Платить налоги станет приятнее / В помощь бухгалтеру / Консультации специалистов /
Российские налоговики обещают повысить качество обслуживания налогоплательщиков. Эксперты говорят, что служба прилагает усилия к улучшению обслуживания компаний и граждан, но при этом очереди в инспекциях по-прежнему сохраняются, а получить внятный ответ на запрос почти невозможно.
"Федеральной налоговой службой (ФНС) постоянно проводится работа по повышению эффективности организации работы с налогоплательщиками",- говорится на сайте ФНС. Действительно, год назад был разработан регламент работы с налогоплательщиками, который предписывает налоговикам предоставлять информацию о действующих налогах, законодательстве, порядке оформления налоговой отчетности, периодичности, ставках и сроках уплаты налогов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по другим вопросам. Эти сведения можно получить, лично обратившись к сотруднику инспекции, прочитав информацию на стенде либо же позвонив по телефону или сделав письменный запрос.
В ближайшее время налоговики планируют пойти еще дальше и создать информационный справочник вопросов и ответов, который позволит ускорить получение налогоплательщиком необходимой информации. "Указанный информационный ресурс будет содержать структурированные и формализованные данные и иметь поисковую систему, позволяющую консультанту-информатору оперативно классифицировать заданный налогоплательщиком вопрос и дать оптимально исчерпывающий ответ",- говорится в сообщении ФНС. Этот информационный ресурс может быть использован налогоплательщиками самостоятельно в интерактивном режиме на "гостевых" компьютерах инспекций.
Кроме того, фискалы обещают повышать культуру обслуживания налогоплательщиков. В частности, в ближайшее время ФНС планирует обучать сотрудников территориальных органов по программе "Культура и психология делового общения". "С сотрудниками отдела работы с налогоплательщиками постоянно проводятся беседы о необходимости внимательного и корректного отношенияк налогоплательщикам, не унижающего их чести и достоинства",- расшифровывает свои намерения служба. Выдерживать стресс от общения с измученными неясным законодательством и стоянием в длинных очередях бухгалтерами инспекторов учат психологи.
Также ФНС продолжает разрабатывать понятные для налогоплательщиков инструкции по заполнению налоговых деклараций. В частности, такие инструкции должны содержать пошаговое описание заполнения декларации, примеры заполнения, а также графические элементы, содержащие описываемый фрагмент декларации. Правда, как налогоплательщик, подающий декларацию о доходах, замечу, что заполнить ее самостоятельно - даже при наличии подробной инструкции - весьма непросто: на двух десятках страниц нужно неоднократно написать сумму различных доходов, вычетов, уплаченных налогов, сумму возврата налога. И ничего не перепутать. Испортив второй экземпляр декларации, понимаешь, что, видимо, нужно либо просить о помощи налогового инспектора, либо упрощать саму форму декларации.
Эксперты отмечают и явные улучшения в работе налоговиков. "Меня восхитила работа по присвоению ИНН,- говорит глава экспертного совета комитета по бюджету и налогам Госдумы Михаил Орлов.- Присвоение номера и получение документа занимает около получаса, и это стало уже нормой жизни".
Совсем недавно стало возможно через интернет своевременно получать информацию о порядке заполнения платежного поручения: его форму именно для конкретной компании и по конкретному налогу можно получить в течение нескольких минут.
Между тем самые больные вопросы в отношениях инспекции и налогоплательщиков остались нерешенными.
"Очереди в двадцатых числах месяца, когда главбухи отчитываются по НДС, по-прежнему существуют, и люди занимают очередь чуть ли не с рассвета",- говорит Михаил Орлов. А получение внятного ответа на запрос налогоплательщикам приходится ждать долго. "В лучшем случае приходит отписка, в худшем - бумажка, в которой написано что-то вроде "с какой стати мы должны вас консультировать?",- рассказывает Орлов.- А в прошлом году появилось еще одно ноу-хау, когда налоговики начали возвращать запросы с пометкой о том, что к письму не приложены документы, подтверждающие, что ваш гендиректор обладает достаточными полномочиями, чтобы нас спрашивать".
Хотя, по словам предпринимателей, степень "приятности" общения с инспектором часто зависит от самого инспектора.
"Наш налоговик вполне вежливо отвечает нам на вопросы,- говорит главбух фирмы, занимающейся маркетинговыми исследованиями, Анна Усольцева.- Иногда, правда, посылает по кабинетам, приходится стоять в очереди, но в последнее время налоговая работает лучше, чем еще несколько лет назад".
/Rokfeller.ru, 05.09.06/ |
|