Письмо Минфина России от 29.04.05 № 03-03-02-04/1/104 <Об учете в расходах уплаченного единого налога при применении упрощенной системы налогообложения> (опубликовано в приложении «Официальные документы» № 18, 2005)
Упрощенная система налогообложения в очередной раз подтвердила свой статус самого сложного спецрежима. На этот раз сложности возникли с порядком учета суммы уплаченного единого налога. А именно с тем, можно ли включить его в расходы следующего периода. Ведь прямого запрета на такие действия, в отличие от налога на прибыль, в главе 26.2 НК РФ нет. Минфин России высказал свое мнение по этому поводу в письме от 29.04.05 № 03-03-02-04/ 1/104. Заметим, что письмо, естественно, касается налогоплательщиков, у которых объект налогообложения «доходы минус расходы».
Расхода нет
В поисках ответа на вопрос об учете суммы налога Минфин обратился к пункту 1 статьи 346.16 НК РФ, в котором перечислены расходы, на которые можно уменьшить доходы. Проанализировав эту норму, министерство сделало вывод, что в ней нет такого расхода, как сумма уплаченного единого налога. При этом чиновники обращают внимание на то, что перечень в этой норме закона - исчерпывающий. То есть никакие другие расходы, кроме тех, которые прямо названы в статье 346.16 НК РФ, учесть при налогообложении нельзя. А значит, рассчитывая единый налог, плательщик не имеет права уменьшать доходы на суммы этого же налога, которые уже направлены в бюджет.
Или все же есть?
Но не все так просто. И подтверждает это все то же письмо Минфина. После отрицательного вывода о том, что оплаченный единый налог - это расход, специалисты главного финансового ведомства ссылаются на подпункт 22 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. На основании этой нормы авторы письма указывают, что плательщики единого налога вправе уменьшить полученные доходы на суммы налогов и сборов, от уплаты которых они не освобождены при применении упрощенной системы налогообложения. Но ведь налогоплательщики не освобождены и от уплаты единого налога при «упрощенке». Получается, что такой налог все же можно учесть в расходах. То есть Минфин противоречит сам себе. Сначала он утверждает, что учесть налог в расходах нельзя, а потом сам же приводит доводы в пользу противоположной точки зрения. Кстати, есть и еще несколько аргументов в пользу того, что налог можно учесть в расходах. Во-первых, учету налога в расходах не препятствует и пункт 2 статьи 346.16 НК РФ. Там приведены два условия, при которых расходы можно принять в целях единого налога. Первое - они должны соответствовать критериям пункта 1 статьи 252 НК РФ (экономическая оправданность и документальная обоснованность). С экономической оправданностью этих затрат не поспоришь. Ведь если их не осуществить, налогоплательщику будут начислены пени и штрафы. Второе условие - часть расходов принимается в порядке, аналогичном налогу на прибыль и, в частности, статье 264 НК РФ. А как известно, статья 264 НК РФ запрещает относить к расходам уплаченный налог на прибыль. Значит, по аналогии нельзя учесть в расходах и «упрощенный» налог. Но и здесь выходит загвоздка. Пункт 2 статьи 346.16 НК РФ не распространяет правила статьи 264 НК РФ на расходы в виде налогов и сборов. Во-вторых, нельзя забывать и о пункте 7 статьи 3 НК РФ. А согласно ему, все неустранимые неясности актов законодательства толкуются в пользу налогоплательщиков. В данном же случае такая неясность налицо.
Судам нужна сущность
В то же время при всей обоснованности точки зрения о том, что расходы по единому налогу можно уменьшить на этот же ранее перечисленный налог, есть одно «но». Судебная практика в последнее время все чаще не идет по формальному пути. И на решения судей всех уровней влияет экономическая сущность налоговых отношений. Поэтому, вполне вероятно, что судьи не займут в данном случае сторону плательщиков. М.В. Бурехина, эксперт «УНП»