Именно такие слова надеется услышать налогоплательщик в инспекции филиала, подавая в нее сведения о налоговых платежах. Так нет же, фискалы в таких случаях выносят решение о привлечении к ответственности за непредставление декларации. Но на самом деле с наказанием налоговикам торопиться не стоит.
Е.Г. Краснова, ведущий юрисконсульт ОАО «Кузбассэнерго»
Налоговый кодекс обязывает плательщиков налога на прибыль представлять сведения о суммах авансовых платежей в инспекцию по местонахождению обособленных подразделений (абз. 2 п. 3 ст. 288 НК РФ). Такая обязанность связана с тем, что организации, имеющие подразделения, платят налог в особом порядке (ст. 288 НК РФ). Федеральная часть налога на прибыль исчисляется и уплачивается такими предприятиями только по местонахождению головной организации и не распределяется по подразделениям. А вот уплата части налога, причитающейся субъектам Федерации (а по итогам 2004 года и в местные бюджеты), производится как по местонахождению фирмы, так и по местонахождению ее подразделений. Соответственно о сумме налоговых платежей (как авансов, так и налога), внесенных по местонахождению филиала, представительства или другого обособленного подразделения, организация обязана известить местную инспекцию. И сделать это надо в тот же срок, который установлен для подачи налоговых деклараций (абз. 2 п. 3 ст. 288 НК РФ). Но о том, какова природа этого «извещения», Налоговый кодекс не говорит.
Извещение или декларация
Такое положение дел дает возможность налоговикам приравнивать «филиальную» информацию к налоговой декларации по налогу на прибыль. При таком подходе непредставление этих документов грозит налогоплательщику штрафом по статье 119 НК РФ как за непредставление налоговой декларации. Штраф по этой статье рассчитывается в процентах от суммы, указанной в декларации, и не может быть менее 100 рублей (при просрочке до 180 дней). Но, на наш взгляд, подобные действия налоговиков незаконны, поскольку сведения, представляемые по местонахождению подразделений, не являются налоговыми декларациями. Дело в том, что статья 288 НК РФ не случайно говорит о том, что в инспекцию по местонахождению подразделения представляются именно сведения о суммах авансовых платежей и налога, а не декларация. Ведь декларация направляется в налоговый орган не только и не столько с целью сообщения данных о размере налоговых платежей. Основное назначение декларации - обеспечение проверки правильности исчисления налога. Декларация также позволяет контролировать своевременность уплаты налогов. Именно поэтому за непредставление декларации законодатель установил ответственность в процентах от суммы налога. У предоставления же сведений цель совершенно другая - информирование инспекции об уплате суммы налога по местонахождению подразделения. Об этом говорит тот факт, что «местные» инспекции получают не всю информацию, которая содержится в декларации по организации в целом, а лишь часть. Это, например, сведения о должностных лицах филиала, о налоговой базе, исходя из доли обособленного подразделения, о сумме налога, которую филиал платит по своему местонахождению. Сведения о суммах налога по подразделениям дублируются и включаются в общую сумму налога на прибыль в декларации головной организации (см. приказ МНС России от 29.12.01 № БГ-3-02/585 «Об утверждении инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций»). То есть по местонахождению головной организации подается декларация по налогу на прибыль, в которой приведена в том числе и информация об уплате налога по обособленным подразделениям (п. 5 ст. 289 НК РФ). Таким образом, «местная» инспекция не получает информации ни о доходах и расходах организации, ни об источниках доходов, ни о налоговых льготах, ни об общей сумме налога в целом по организации. Поэтому у инспекции по местонахождению подразделения нет фактической возможности проверить правильность исчисления налога, даже в части бюджета субъекта Федерации. Из всего этого можно сделать вывод, что сведения, представляемые по местонахождению подразделения, не обладают признаками налоговой декларации (п. 1 ст. 80 НК РФ), а значит, таковой не являются. Это в свою очередь означает, что за непредставление подобных сведений штраф по статье 119 НК РФ взыскать нельзя. Не должна смущать и ссылка на аналогичность срока предоставления сведений и налоговых деклараций. Таким образом законодатель лишь устанавливает срок сдачи сведений, а вовсе не приравнивает их к декларации.
Ошибка законодателя
«Ложку дегтя» в эти рассуждения вносит пункт 1 статьи 289 НК РФ. В нем говорится, что налогоплательщик обязан представлять по местонахождению каждого обособленного подразделения соответствующую налоговую декларацию. Но, как мы уже отмечали, налоговая декларация должна содержать информацию, на основе которой налоговики проверяют правильность исчисления и уплаты налога (ст. 80 НК РФ). Поэтому с учетом формулировок статей 80 и 288 НК РФ представляется, что законодатель допустил лексическую ошибку в пункте 1 статьи 289 НК РФ. Кроме того, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности должны трактоваться в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ). Ну и, наконец, последний аргумент в пользу неприменения статьи 119 НК РФ. В том случае, если налогоплательщик пропустил одновременно и срок представления декларации по организации в целом, и срок представления «филиальной» декларации, наложение штрафа по статье 119 НК РФ будет нарушать принцип однократности привлечения к ответственности (п. 2 ст. 108 НК РФ). Ведь базой для начисления штрафа за непредставление декларации служит сумма налога по организации в целом (ст. 119 НК РФ). А эта сумма включает в себя и ту часть налога, которая вносится в бюджет субъекта Федерации. Тот же расчет проводят и инспекции «на местах». Получается, что инспекция по местонахождению подразделения повторно вводит в базу «местную» сумму налога для расчета штрафа, а это недопустимо. Поэтому ответственность по статье 119 НК РФ возможна лишь при задержке представления декларации по организации в целом. За непредоставление в положенный срок информации по обособленным подразделениям штраф должен налагаться по другой статье - статье 126 НК РФ. Максимальный размер санкции по этой статье составляет всего 50 рублей за каждый непредставленный документ.