Заявления о регистрации новых объектов игорного бизнеса можно направить по почте. То же самое касается заявлений об уменьшении количества налогооблагаемых объектов. Но нужно учесть, что днем представления заявлений инспекторы сочтут фактическую дату получения письма. А не дату отправления, проставленную на почтовом штампе. Об этом говорит письмо Управления ФНС России по Московской области от 08.08.05 № 19-39-И/0823. Аргументы авторов просты: кодекс обязывает налоговиков зарегистрировать объект азартного бизнеса или признать его выбытие с даты представления соответствующей заявки (п. 4 ст. 366 НК РФ). Однако кодекс не объясняет, что считать моментом представления, если заявление направляется по почте.
Платить придется заново
Если налог был уплачен по неверно заполненному поручению, придется платить заново. А перечисленную ранее сумму вернуть как излишне уплаченную. Об этом говорит письмо УФНС России по г. Москве от 14.07.05 № 10-3-03/3184. Авторы поясняют, что разноска в карточки «Расчеты с бюджетом» происходит в строгом соответствии с указанными в платежке реквизитами. И если, к примеру, в поле 101 (статус лица, оформившего документ) случайно проставить «02» (налоговый агент) вместо «01» (налогоплательщик), платеж обязательно окажется в категории невыясненных.
Ничего лишнего!
Добавление новых строк в счетах-фактурах может лишить организацию вычета по НДС. Об этом предупреждает письмо УФНС России по Московской области от 01.08.05 № 21-27-И/0179. Авторы напоминают, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером или же иными уполномоченными лицами. При этом после подписи должна стоять ее расшифровка. Но «подрисовывать» строки для указания должностей уполномоченных лиц ни в коем случае нельзя. Достаточно указания в скобочках фамилии и инициалов лица, подписавшего документ.
От рекламы выставляют щит
«Плата за аренду рекламных площадей в столице поднимется как минимум на 10 процентов», - заявил корреспонденту «УНП» председатель Комитета рекламы, информации и оформления г. Москвы Владимир Макаров. По его словам, комитет приготовил распорядительный документ, который устанавливает новые правила размещения «наружки», а также повышает тарифы за использование рекламных конструкций и щитов.
Расскажем все по порядку. Сейчас размещение рекламных площадей в столице происходит в порядке, установленном постановлением правительства Москвы от 22.01.02 № 41-ПП. Документ рассказывает, где и как можно размещать щиты и конструкции, а также сколько нужно за это платить. Власти города вознамерились усовершенствовать эту систему.
На заседании правительства Москвы 16 августа была принята за основу программа развития наружной рекламы, информации и оформления города на 2005-2007 годы. Как сообщил основной докладчик Владимир Макаров, документ посвящен нерешенным проблемам «наружки». Среди них, в частности, он назвал медленное прохождение согласований установки новых щитов и замены устаревших конструкций. По словам главы рекламного комитета, программа вводит упрощенный порядок согласования концепт-программ правительства - это проекты установки щитов и конструкций по определенным адресам. Предполагается, что чиновники еще на стадии подготовки обдумывают и согласовывают проект.
Вторая проблема, на которую Владимир Макаров обратил внимание, - это «засилье» крупномасштабной рекламы в центре города и низкие темпы запланированного сокращения количества рекламных щитов. Но и это со слов Владимира Петровича можно решить. Оказывается, программа опирается на проект распорядительного документа, который сейчас проходит согласование в правительстве. Документ модернизирует правила размещения рекламы в столице - он решает проблему сокращения рекламы, а заодно позволяет упорядочить «наружку» там, где ей суждено все-таки остаться. В чем суть этого распорядительного документа, после заседания нам рассказал Владимир Макаров. Чиновники предлагают новое зональное размещение рекламы - с учетом того, что в ближайшие два года наружной рекламы должно стать меньше на 20 процентов. Этот вопрос будет решаться частичной заменой конструкций на скроллеры (сооружения с меняющимися картинками). К примеру, привычного вида стенды должны полностью исчезнуть из центра города.
«Разумеется, мы будем разграничивать рекламные площади и по тарифным категориям», - также отметил в беседе с корреспондентом «УНП» Владимир Макаров. Речь идет, в частности, о том, что дорогостоящих площадей в городе прибавится: Третье транспортное кольцо решено включить в категорию высокооплачиваемых площадей. Более того, размер базовой ставки, установленной в постановлении № 41-ПП, будет увеличен. «Настолько, чтобы компенсировать потери бюджета за счет снижения поступлений после сокращений рекламных площадей», - лаконично объяснил Владимир Макаров. Но потом все же признался, что рекламодателям придется платить как минимум на 10 процентов больше, чем сейчас.
Что же касается программы развития «наружки» в целом, то здесь можно ожидать следующих сюрпризов. Мэр Юрий Лужков распорядился предусмотреть увеличение доли города в общих объемах рекламы. То есть собственники рекламных конструкций (а как утверждают в комитете, почти все щиты и стенды принадлежат компаниям) должны будут пожертвовать доходами ради социальной и экологической рекламы, а также «побольше хороших мест» отвести московским товаропроизводителям. Сейчас промышленники столицы уже имеют 50-процентную скидку, но эта реклама малоэффективна, «так как в городе ее мало», припечатал градоначальник в своем резюме. Мол, нужно помочь товаропроизводителям донести информацию о себе за счет рекламщиков. Оксана ИГОРЕВА
«Упрощенка» - не эстафетная палочка!
Нельзя унаследовать упрощенный режим налогообложения в результате преобразования организации в акционерное общество, сообщает письмо УФНС России по Московской области от 04.08.05 № 22-19-И/0157.
Казалось бы, к переродившейся организации переходят права и обязанности реорганизованного юрлица в соответствии с передаточным актом (п. 5 ст. 58 ГК РФ). Но вот завещать «упрощенку» при акционировании организация не может, предупреждают подмосковные налоговики. Логика в письме такова. Согласно Федеральному закону от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», данные юрлица могут быть созданы путем учреждения и путем реорганизации. Новая организация считается созданной с момента госрегистрации. В то же время НК РФ позволяет вновь созданным организациям и вновь зарегистрированным предпринимателям применять «упрощенку» (п. 2 ст. 346.13 НК РФ). Они могут подать заявление о переходе в момент постановки на учет. И в этом случае получат право применять спецрежим с момента создания организации.
При акционировании возникает новое юрлицо - акционерное общество. И на него, рассуждают авторы, распространяется указанный в данной налоговой норме порядок перехода на «упрощенку». То есть «наследник» должен заявить о своем желании продолжить «семейные» традиции по уплате единого налога. И если после преобразования организация не превратилась в банк, ломбард или не обзавелась филиалами, она может смело подавать заявление о причислении себя к «упрощенцам». Полный список тех, кому переход на «упрощенку» запрещен, приводится в пункте 3 статьи 346.12 НК РФ.
«Данную логику можно применить к любым реорганизациям с изменением организационно-правовой формы», - подчеркнули корреспонденту «УНП» в подмосковном УФНС. По словам специалистов, правопреемник «упрощенца» всегда встает перед выбором - платить единый налог или оставаться на общей системе. И не может по умолчанию стать «спецрежимником». Зато не придется мучаться вопросом, нужно ли, к примеру, правопреемнику платить начисленные «прародителю» пени. Разумеется, нужно, отмечают авторы письма. Ведь исполнение налоговых обязательств передается реорганизованному юрлицу вне зависимости от факта, было известно о недоимке до реорганизации или нет (ст. 50 НК РФ). Роксана АХМЕДОВА
Займы облагайте как следует
Низкопроцентная ссуда от работодателя отлично стимулирует подчиненного. Какие обязательства возникают у организации по налогу на прибыль и у работника по налогу на доходы физлиц? Об этом рассказывает письмо УФНС России по Московской области от 13.07.05 № 22-19-и/0123 (опубликовано на стр. 7 московской вкладки). Однако налоговики сделали такой сенсационный вывод, что корреспонденту «УНП» пришлось обращаться за комментариями к авторам.
Объясним все по порядку. Документ начинается с пояснения, что с работником можно заключить договор займа, оговаривающий проценты за пользование заемными деньгами. Если же договор не содержит пункта о размере процентов и в нем нет указания на беспроцентную ссуду, то организация может претендовать на проценты в размере ставки банковского процента (или рефинансирования) на день возврата долга или его части (ст. 809 ГК РФ).
Что учитывать в целях налогообложения прибыли организации? Налог на прибыль взимается с полученных от заемщика процентов. Ведь такие суммы учитываются в составе внереализационных доходов (п. 6 ст. 250 НК РФ). При этом сумма в счет погашения долга в налоговую базу не включается (подп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ). Таким образом, кредитор облагает налогом на прибыль полученные проценты, а сама возвращенная сумма при налогообложении прибыли не учитывается. А по беспроцентному займу дохода у организации вообще не будет и облагать налогом ничего не надо, отмечают авторы.
Вся эта щедрость «окупается» при налогообложении облагодетельствованного заемщика. Как напоминают подмосковные налоговики, работник может уполномочить организацию, выдавшую заем, исчислить и заплатить налог на доходы с материальной выгоды. Она возникает у сотрудника при беспроцентном пользовании чужими деньгами. И также когда проценты по рублевому займу ниже 3/4 ставки рефинансирования, а по валютному - не достигают 9 процентов годовых (п. 2 ст. 212 НК РФ).
Виртуальная выгода заемщика возникает из как бы недоплаченных сумм процентов. То есть при беспроцентном займе или когда проценты меньше, оговоренных в пункте 2 статьи 212 НК РФ из расчета, что рублевая ставка могла быть 3/4 ставки рефинансирования (9 процентов в валюте)*. К примеру, 10 тыс. долларов, выданных в беспроцентное пользование, приводят к 900 долларам «выгоды». А выданные под 6 процентов годовых - к экономии в 300 долларов: (9 процентов - 6 процентов) 5 10 тыс. долларов. С этой выгоды и нужно перечислить за работника 35 процентов в пользу бюджета (п. 2 ст. 224 НК РФ).
В письме же авторы неожиданно заявляют, что налог взимается по ставке 13 процентов! «Это не ошибка, - успокоили нас в региональном УФНС, - мы имели в виду конкретную ситуацию, когда организация предоставляет сотруднику целевой заем на покупку жилья. С этого года такие кредиты облагаются НДФЛ по ставке 13 процентов». Оксана ИГОРЕВА * См. также «УНП» № 18, 2005, стр. 16 «Кредит для особо сознательных».
Премия уволенным идет в расходы
Премию, выплаченную уволившемуся работнику, можно отнести на расходы. Какие условия для этого можно соблюсти, специалисты Управления ФНС России по г. Москве напомнили в обнародованном на прошлой неделе письме от 21.07.05 № 20-12/52413. Авторы письма обосновали свой ответ двумя простыми аргументами. Учесть премию как расходы на оплату труда можно лишь в том случае, если она предусмотрена трудовым или коллективным договором (ст. 255 НК РФ). В то же время вознаграждения, не указанные в трудовом договоре с работником, налоговую базу по налогу на прибыль не уменьшают (п. 21 ст. 270 НК РФ). Соответственно если в трудовом договоре уволившегося работника была предусмотрена, скажем, ежегодная премия, то выплаченную по итогам года сумму можно отнести на расходы. Даже если вознаграждение получает бывший сотрудник.
А правомерно ли относить выплаты на расходы, если поощрение предусмотрено не трудовым, а коллективным договором? Да, ответили специалисты Управления ФНС России по г. Москве. Но лишь в том случае, если в трудовом договоре сотрудника сделана ссылка на соответствующий пункт коллективного договора организации. Илья ВАСИЛЬЕВ
Добро обжаловать!
Поиск правды в вопросах налогообложения все чаще приводит в суд. Такой вывод сделал Федеральный арбитражный суд Московского округа, опубликовав на своем сайте официальный отчет о проделанной работе за первые шесть месяцев этого года. По данным суда, за первое полугодие количество налоговых дел увеличилось в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2004 года. Помимо этого судьи отмечают всплеск жалоб по вопросам государственной регистрации, а также заключения, изменения и расторжения договоров. Зато в меньшей степени являются поводом для судебных разбирательств права собственности, действительность договоров и вопросы реорганизации и ликвидации.
Как следует из отчета, все чаще дела отправляются на новое рассмотрение, причем подавляющее большинство - в первую инстанцию. Авторы строго заключают, что суды первой инстанции уделяют «недостаточное внимание установлению фактических обстоятельств, имеющих значение».
Впрочем, справедливости ради авторы отчета признают, что качество принимаемых ими самими решений тоже не улучшилось. В первом полугодии в порядке надзора Президиум ВАС РФ проверил судебные акты по 23 делам, рассмотренным в Федеральном арбитражном суде Московского округа. И по 19 отменил решения из-за нарушения «единообразия в толковании и применении судом норм гражданского, налогового, административного и процессуального законодательства». Но судьи не видят причин для особой грусти. «В процентном отношении количество отмен осталось примерно на том же уровне», - резюмируют они. Александр ШАХОВ
Прямой разговор на тему: «Упрощенная система налогообложения»
На связи с читателями Тамара Михайловна Ухина, главный государственный налоговый инспектор отдела ресурсных, имущественных и прочих налогов УФНС России по г. Москве
- Добрый день. Скажите, пожалуйста, надо ли организациям, применяющим «упрощенку», сдавать учетную политику в налоговую инспекцию? - Вы имеете в виду приказ об учетной политике вместе с годовой отчетностью? - Совершенно верно. - По закону о бухгалтерском учете* организации, применяющие упрощенную систему, освобождены от ведения бухучета. Следовательно, формировать учетную политику и сдавать ее в налоговые органы не надо. Но я вам советую создать внутренний документ (например, приказ), в котором будут раскрыты основные моменты вашего учета доходов и расходов. В конечном итоге он может пригодиться вам для подтверждения того или иного метода учета отдельных операций при возникновении споров с налоговой инспекцией. - Еще один вопрос. Как быть с расходами на приобретение бухгалтерских программ? - Так вы же бухгалтерский учет не ведете... - В том-то и дело, что ведем. Мы выплачиваем дивиденды, и данные бухучета нам необходимы для их расчета. - Да, действительно вам необходим бухгалтерский учет. В этом случае вы добровольно отказываетесь от освобождения по ведению бухучета. ФНС России в таком случае принимает в качестве расходов затраты на оплату бухгалтерских программ. - А расходы на правовые базы данных можно учесть в «упрощенке»? - Здесь все зависит от вида деятельности. Если вы, к примеру, оказываете консультационные услуги, тогда эти расходы учесть можно.
Справки даем
Пусть сначала обанкротят
«...Объясните, пожалуйста, как нам поступить в следующей ситуации. У нас с 2000 года остались денежные средства на счете в банке. Сейчас идет процедура банкротства. Когда этот долг банка мы можем отнести в расходы? Можно ли списать их в связи с истечением срока исковой давности? Ведь три года уже прошло...» Е.Н. Стомова, г. Жуковский Московской обл.
Нет, сейчас списать такую задолженность как нереальную к взысканию вы не можете. В связи с тем, что введена процедура банкротства, основанием для списания денег может быть только судебное решение о ликвидации банка. При этом у вас должен быть и еще один документ - судебное определение о том, что все требования кредиторов, оставшиеся без исполнения, считаются погашенными.
Проще говоря, чтобы задолженность попала в расходы, вам надо подтвердить три факта. Первый - банк действительно ликвидирован. Второй - задолженность вам не погашена (полностью или частично). И третий - суд признал неисполненные требования погашенными.
Обратите внимание на поправки, внесенные в главу 25 НК РФ Федеральным законом от 06.06.05 № 58-ФЗ. По ним списать в качестве сомнительных долгов, нереальных к взысканию, можно только задолженность, возникшую в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Отвечала Г.В. Лазарева, заместитель начальника отдела налогообложения прибыли (доходов) УФНС России по г. Москве
Одной лишь секцией не обойдешься
«...Аренда торговых помещений в Москве сейчас стоит недешево. Поэтому мы решили объединиться и снять помещение для торговли вчетвером. То есть в одном магазине будут торговать четыре предпринимателя. Но при этом хотим установить только один кассовый аппарат. Так удобнее и покупателям, и нам. Соответственно через кассу будет проводиться товар, принадлежащий разным налогоплательщикам. Как нам правильно зарегистрировать такую ККТ? Можно ли проводить товары, принадлежащие разным предпринимателям, через разные секции ККТ?..» К.П. Мельников, г. Москва
Зарегистрировать один кассовый аппарат на нескольких предпринимателей одновременно нельзя. Это вытекает из статьи 4 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». В ней говорится, что ККТ, применяемая предпринимателем, должна быть зарегистрирована в инспекции по месту учета этого предпринимателя в качестве налогоплательщика. Как видите, речь идет о конкретном лице. Поэтому приобретенный вами кассовый аппарат будет регистрироваться только на одного из предпринимателей.
В то же время требование о регистрации ККТ на одного предпринимателя не означает, что через кассу не могут проходить деньги за товары, принадлежащие вашим компаньонам. Просто для этого вам надо заключить между собой агентский договор. По нему владелец ККТ должен быть агентом, а остальные - принципалами. В таком случае агент от своего имени будет торговать товарами, принадлежащими принципалам. Соответственно все деньги будут проходить через кассовый аппарат агента.
При этом вся выручка будет фиксироваться у того предпринимателя, на которого зарегистрирован кассовый аппарат. Что касается разбивки по секциям, то ее использовать можно. Но лишь как дополнение к агентскому договору для организации учета проданного товара.
Отвечал В.А. Чернышов, старший государственный налоговый инспектор отдела оперативного контроля и применения ККМ УФНС России по г. Москве