Налоговым законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность для сельскохозяйственных товаропроизводителей выбора режима налогообложения. В данном случае речь идет об общем режиме налогообложения, а также о специальном режиме налогообложения, предусмотренным главой 26.1 Налогового кодекса РФ. Каждый из этих режимов имеет свою специфику. В данном разделе рассмотрен порядок применения общего налогового режима сельскохозяйственными товаропроизводителями.
При использовании сельскохозяйственными товаропроизводителями общего режима налогообложения, они признаются плательщиками налога на прибыль. Главой 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ установлен порядок исчисления и уплаты данного налога.
Государство оказывает поддержку сельскохозяйственным производителям. Одной из форм такой поддержки являются налоговые льготы. В соответствии со статьей 56 Налогового кодекса РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере.
Льготы по налогу на прибыль для сельскохозяйственных товаропроизводителей установлены статьей 2.1 Федерального закона от 6 августа 2001 г. №110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть, вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (далее - Федеральный закон № 110-ФЗ).
Если сельскохозяйственный товаропроизводитель не перешел на уплату ЕСХН по деятельности, связанной с реализацией произведенной сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, он платит налог на прибыль по льготным ставкам.
В соответствии со статьей 2.1 Федерального закона № 110-ФЗ распределение сумм налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, устанавливается в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Ставки налога на прибыль и распределение сумм налога между бюджетами на 2004-2016 годы приведены в таблице ниже.
Годы |
Ставка налога |
Распределение суммы налога на прибыль, исчисленной по налоговой ставке, между бюджетами Российской Федерации |
Федеральный бюджет |
Бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты |
2004-2012 |
0% |
|
|
2003-2015 |
18% |
3% |
15% |
С 2016 |
20% |
2% |
18% |
Субъектам Российской Федерации предоставлено право понижения налоговой ставки для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации. Таким образом, сельскохозяйственные товаропроизводители могут использовать льготный режим налогообложения по налогу на прибыль до 1 января 2016 года.
Однако в соответствии со статьей 2.1 Федерального закона № 110-ФЗ, для того чтобы организация могла пользоваться правом на льготное налогообложение, у нее должен быть статус сельскохозяйственного товаропроизводителя. Кроме того, она должна вести деятельность, связанную с реализацией произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции.
Сложность с определением статуса сельскохозяйственной организации состоит в том, что пи статьей 11 Налогового кодекса РФ, ни главой 25 Налогового кодекса РФ понятие «сельскохозяйственного товаропроизводителя» не введено. Такое понятие дано в главе 26.1 Налогового кодекса РФ. По мнению Минфина России, изложенному в письме от 14 мая 2005 года № 03-03-02-04/1/118, в целях главы 25 Налогового кодекса РФ необходимо применять понятие «сельскохозяйственные товаропроизводители», данное в Федеральном законе от 8 декабря 1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Согласно статье 1 указанного Федерального закона № 193-ФЗ, где под сельскохозяйственным товаропроизводителем понимается физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 процентов общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема производимой продукции.
Аналогичная точка зрения высказана в письме ФНС России от 14 сентября 2005 г. № ГИ-6-05/763 «О направлении письма Минфина России от 15 августа 2005 года № 03-05-02-03/40».
В соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» к сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся физические или юридические лица, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции.
Федеральный закон от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» содержит иное определение «сельскохозяйственного товаропроизводителя». Согласно данному Закону под сельскохозяйственными товаропроизводителями понимаются организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, доля выручки которых от реализации произведенной, произведенной и переработанной ими сельскохозяйственной продукции в общей выручке от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий год составила не менее 50 процентов.
Учитывая положения пункта 7 статьи 3 Кодекса о толковании всех противоречивых актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика, применение пониженных ставок по единому социальному налогу возможно теми налогоплательщиками, которые соответствуют критериям Федерального закона от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» или Федерального закона от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».
По мнению Минфина Российской Федерации, изложенному в Письме от 14 мая 2005 года №03-03-02-04/1/118, организация, являющаяся сельскохозяйственным товаропроизводителем и занимающаяся производством подакцизных товаров, вправе применять льготную ставку по налогу на прибыль организаций, установленную статьей 2.1 Федерального закона №110-ФЗ, при условии, что данная организация является сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 8 декабря 1995 года №193-Ф3 «О сельскохозяйственной кооперации».
Если организация не соответствует указанным критериям, то она не вправе применять льготную ставку налога на прибыль, полученную от производства и переработки сельскохозяйственной продукции. Такие организации являются плательщиками налога на прибыль в общем порядке.
Основываясь на письме Минфина Российской Федерации от 14 мая 2005 года №03-03-02-04/1/118, при оценке произведенной сельскохозяйственной продукции организациям следует руководствоваться Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными Приказом Минфина Российской Федерации от 28 декабря 2001 года №119н (Методические указания по бухгалтерскому учету МПЗ). В соответствии с пунктом 203 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ готовая продукция может оцениваться в аналитическом и в синтетическом бухгалтерском учете организации по фактической производственной себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и других затрат на производство продукции. В этом случае общий объем производимой продукции включает в себя произведенную сельскохозяйственную и иную продукцию. Для отнесения продукции к сельскохозяйственной необходимо руководствоваться Общероссийским классификатором продукции (ОК 005-93), утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30 декабря 1993 года №301.
Важным моментом является то, что организации, имеющие статус сельскохозяйственного товаропроизводителя в соответствии с Федеральным законом № 193-ФЗ, реализуют как сельскохозяйственную продукцию, так и промышленную продукцию, полученную в результате самостоятельной переработки выращенного сельскохозяйственного сырья. К прибыли, полученной от такой деятельности, организации вправе применить указанные выше льготные ставки налога.
В том случае, когда сельскохозяйственная организация реализует собственную сельскохозяйственную продукцию, переработка которой осуществлена силами переработчика (на давальческих условиях), применяется ставка налога, определенная в статье 284 Налогового кодекса РФ, то есть 24%. Об этом говорится в письме Министерства Финансов РФ от 14 мая 2005 года №03-03-02-04/1/118.
Страховые взносы
Главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают страховые взносы в фиксированном размере. По своему статусу они являются индивидуальными предпринимателями с момента регистрации хозяйства (п. 2 ст. 23 ГК РФ, п. 3 ст. 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"). На это указывает и п. 3 ст. 2 Закона N 212-ФЗ.
Глава КФХ уплачивает и за себя, и за каждого члена КФХ (ч. 2 ст. 14 Закона N 212-ФЗ):
- страховые взносы на ОПС в бюджет ПФР;
- страховые взносы на ОМС в бюджеты ФФОМС и ТФОМС.
Взносы по нетрудоспособности и материнству в бюджет ФСС РФ они не платят (за исключением случаев, когда добровольно вступили в отношения по данному виду страхования). Это предусмотрено ч. 5 ст. 14 Закона N 212-ФЗ.
Размер страховых взносов за каждое лицо определяется исходя из стоимости страхового года так же, как для самозанятых лиц.
Понятие "стоимость страхового года" закреплено в ч. 1 ст. 13 Закона N 212-ФЗ. По сути, это денежная сумма, которая в течение года должна поступить в бюджет того или иного внебюджетного фонда за застрахованное лицо. Тем самым это гарантирует предоставление ему страхового обеспечения.
Таким образом, стоимость страхового года и составляет величину страховых взносов, которые вы должны уплатить в бюджет соответствующего фонда за год.
Стоимость страхового года рассчитывается в соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона N 212-ФЗ по формуле:
СВОСС = ССГ = МРОТ x ТСВ x 12,
где СВОСС - сумма страховых взносов в бюджет соответствующего внебюджетного фонда - ПФР, ФФОМС или ТФОМС;
ССГ - стоимость страхового года;
МРОТ - минимальный размер оплаты труда на 1 января года, за который подлежат уплате страховые взносы;
ТСВ - тариф страховых взносов в бюджет соответствующего внебюджетного фонда.
Тарифы страховых взносов в текущем году составляют:
- в бюджет ПФР - 20%, из них:
а) для физических лиц 1966 года рождения и старше - 20% (полностью на страховую часть трудовой пенсии);
б) для физических лиц 1967 года рождения и моложе:
14% на страховую часть трудовой пенсии;
6% на накопительную часть трудовой пенсии <1>;
- в бюджет ФФОМС - 1,1%;
- в бюджет ТФОМС - 2%.
Для индивидуальных предпринимателей размеры страховых взносов, которые нужно уплатить в 2010 г., составляют:
- в бюджет ПФР - 10 392 руб. (4330 руб. x 20% x 12), из них:
а) для физических лиц 1966 года рождения и старше - 10 392 руб. полностью на страховую часть трудовой пенсии;
б) для застрахованных 1967 года рождения и моложе:
7274,40 руб. (4330 руб. x 14% x 12) на страховую часть трудовой пенсии;
3117,60 руб. (4330 руб. x 6% x 12) на накопительную часть трудовой пенсии;
- в бюджет ФФОМС - 571,56 руб. (4330 руб. x 1,1% x 12);
- в бюджет ТФОМС - 1039,20 руб. (4330 руб. x 2% x 12).
Таким образом, в 2010 г. для самозанятых лиц общий размер страховых взносов в бюджеты ПФР и ФОМС равен 12 002,76 руб.
С 2011 г. самозанятые лица начнут применять следующие тарифы страховых взносов (ч. 2 ст. 12, ч. 2 ст. 62 Закона N 212-ФЗ):
- в бюджет ПФР - 26,0%;
- в бюджет ФФОМС - 2,1%;
- в бюджет ТФОМС - 3,0%.
Страховые взносы за себя самозанятые лица должны перечислить в бюджеты ПФР и ФОМС не позднее 31 декабря текущего календарного года (ч. 2 ст. 16 Закона N 212-ФЗ).
Налог на доходы физических лиц
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) - один из самых проблемных для бухгалтерии любого предприятия. Как показывает опыт налоговых и аудиторских проверок, при исчислении и уплате этого налога бухгалтеры допускают очень много ошибок. И особенно - в нестандартных ситуациях, когда речь идет, например, о выдаче доходов в натуральной форме, о материальной выгоде, о различных компенсационных выплатах.
В соответствии со статьей 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Это относится в полной мере и к сельхозпроизводителям. На них лежит обязанность уплаты налогов. Однако в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей законодательством предусмотрены некоторые особенности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
В частности, для лучшего понимания, следует отделить крестьянские (фермерские) хозяйства от личных подсобных хозяйств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.1 Налогового кодекса РФ переход на уплату единого сельскохозяйственного налога или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» Налогового кодекса РФ. Согласно пункту 5 статьи 346.1 Налогового кодекса РФ правила, предусмотренные данной главой, распространяются на крестьянские (фермерские) хозяйства.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 11 июня 2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (Закон № 74-ФЗ) определено, что крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет деятельность без образования юридического лица. В соответствии со статьей 4 Закона № 74-ФЗ граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение. Соглашение о создании фермерского хозяйства должно содержать сведения о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства.
Согласно статье 5 Закона № 74-ФЗ фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, пунктом 2 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что глава этого хозяйства признается предпринимателем с момента его государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 октября 2003 № 630 государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
Несмотря на то, что ЕСХН упрощает жизнь, заменяя собой многие налоги, индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не освобождаются от исполнения предусмотренных Налоговым кодексом РФ обязанностей налоговых агентов. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства не заключает с членами хозяйства и договоры гражданско-правового характера, поскольку, создавая такое хозяйство, граждане реализуют свое право свободного кооперирования. Однако, поскольку выплату доходов членам хозяйства осуществляет непосредственно глава крестьянского (фермерского) хозяйства, согласно статье 226 Налогового кодекса РФ он выступает налоговым агентом.
В соответствии со статьей 15 Закона № 74-ФЗ каждый член фермерского хозяйства имеет право на часть доходов, полученных от деятельности фермерского хозяйства в денежной и (или) натуральной форме, плодов, продукции (личный доход каждого члена фермерского хозяйства). Размер и форма выплаты личного дохода каждому члену фермерского хозяйства определяются по соглашению между членами фермерского хозяйства. При этом члены хозяйства не являются плательщиками ЕСХН, а полученные ими доходы являются объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц.
В соответствии со статьей 226 Налогового кодекса РФ обязанностью налогового агента является исчисление, удержание и перечисление в бюджет налог на доходы физических лиц.
Если удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога невозможно, налоговый агент в течение одного месяца с момента возникновения обстоятельств обязан сообщить в налоговый орган по месту учета в письменном виде о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика, как того требует пункт 5 статьи 226 Налогового кодекса РФ. В такой ситуации исчисляется и уплачивается НДФЛ налогоплательщиком самостоятельно, Порядок этой процедуры предусмотрен статьей 228 Налогового кодекса РФ.
Вне зависимости от того, как предприятие будет производить выплаты - деньгами или сельхозпродукцией, начисленные суммы заработной платы облагаются налогами и взносами в общеустановленном порядке. |