Налоговая служба объявила войну организациям, чье реальное местонахождение отличается от указанного в Едином государственном реестре. Руководителям таких организаций налоговики грозят штрафами и отстранением от должности. Правда, в большинстве случаев эти угрозы не имеют под собой юридической основы.
Что попадает в реестр
Начнем с описания проблемы. То есть с того, почему налоговики считают, что фирмы, находящиеся не по тому адресу, который указан в ЕГРЮЛ, нарушают закон. Местонахождением организации Гражданский кодекс признает место ее государственной регистрации (ст. 54 ГК РФ). При этом уточняя, что госрегистрация проводится по местонахождению постоянно действующего исполнительного органа организации. Именно местонахождение постоянно действующего исполнительного органа требует указывать в Едином государственном реестре юридических лиц Федеральный закон от 08.08.01 № 129-ФЗ. При этом под постоянно действующим исполнительным органом законодательство понимает директора, генерального директора, президента и т. п. (ст. 40 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ст. 69 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).
Заметим, что законы предусматривают еще и возможность создания коллегиальных исполнительных органов - дирекции, правления и т. п. Но эти органы действуют наряду с единоличным руководителем (ст. 41 закона об ООО, ст. 70 закона об АО). Поэтому сведения о коллегиальном органе в инспекцию сообщать не надо. Проще говоря, в ЕГРЮЛ должны содержаться сведения о местонахождении единоличного исполнительного органа (директоре, президенте, генеральном директоре и т. п.). Соответственно об изменении местонахождения этого органа организация обязана известить налоговиков. Сделать это нужно в течение трех дней с момента переезда (п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ).
За что ответ держать Как видим, законодательство требует указать в ЕГРЮЛ данные о том, по какому адресу располагается не сама организация, а ее директор. Поэтому нельзя говорить ни о каком нарушении, если, например, производственные линии и 99 процентов персонала организации находятся по адресу, не указанному в ЕГРЮЛ, а руководитель располагается именно там, где требует реестр. Ведь в таком случае формальные требования закона выполнены.
Ну а что же грозит организациям, чье руководство находится по адресу, не указанному в Едином госреестре? Ответственность за такое нарушение устанавливает статья 14.25 КоАП РФ. В ней предусмотрены санкции за несообщение в инспекцию о смене местонахождения руководства и за сообщение заведомо ложных сведений. Причем наказание за второе нарушение гораздо строже - вплоть до дисквалификации руководителя.
Такая градация означает, что руководитель организации, которая изначально передала в инспекцию неверные сведения о местонахождении директора, будет наказан строже, нежели директор компании, которая просто не сообщила налоговикам о переезде генерального в другой офис.
Но эта строгость имеет и оборотную сторону. Ведь налоговикам придется документально подтвердить, что уже на момент подачи в инспекцию сведений о местонахождении единоличного исполнительного органа директор там не располагался. Сделать это в большинстве случаев достаточно сложно, так как между подачей сведений и проверкой, как правило, проходит достаточно много времени. Доказать же факт несообщения сведений о переезде гораздо проще. Тут достаточно лишь выехать по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, и в присутствии понятых и представителя организации составить протокол осмотра помещения (ст. 27.8 КоАП РФ). Этот протокол и будет служить доказательством того, что адрес, по которому реально находится руководство компании, не соответствует адресу, указанному в Едином госреестре.
Два месяца на проверку Но сложностями сбора доказательств проблема не исчерпывается. Есть в КоАП РФ статья, которая делает практически невозможным привлечение к ответственности и тех организаций, которые не сообщили о переезде руководства. Речь идет о статье 4.5 кодекса, устанавливающей сроки давности привлечения к административной ответственности. Названная статья говорит, что наложение административного взыскания невозможно, если с момента совершения нарушения прошло два месяца. Это значит, что если с даты переезда прошло два месяца и три дня, то оштрафовать за несообщение сведений уже не получится. Поясним эту цифру. Как мы уже упоминали, организация, у которой сменился адрес местонахождения руководства, обязана известить об этом инспекцию в течение трех дней. Соответственно если организация этого не сделала, то налицо факт нарушения, за которое предусмотрена ответственность. И именно с этого момента нужно отсчитывать срок давности привлечения к ответственности.
Заметим, что считать непредставление документов длящимся нарушением и отсчитывать срок давности с момента обнаружения нельзя. Ведь, как указал Президиум ВАС РФ, если для исполнения той или иной обязанности установлен четкий срок, то несоблюдение этого срока и образует нарушение. А значит, срок давности привлечения к ответственности начинает течь сразу же после окончания времени, отведенного на выполнение обязанности (постановление Президиума ВАС РФ от 31.01.06 № 10196/05). Кстати, налоговики также соглашаются с подобным подходом (письмо Управления МНС России по г. Москве от 02.06.03 № 11-10/29190). Аналогичная ситуация и с представлением неверных сведений - как только с даты их передачи в инспекцию минуло два месяца, штрафа руководителю можно не бояться.