Что следует учитывать при налоговой оптимизации? / В помощь бухгалтеру / Консультации специалистов /
Где проходит грань между уклонением от уплаты налогов и их оптимизацией? Этот вопрос интересует налогоплательщиков, которые стремятся уменьшить платежи в бюджет строго в рамках закона. Об этом - цикл статей в нашей газете (см. начало в "БК " N 41-42). При проведении оптимизации в первую очередь необходимо выяснить, какой предполагаемый экономический эффект от внедряемой технологии налоговой оптимизации вы получите, т.е. провести расчет суммы снижения налоговых платежей, сумму затрат на проведение мероприятий по оптимизации. После этого следует оценить степень риска, допускаемого выбранным методом налоговой оптимизации.
При обсуждении методов налогового планирования конкретных операций или всей коммерческой деятельности в целом необходимо выяснить сложность вопросов, требующих разрешения в процессе оптимизации. При этом следует иметь в виду, что чем сложнее, запутаннее и неопределеннее обоснование законности предполагаемого способа снижения налогового бремени (привлечение третьих лиц, построение всей схемы оптимизации исключительно на пробелах законодательства и др.), тем выше вероятность, что оно вызовет претензии у контролирующих органов. Для снижения рисков при проведении мероприятий по оптимизации рекомендуется придерживаться следующих принципов:
1. Принцип разумности. Разумность в налоговой оптимизации означает: "все хорошо, что в меру". Схема налоговой оптимизации должна быть продумана до мелочей; нельзя упускать из виду ни одной малейшей детали.
Особенно важно это правило в схемах налоговой оптимизации налога на прибыль за счет увеличения расходов в целях налогообложения. Дело в том, что в соответствии со ст. 252 Налогового кодекса РФ расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли, должны быть обоснованными. В то же время согласно абз. 3 п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ: "Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме". Представляется, что экономическая оправданность затрат является оценочной категорией, а это означает, что само установление оправданности или неоправданности становится причиной налоговых конфликтов. Конкретные и четкие критерии экономической обоснованности и экономической оправданности расходов вырабатывает судебная практика. Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 21.02.2005 г. N А56-22455/04 указывается: "Понятие "экономическая оправданность затрат" не дано ни в одном акте действующего законодательства Российской Федерации. Законодательство о налогах и сборах также не содержит никаких разъяснений данного понятия для целей налогообложения. Только в Методических рекомендациях по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.12.2002 г. N БГ-3-02/729, указано, что "под экономически оправданными расходами следует понимать затраты, обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота".
Следовательно, термин "экономическая оправданность" является оценочной категорией, а это означает, что при возникновении сомнений в оправданности произведенных расходов налоговый орган в силу статей 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ должен доказать данное обстоятельство. В частности, налоговый орган должен показать отрицательные последствия данных экономически не оправданных затрат для финансово-экономической деятельности предприятия.
2. Принцип комплексного расчета экономии и потерь. При формировании того или иного способа налоговой оптимизации должно быть рассмотрено изменение налогообложения деятельности предприятия в целом и учтены расходы на проведение меро-приятий по оптимизации. Во-первых, всестороннему анализу должны быть подвергнуты возможные последствия внедрения конкретного метода налогового планирования с точки зрения всей совокупности налогов. Во-вторых, при выборе метода налогового планирования необходимо учитывать требования иных отраслей законодательства (антимонопольного, таможенного, валютного и т.д.).
3. При осуществлении налоговой оптимизации уделите пристальное внимание документальному оформлению операций. Небрежность в оформлении или отсутствие необходимых документов может послужить формальным основанием для переквалификации налоговыми органами всей операции и, как следствие, привести к применению более обременительного для предприятия порядка налогообложения.
Суммы, отраженные в документах бухгалтерского учета, должны точно соответствовать цене договора и сумме произведенных платежей. Основание для перечисления денежных средств в платежных документах должно соответствовать формулировке заключенного договора. Это необходимо для более эффективной защиты интересов предприятия в случае возникновения спора.
4. Принцип комплексной налоговой экономии (принцип многообразия применяемых способов минимизации налогов). Хотелось бы отметить, что распространено мнение, что можно снизить налоговые платежи, используя одну чудодейственную схему. Однако, как показывает практика, наиболее эффективные результаты налоговая оптимизация приносит только при использовании всех методов в комплексе.
5. Нельзя строить метод налоговой оптимизации исключительно на пробелах в законодательстве. Не рекомендуется строить налоговую оптимизацию на основе пробелов в законодательстве. Такая деятельность является квалифицированной, требует индивидуального подхода и сопряжена с риском, поскольку, как показывает практика, в данном случае защита интересов налогоплательщика должна осуществляться только в судебном порядке. Прогнозировать же направление судебной практики по тому или иному вопросу невозможно. Аргументация того или иного метода оптимального налогообложения должна быть простой, доступной и по возможности основываться на конкретных статьях российского законодательства. При этом хотелось бы специально отметить, что в соответствии с п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ: "Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика". В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что "при рассмотрении налоговых споров, основанных на различном толковании налоговыми органами и налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах, судам необходимо оценивать определенность соответствующей нормы".
Окончательные ответы на данные вопросы вырабатываются в ходе судебной практики применения Налогового кодекса РФ (например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.03.2005 г. N А05-15872/04-18; постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.11.2004 г. N А52/1945/2004/2). Кроме этого, оперативность внесения изменений и дополнений в нормативные документы очень высока. При этом существует реальная опасность введения нового порядка исчисления и уплаты налогов (и соответственно ответственности за его нарушения) задним числом.
В соответствии со ст. 4 Налогового кодекса РФ нормативные документы ФНС РФ (инструкции, письма, приказы, методические разъяснения) не относятся к законодательству о налогах и сборах, а следовательно, данные акты не могут регулировать налоговые отношения и изменять или дополнять налоговое законодательство. Вместе с тем они обязательны для исполнения территориальными налоговыми органами.
6. Нельзя строить способ оптимизации налогообложения только на смежных с налоговым законодательством отраслях права (гражданском, банковском, бухгалтерском и т.д.). При формировании системы налогового законодательства РФ не учитывалась взаимосвязь и привязка налогового права к нормам и положениям других отраслей права. Налоговое законодательство реализуется практически в собственной правовой плоскости. Наиболее существенный отрыв произошел от сферы гражданского законодательства.
Так, согласно статье 2 Гражданского кодекса РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Иными словами, по общему правилу нормы гражданского права к налоговым правоотношениям не применяются. И это несмотря на то, что гражданское законодательство выступает основанием для большинства операций, в результате которых возникает обязанность по уплате налогов.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 11 Налогового кодекса РФ: "Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом". Иными словами, в ряде случаев фискальное содержание тех или иных терминов в российском законодательстве сохраняется. При построении любой схемы оптимизации следует учитывать, что для целей налогообложения используется самостоятельная система налогового учета (правила бухгалтерского учета применяются к порядку налогообложения только в случаях прямо предусмотренных налоговым законодательством).
7. Принцип конфиденциальности. Предприниматель, распространяющийся о своих удачах в области уменьшения налогов, может столкнуться с возмущением общественного мнения, что в конечном итоге может лишний раз вызвать негативное отношение со стороны государственных органов. Примененный налоговым оптимизатором метод может быть использован другими предпринимателями и приобретет массовое распространение, что впоследствии может вызвать изменение законодательства.
Александр СУХАНОВ, аудиторская фирма "Гудвилл"
/audit29.ru, 14.11.2005/
Вбил гвоздь - плати НДС
Юристы омского "Центра правовой защиты" намерены доказать, что услуги ТСЖ не облагаются НДС.
Анализ обращений граждан в Центр правовой защиты показал, что одними из наиболее острых сейчас стали вопросы организации и деятельности ТСЖ, а среди них - обложение ЖСК и ТСЖ налогом на добавленную стоимость. Как пояснили ДО-инфо представители центра, ТСЖ и ЖСК являются некоммерческими организациями, создаются для удовлетворения собственных потребностей и существуют на платежи от их членов. Оказалось, что сейчас многие ТСЖ и ЖСК оказались перед угрозой разорения. С 1 января 2004 они считаются плательщиками налога на добавленную стоимость - 18% от стоимости их услуг "самим себе" по техническому обслуживанию, капитальному и текущему ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства. Абстрактные проценты выливаются в конкретные суммы: приблизительно один рубль с квадратного метра жилья в месяц. Кроме НДС, с некоммерческих партнерств жильцов могут взыскать штрафы, как со злостных неплательщиков. Юристы и аудиторы Центра правовой защиты считают, что платежи, поступающие от членов ТСЖ и ЖСК на содержание своего имущества не подлежат налогообложению. НДС могут облагаться только услуги, предоставляемые не членами организаций и другими юридическими лицами. ЦПЗ направил в налоговую служба запрос о законности взимания НДС.
Независимые эксперты скептически оценили шансы адвокатов ТСЖ при подобной постановке вопроса. Ведь если упомянутые платежи оформлялись именно как плата за оказанные услуги, то доказать их другой правовой статус будет чрезвычайно сложно. По крайней мере, на региональном уровне. Это, вероятнее всего, потребует специального разъяснения высших судебных инстанций о необходимости действовать "по сути, а не по форме". Более правильным в данной ситуации было бы срочное изменение уставов ТСЖ, позволяющее им проводить все платежи жильцов именно как взносы участников некоммерческих партнерств, которые расходуются на уставные цели.
/ДО-инфо, 12.11.2005/
|
|