.
Сергей Новиков, корреспондент «УНП»
Сам себе проверяющий
Владельцев и арендаторов торговых центров, кинотеатров, крытых рынков и других так называемых объектов повышенного уровня ответственности* обяжут проводить систематические проверки технического состояния зданий. Это предусматривает законопроект о порядке эксплуатации нежилых зданий, принятый за основу депутатами Мособлдумы на очередном заседании 22 марта.
Если законопроект будет принят, собственнику помещения или арендатору придется разработать план систематических проверок состояния несущих и ограждающих конструкций здания. И назначить специальную техническую комиссию. Помимо плановых проверок контролеры должны будут проводить обследование зданий после стихийных бедствий, к которым проект закона относит, в частности, обильные дожди и снегопады. Итог каждой проверки будет оформляться соответствующим актом. План осмотров, состав и порядок работы технической комиссии владелец объекта (или арендатор) должен закрепить в Положении по технической эксплуатации здания.
Нормы, обязывающие владельцев зданий проводить систематические проверки, вводятся в Подмосковье впервые, пояснил корреспонденту «УНП» заместитель начальника Главного управления государственного архитектурно-строительного надзора Московской области Александр Басенин. В настоящее время не существует ни одного нормативного документа, согласно которому пользователи помещений обязаны были регулярно проверять техническое состояние несущих и ограждающих конструкций здания. Чиновники из управления в свою очередь проконтролируют, как владельцы зданий тщательно проверяют состояние собственных сооружений. Причем, как сообщил Александр Басенин, эти проверки будут как плановые, так и внеплановые.
Заметим, что сами собственники помещений относятся к законопроекту положительно. Директор одного из подмосковных торговых центров, пожелавший остаться неизвестным, сообщил корреспонденту «УНП», что в настоящий момент регулярных проверок технического состояния здания не проводится и он считает принятие такого законопроекта необходимым.
Анастасия Павлова, корреспондент «УНП»
* Перечень объектов повышенного уровня ответственности утвержден распоряжением Министерства строительства Московской области от 10.01.2000 № 2.
«Ловушки» транспортного налога
Срок сдачи деклараций по транспортному налогу за 2005 год и авансовых расчетов за первый квартал 2006 года для подмосковных организаций истекает на следующей неделе 28 марта. Избежать ошибок при сдаче отчетности плательщикам помогут обзорные письма областного ФНС, оказавшиеся в распоряжении редакции, - письмо от 28.02.06 № 19-42-И/0229 и письмо от 07.02.06 № 19-42-И/0127.
Два вопроса, рассмотренные в письме № 19-42-И/0127, касаются регистрации автомобиля. Нужно ли платить налог, если машина не зарегистрирована в ГИБДД? Является ли объектом налогообложения утилизированная, но не снятая с учета машина? Специалисты областного УФНС отвечают на эти вопросы так. Обязанность по уплате налога ставится в зависимость от регистрации автомобиля, а не от его фактического наличия (ст. 357 и 358 НК РФ). Соответственно, если машина не зарегистрирована в ГИБДД, платить налог не нужно. А если машина уже сдана в металлолом, но продолжает числиться в ГИБДД, организация все равно обязана платить налог. Делать это придется до тех пор, пока машина не будет снята с учета. В подтверждение своей позиции подмосковные налоговики сослались на постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.04.05 № А66-8156/2004.
Следующий блок вопросов, освещенный в письме № 19-42-И/0127, касается переоборудованных и переоснащенных автомобилей. К какой категории транспортных средств следует относить машины, оснащенные специальным дополнительным оборудованием (например, поливомоечные)? По мнению авторов, автомобили, на шасси которых установлено дополнительное оборудование, агрегаты и установки, следует относить к категории грузовых автомобилей. Такая позиция налоговиков обусловлена международным Соглашением о принятии единообразных технических предписаний от 20.03.58, заключенным в Женеве. Соглашение гласит: оборудование, перевозимое специальными автомобилями, является грузом.
Нужно ли платить транспортный налог за передвижные аптечные киоски? Нет, утверждают подмосковные налоговики. Они указывают, что автомобили и прицепы, которые переоборудованы для выполнения производственных или хозяйственно-бытовых функций (например, передвижные магазины или столовые), считаются предприятиями соответствующего назначения и рассматриваются как здания и оборудование (Методические рекомендации по транспортному налогу, утвержденные приказом МНС России от 09.04.03 № БГ-3-21/177). Поэтому мобильные аптечные киоски - это предприятия для розничной торговли лекарствами, которые не являются объектом обложения транспортным налогом.
Оба письма заинтересуют также организации, которые были переведены из территориальных налоговых инспекций в специализированные: межрайонные инспекции ФНС России № 8 и 9 по Московской области, и областную МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам. Как известно, уплата налога производится по местонахождению транспортных средств (ст. 363 НК РФ). Реквизиты какой инспекции должны указывать в платежке «переведенные» организации - специализированной или той, на территории которой находится транспорт? В письме № 19-42-И/0229 налоговики отвечают на этот вопрос так: в полях, идентифицирующих получателя, нужно указать ИНН, КПП и наименование специализированной инспекции. Но при этом в поле ОКАТО нужно вписать код территориального образования, в котором находится машина.
Декларация и авансовые расчеты по налогу также сдаются по местонахождению транспорта (ст. 363.1 НК РФ). Однако в случае с «переведенными» компаниями администрированием всех видов налога, в том числе и транспортного, занимаются специализированные инспекции. На вопрос, куда подавать декларации и расчеты, в письме № 19-42-И/0127 налоговики ответили, что декларации следует представлять в инспекции по месту регистрации транспорта. «А территориальные инспекции перешлют отчетность в специализированные инспекции», - пояснили нам в УФНС России по Московской области.
Андрей Крылов, корреспондент «УНП»
«Наружка» выросла в цене
Размещение наружной рекламы в столице значительно подорожало. Городское правительство увеличило как базовую ставку, так и коэффициенты, учитывающие месторасположение рекламных конструкций (постановление от 28.02.06 № 134-ПП). Именно эти показатели задействованы в формуле расчета платы за право размещения рекламных конструкций в городе.
Право повышать плату за размещение «наружки» властям дает постановление правительства Москвы от 22.01.02 № 41-ПП. В последний раз правительство воспользовалось этой возможностью в 2003 году. С тех пор базовая ставка держалась на уровне 9800 рублей. Сейчас же эта сумма возросла до 14 080 рублей.
Что же касается территориального коэффициента, то он повысился лишь для двух центральных районов из семи зон, на которые делит столицу постановление № 41-ПП. Например, для рекламных конструкций, размещенных на Новом Арбате, Пушкинской, Тверской улицах, территориальный коэффициент теперь составляет 1,5 вместо 1. А для рекламных сооружений, расположенных в районе Бульварного кольца, улицы Мясницкой, Москворецкой набережной, территориальный коэффициент будет равняться 1 вместо прежних 0,73.
Кроме того, правительство скорректировало таблицу коэффициентов, учитывающих особенности размещения отдельных типов конструкций. Теперь власти будут различать рекламные щиты, развешенные на строительных и пешеходных ограждениях. Соответственно будут разниться и коэффициенты, влияющие на размер оплаты. Для пешеходных ограждений коэффициент составит 0,5, а для строительных - 0,7.
Новая базовая ставка и коэффициенты введены в действие соответственно с 28 февраля. А заключенные ранее договоры на право размещения средств наружной рекламы будут корректироваться. Заниматься этим должен городской Комитет по рекламе, информации и оформлению. Как сообщили корреспонденту «УНП» в комитете, работа по переоформлению договоров еще в самом начале: об изменении базовой ставки и коэффициентов чиновники сами узнали совсем недавно. В любом случае недоплата по договору рекламистам не грозит - согласно постановлению № 41-ПП, оплата производится каждые три месяца. Соответствующие расчеты составляет и рассылает Комитет по рекламе.
Людмила Александрова, корреспондент «УНП»
Большому сбору бюджет радуется
Небывалыми темпами растет поступление доходов, администрируемых столичным УФНС. Только за январь наступившего года в консолидированный бюджет РФ было собрано доходов на 44,9 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года. Об этом московские налоговики сообщили на своем сайте 10 марта.
По данным управления, за счет роста поступлений от НДС и налога на прибыль в федеральный бюджет отправилось на 43,1 процента больше, чем за прошлый январь. Как отмечают в управлении, приросты сборов по налогу на добавленную стоимость связаны с увеличением объемов производства и реализации товаров и услуг. А рост сборов в федеральный бюджет от налога на прибыль (почти на 85 процентов больше, чем в прошлом январе) объясняют «улучшением финансово-хозяйственной деятельности организаций».
Порадовал налоговиков и ЕСН: в то время как в целом по стране его сборы катастрофически упали из-за снижения ставки с 1 января 2005 года, Москва бьет рекорды. В этом январе поступлений оказалось больше на 10,6 процента, чем в прошлом. «Это связано с более высокими, чем по стране, зарплатами и частичным их обелением», - объяснили нам в городском УФНС.
Кроме того, специалисты управления отчитались по результатам своей контрольной работы. Только за январь было доначислено 2,7 млрд рублей. Напомним, что за весь прошлый год налоговики дособрали почти 51 млрд рублей.
Александр Шахов, корреспондент «УНП»
Прямой разговор
Проблемы применения ККТ
На связи с читателями Владислав Александрович Чернышов, главный государственный налоговый инспектор отдела оперативного контроля и применения ККТ УФНС России по г. Москве
- Добрый день. Я недавно зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель. Оказываю населению юридические услуги. Сейчас я не могу купить кассовый аппарат - слишком дорого. Можно ли мне в своей деятельности использовать бланки? - К сожалению, для оказания юридических услуг бланки не предусмотрены. Поэтому вам необходим кассовый аппарат. Исключение сделано лишь для адвокатов. Только они имеют право не применять ККТ при оказании адвокатских услуг. - Скажите, это должен быть какой-то особенный аппарат? - Нет, вы можете купить любой из аппаратов, внесенных в государственный реестр. Сейчас там содержится 64 вида касс. Можете выбрать из этих аппаратов самый простой и соответственно дешевый.
*** - Я налоговый консультант. Ко мне обратились за консультацией, и я бы хотела еще посоветоваться с вами, чтобы рассеять сомнения. - Слушаю вас. - Организация продает журналы и сопутствующие товары. Для получения освобождения от применения ККТ доля от реализации газет и журналов в общем товарообороте должна быть не менее 50 процентов. По каким критериям рассчитывать эту долю? - Законодательно этот вопрос не регулируется. Я считаю, что за основу вы должны брать бухгалтерскую выручку. То есть ту, которая учитывается на счете 90. - За какой период брать выручку: за год, квартал или за месяц? - На мой взгляд, правильнее будет взять выручку за год. Ведь бухгалтерский баланс формируется по итогам года. - За прошедший год? - Да, за прошедший. Я думаю, что это нужно прописать в учетной политике организации либо издать приказ, в котором указать, что 50 процентов от продажи журналов определяются исходя из данных прошлого года.
*** - Мы не работали полгода из-за ремонта помещения. Как правильно в таком случае заполнить журнал кассира-операциониста? - Вас интересует, нужно ли отмечать в нем факт отсутствия деятельности? - Да, именно это. - Такая запись в журнале не обязательна. Если, например, полгода назад у вас был Z-отчет номер 100, то сейчас у вас будет запись о Z-отчете номер 101. Этот отчет вы запишите следующей строкой. - Но ведь у проверяющих в таком случае возникнут вопросы по поводу дат... - Возможно и такое. Избежать этого поможет документ, подтверждающий то, что вы не работали эти полгода. Рекомендую вам подшить его в кассовую книгу или журнал кассира-операциониста. - Что это может быть за документ? - Например, приказ по организации. - А если вместо приказа мы приложим договор аренды, из которого будет видно, что он не действовал полгода? - Такой договор не может подтвердить отсутствие деятельности. Ведь вы могли вести ее и в другом помещении. Поэтому лучше приложить приказ. В то же время отсутствие оправдательных документов само по себе не является нарушением. Такие документы нужны лишь для того, чтобы избежать вопросов со стороны проверяющих.
*** - Модель кассового аппарата, который мы применяем, исключили из реестра. Руководство решило заменить старый аппарат на новый. Но у нас возникли сложности с его регистрацией. - В чем именно проблема? - В нашей налоговой инспекции нам предложили представить 15 документов, в том числе бухгалтерскую и налоговую отчетность. А также две нотариально заверенные копии свидетельства о постановке на налоговый учет и о государственной регистрации. Но ведь все это в инспекции есть и так... - Давайте разбираться. Перечень документов, необходимых для регистрации, установлен приказом Госналогслужбы России от 22.06.95 № ВГ-3-14/36. Кроме того, в Москве действует приказ столичного УМНС от 29.06.04 № 189 «Об организации работы по контролю за применением контрольно-кассовой техники на территории г. Москвы». Так вот, согласно этим документам, для регистрации ККТ достаточно обычных копий свидетельства о постановке на учет и госрегистрации. Так что нотариально заверенные копии у вас требуют незаконно. - А бухгалтерские документы? - Бухгалтерская и налоговая отчетность нужна, чтобы ставить ККТ на учет не приходили организации, которые сдают нулевую отчетность или вообще не отчитываются. Поэтому УФНС по г. Москве не возражает, если инспекции требуют такие документы.
*** - Мы заверяли у нотариуса документы. Для подтверждения оплаты нотариус нам дал справку, в которой указана сумма госпошлины за совершение нотариальных действий. Но разве этот документ является бланком строгой отчетности? - Нотариусы не должны составлять бланки строгой отчетности. - Почему же? - Потому что их деятельность не является предпринимательской. Соответственно они освобождены от применения контрольно-кассовой техники. А бланки заменяют ККТ при оказании услуг населению. Поэтому нотариусы не должны ни выдавать чек, ни оформлять бланк строгой отчетности.
*** - Можно ли привлечь к административной ответственности за неприменение ККТ только продавца? - Нет, в статье 14.5 КоАП РФ штраф за неприменение ККТ предусмотрен для трех субъектов - физических лиц, должностных лиц и организаций. Причем, согласно закону № 54-ФЗ*, обязанность применять ККТ при наличных расчетах лежит именно на организации. Значит, этот субъект будет отвечать за нарушение своей обязанности во всех случаях. А вот продавец или должностное лицо (то есть генеральный директор) привлекается не во всех случаях. Например, если аппарат не опломбирован, не зарегистрирован или неисправен, то штрафуется должностное лицо. Ведь в перечисленных случаях продавец не виноват. А если продавец не пробил чек, хотя был ознакомлен с правилами работы на контрольно-кассовой машине, то штрафовать помимо организации надо еще и продавца. - Я как раз хотела спросить, можем ли мы взять с работника расписку о том, что он несет всю полноту ответственности за неиспользование кассового аппарата? - Так поступать не стоит. Лучше обучить сотрудника работе на кассовом аппарате, ознакомить продавца с законом № 54-ФЗ (под роспись). А также записать обязанность по выдаче чеков в трудовом договоре.
*** - Скажите, пожалуйста, можно ли взять кассовый аппарат в аренду. Я слышал, что некоторые столичные центры техобслуживания сдают кассы в аренду. - Да, вы можете взять ККТ в аренду. Но в любом случае вы должны будете зарегистрировать ее в налоговой инспекции на свою организацию. - А какие для этого нужны документы? - Кроме стандартного перечня документов вам нужно будет представить договор аренды кассового аппарата. - В оригинале? - Можно и копию, но тогда оригинал нужно принести с собой.
*** - Обязательно ли при регистрации ККТ привозить кассовый аппарат в налоговую? - Да, обязательно. При постановке на учет в кассовый аппарат вводится пароль налогового инспектора. Кроме того, при регистрации должен присутствовать механик ЦТО. Дело в том, что сейчас все аппараты оснащены ЭКЛЗ и если вы сами будете вводить данные при регистрации ККТ и ошибетесь, то вам придется заменить аппарат. А замена стоит 6000 рублей.
*** - Юридическое лицо реализует товар через магазины, с которыми заключен договор комиссии. Кто должен пробивать чек? - Тот, кто принимает наличные деньги от покупателей. - То есть комиссионер? - Да, если комиссионер перечисляет вам деньги на расчетный счет, то тогда чек вы не выбиваете.
*** - Владислав Александрович, скажите, где я должна регистрировать аппарат, который будет использоваться по местонахождению обособленного подразделения? - Такие аппараты регистрируются в той инспекции, где стоит на учете обособленное подразделение вашей организации.
*** - Можно ли сдать не всю наличность из кассового аппарата в главную кассу, чтобы наутро остались деньги на размен в кассовом аппарате? - Нет, всю наличную денежную выручку, полученную за день, нужно сдавать в главную кассу. Эта операция оформляется приходным кассовым ордером. - А как же тогда с утра кассиру начинать работу? - Вы можете выдавать ему деньги, необходимые для размена, в начале дня. - Как это оформить? - Расходным кассовым ордером.
*** - Планируем начать работу на крупных строительных ярмарках. Работа будет строиться так. На ярмарке будет находиться наш сотрудник, в обязанности которого входит прием заказов от населения. Прием денег будет оформляться договором, согласно которому сотрудник обязан от своего имени через банк перечислить эти деньги на счет нашей организации. Можно ли нам не ставить кассу? - Нет, если ваш работник будет принимать наличные деньги, то он будет действовать как представитель вашей организации. Организации же при приеме наличных обязаны применять контрольно-кассовую технику. - Но у нас маленькая организация... - Это не важно. Как только вы решите принять наличные за товары, работы или услуги, сразу же должны будете применять ККТ.
*** - Мы туристическое агентство, реализуем путевки и авиабилеты. Объясните, пожалуйста, должна ли я выписывать приходный кассовый ордер при поступлении денег от населения? - Нет при расчетах с физическими лицами приходный кассовый ордер выписывать не надо. Вы выписываете его только после закрытия смены на всю выручку, полученную за день. Это нужно, чтобы отразить выручку в кассовой книге. - Чем же мне тогда подтвердить получение денег? - Бланком строгой отчетности по форме ТУР-1 или кассовым чеком. - Спасибо, всего доброго! «Прямой разговор» подготовили Мария Щербакова, эксперт «УНП», и Анна Кононова, менеджер по работе с авторами «УНП» • Федеральный закон от 22.05.03 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».