Если организация не использует льготу при передаче рекламных товаров или стоимость единицы таких товаров составляет более 100 рублей, то придется начислить НДС. Как определить в этом случае налоговую базу? Налоговая база по НДС при безвозмездной передаче товаров определяется с учетом статьи 40 «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения» НК РФ (п. 2 ст. 154 НК РФ). По мнению Минфина, это означает, что организация должна рассчитать налог исходя из рыночных цен (письмо Минфина России от 16.08.05 № 03-04-11/205). Но на самом деле использование статьи 40 кодекса еще не означает применение рыночных цен. Напомним, что, согласно этой статье, налоговые органы имеют право проверить правильность применения цены по сделке в четырех случаях. Один из них - отклонение цены более чем на 20 процентов от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени. Если налоговики проходят этот этап, то они сравнивают использованную цену уже с рыночной. И при отклонении первой от второй более чем на 20 процентов налоговики вправе доначислить налоги исходя из рыночной цены. Если организация приобретает рекламные товары, то считается, что они куплены по рыночной цене. Начислив на нее НДС, входной налог в той же сумме организация поставит к вычету. Когда же организация раздает образцы своего производства, то при начислении НДС на сумму фактических расходов на их изготовление споров с налоговиками не избежать. Но если отклонение цены, использованной для расчета налоговой базы, будет в пределах 20 процентов от обычной цены реализации таких товаров, то, как мы уже сказали, налоговики не смогут проверить правильность применения цены, а значит, и доначислить НДС.
Бесплатная передача не всегда безвозмездная Когда сувенир или другая рекламная продукция передается покупателю при условии покупки другого товара (работы, услуги), то такая передача уже не будет считаться безвозмездной. А значит, организации не нужно начислять НДС на стоимость передаваемых рекламных товаров. К такому выводу приходят суды (см., к примеру, постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12.09.05 по делу № Ф03-А04/05-2/2663, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19.08.03 по делу № КА-А40/5796-03П).