Подавляющее большинство отелей имеют собственные рестораны. Основные требования, предъявляемые к ресторанам, определены в постановлении Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания».
Выручку от оказания услуг общественного питания гостиница по своему выбору может учитывать либо в составе доходов от обычных видов деятельности, либо включать ее в прочие доходы. Такое право предоставляется пунктом 4 ПБУ 9/99. Важно выбранный порядок прописать в приказе об учетной политике. Некоторые бухгалтеры гостиниц предпочитают выручку ресторана показывать в составе прочих доходов. Поскольку это позволяет оценить рентабельность как основной вид деятельности (предоставление номеров для проживания), так и дополнительных услуг.
В бухгалтерском учете гостиницы затраты, связанные с производством продукции ресторана, можно учитывать так: на счете 20 «Основное производство» только стоимость израсходованного сырья, а остальные затраты отражать на счете 44 «Расходы на продажу». Другой вариант - отражать все без исключения затраты, связанные с производством продукции, на счете 20 «Основное производство». Используемый вариант необходимо закрепить в учетной политике.
Нередко гостиницы включают в стоимость номера завтрак. Если он не предоставляется как отдельная услуга, то независимо от того, ел постоялец завтрак или не ел, стоимость питания не возвращается, а услуга считается оказанной. То есть отель учитывает стоимость завтрака в составе выручки от оказания гостиничных услуг (п.12 ПБУ 9/99).
Если отель продает завтраки отдельно, то есть предоставляет их как дополнительную услугу, то бухгалтеру гостиницы надо организовать учет посещений постояльцами ресторана. Ведь если проживающий заплатил за завтрак, но не воспользовался услугой, то в учете надо отразить аванс на сумму не оказанной гостю услуги. Если образовавшаяся переплата не востребована гостем при выезде или в течение трех лет, то по истечении трех лет аванс будет учтен в составе прочих доходов как кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности (ст. 196 Гражданского кодекса РФ, п. 8 ПБУ 9/99, п. 18 ст. 250 Налогового кодекса РФ).
Источник: И.А. Феоктистов, Гостиничный бизнес: особенности бухгалтерского учета и налогообложения |