Объединение расходов издательства в калькуляционные статьи производится с учетом их производственно - технологического назначения и места возникновения. Как правило, в издательствах применяются следующие калькуляционные статьи: - расходы на авторские вознаграждения; - расходы на вознаграждение за художественно-графические работы; - расходы на полиграфические работы; - расходы на материалы; - редакционные расходы; - общеиздательские расходы; - расходы на продажу; - потери от брака (только в отчетных калькуляциях).
В статью “Расходы на авторские вознаграждения” в соответствии включаются начисленные суммы авторского вознаграждения с суммами взносов, начисленных в ПФ РФ и внебюджетные фонды: - авторам за литературные произведения, включая базы данных для ЭВМ; - переводчикам; составителям сборников литературных произведений, являющихся предметом чьего-либо авторского права, при условии соблюдения составителем прав авторов; - авторам других производных произведений; контрольным редакторам; составителям сборников произведений, не являющихся предметом чьего-либо авторского права (официальные документы, произведения народного творчества, произведения, в отношении которых сроки авторского права истекли); - иностранным авторам, праводержателям или правопреемникам; - авторам аппарата книги; - литературным агентам и литературным агентствам.
По статье “Расходы на вознаграждение за художественно-графические работы” отражаются затраты на вознаграждения с суммами взносов,начисленных в ПФ РФ и внебюджетные фонды: - художникам - за художественное оформление и иллюстрирование изданий; - графикам - за графические работы; - фотографам - за фотоработы; - ретушерам - за художественную ретушь и др.
В статью “Расходы на полиграфические работы” включаются затраты на выполнение всех работ по изготовлению заказа полиграфическим предприятием (предприятиями) по договорным ценам без учета НДС. В случае выполнения указанных работ полиграфическим подразделением издательства - расходы включаются в статью по плановой или фактической себестоимости.
В статью “Расходы на материалы” включаются расходы на бумагу, картон, пленку, переплетные и другие материалы. В частности, к таким расходам относятся расходы на приобретение магнитных носителей - дискет, компакт-дисков, аудио- и видеокассет и др.
В статью “Редакционные расходы” включаются: - расходы на оплату труда редакционного персонала с суммами взносов, начисленных в ПФ РФ и внебюджетные фонды, как состоящего, так и не состоящего в штате издательства; - расходы на командировки редакторов, связанные с конкретными изданиями; - расходы на ремонт оборудования, суммы амортизационных отчислений по основным средствам редакционного назначения; - расходы на материалы, бумагу для множительной и компьютерной техники при подготовке авторских и издательских оригиналов; - расходы на содержание отдела (участка) подготовки оригинал-макетов; • расходы на отчисления по лицензионным соглашениям, на приобретение на договорных условиях у организаций готовых оригинал-макетов, диапозитивов, художественных и графических оригиналов (иллюстраций, обложек, чертежей, карт и др.); - расходы на оплату услуг картографических организаций, изобюро, архивов, в т.ч. фотоархивов, фотолабораторий и т.п.
По статье “Общеиздательские расходы” в частности, отражаются: - расходы на оплату труда персонала издательства с суммами взносов, начисленных в ПФ РФ и внебюджетные фонды, за исключением редакционного персонала; - расходы на командировки и служебные разъезды персонала издательства (за исключением редакционного персонала); - расходы на содержание легкового автотранспорта; - типографские, канцелярские, почтово-телеграфные расходы для целей управления; - расходы на телефонные переговоры, подписку на периодические и справочные издания; на содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря, издательской техники; - суммы амортизационных отчислений по основным средствам, а также расходы по аренде и содержанию помещений (водоснабжение, отопление, освещение, уборка и т.п.); - прочие расходы.
В статью “Расходы на продажу” включаются: - расходы на рекламу, в том числе на участие в выставках, ярмарках и т.п.; - расходы на упаковку, транспортировку, экспедирование, пересылку изданий, на включение в каталог подписных и периодических изданий, на сбор и обработку заказов; - расходы на содержание экспедиций; - расходы на содержание фирменных магазинов и киосков; - расходы на рассылку (доставку) авторских и обязательных бесплатных экземпляров; - прочие расходы, связанные с продажей.
По статье “Потери от брака” отражаются затраты по исправлению ошибок, допущенных по вине издательства (выдирки, вклейки, исправление опечаток, ссыпка набора, сверхнормативная правка и т.п.).
Кроме перечисленного выше, в затраты по выпуску изданий включаются в том числе и расходы на изготовление переплетных крышек. Эти расходы могут относиться сразу, по мере их возникновения, на выпускаемые издания или учитываться обособленно с последующим списанием на затраты по соответствующему изданию. При втором варианте учете затрат все расходы на изготовление переплетных крышек группируются по статьям: - стоимость бумаги для наклейки на переплетные крышки; - стоимость картона; - стоимость переплетных работ; - расходы на полиграфическое исполнение; - потери от брака. После изготовления переплетных крышек собранные расходы списываются на затраты по соответствующему изданию.
Все расходы издательства, в зависимости от способа их отнесения на себестоимость, в делятся на прямые и косвенные.К прямым расходам относятся те затраты, которые непосредственно могут быть отнесены на себестоимость конкретного издания (заказа). К ним относятся: вознаграждения авторам, художникам и графикам с суммами взносов, начисленных в ПФ РФ и внебюджетные фонды, расходы на полиграфические работы, а также бумагу, картон, переплетные и другие материалы, доли редакционных расходов и расходов на продажу, относящиеся к конкретным изданиям.
К косвенным расходам нотносятся затраты, которые непосредственно не могут быть отнесены на конкретные издания (заказы): общеиздательские расходы, доли редакционных расходов и расходов на продажу, не связанные с конкретными изданиями. Обращаем внимание, что для целей исчисления налога на прибыль порядок распределения затрат на прямые и косвенные установлен ст. 318 НК РФ.
В зависимости от объемов выпускаемой продукции расходы делятся на условно-постоянные (объемные) и условно-переменные (тиражные).
Условно-постоянные (объемные) расходы не зависят от тиража издания. К ним относятся суммы авторских вознаграждений, если договорами не предусмотрено их увеличение при увеличении тиража, и вознаграждений за художественно-графические работы, расходы на обработку издательских оригиналов, затраты на включение в каталоги распространения издательской продукции, общеиздательские расходы.
Условно-переменными (тиражными) называются расходы, которые изменяются в зависимости от объема тиража. К ним относят расходы на авторские вознаграждения, если договорами предусмотрено их увеличение при увеличении тиража, на полиграфические работы, бумагу, картон и переплетные материалы, часть расходов на продажу.
В зависимости от экономического содержания и целевого назначения расходы делятся на основные и накладные. К основными относятся расходы, непосредственно связанные с редакционным процессом подготовки издания. В частности, это расходы на материалы, оплату труда редакционного персонала, суммы амортизации редакционного оборудования. К накладными относятся расходы, непосредственно связанные с организацией, управлением и обслуживанием издательского процесса, например,: расходы на заработную плату управленческого персонала, почтово-телеграфные и канцелярские расходы, суммы амортизационных отчислений, расходы на аренду помещений издательства и прочие расходы.
В издательстве при планировании, учете затрат и калькулировании себестоимости применяются единицы измерения, характерные только для этой деятельности. К таким единицам измерения , в частности, относятся: - издательское название, - экземпляр книги, журнала, газеты, - авторский лист, учетно-издательский лист, учетно-издательский лист - оттиск и др.
Издательское название - это название книги, журнала, газеты и т.п., принятых в производство. Издательское название используется как объект учета затрат на производство. Экземпляр книги, журнала, газеты - отдельная единица готового издательского названия. Экземпляр является калькуляционной единицей. Кроме этого, издательства могут калькулировать себестоимость одного учетно - издательского листа по объемным затратам и 1000 издательских листов - оттисков - по тиражным затратам. Авторский лист - это единица измерения объема произведения, принятого издательством от автора. Авторский лист в издательстве служит не только единицей измерения авторского труда и начисляемого авторам вознаграждения, но и единицей измерения труда рецензентов, научных редакторов и корректоров. По литературным произведениям авторский лист может быть равен, например, сорока тысячам печатных знаков.
К авторскому листу могут приравниваться также: - определенное издательством количество строк стихотворного текста (например, 700 строк), - определенный издательством объем графического материала (например 3000 кв. см графического материала).
Учетно-издательский лист – это единица измерения объема печатного произведения, исчисляемая, так же, как и авторский лист. При этом объем печатного произведения, измеряемого в учетно-издательских листах, складывается из объема самого литературного произведения в авторских листах и объема обложек, вкладок и прочего текстового и графического материала (оглавления, редакционного предисловия т.п.), помещенного в книге, журнале, газете, но не оплачиваемого авторам произведения. В издательствах, как правило, исчисляют количество учетно-издательских листов одного экземпляра всех конкретных изданий, выпущенных издательством в отчетном периоде, с целью распределения косвенных расходов по объектам учета затрат.
Учетно-издательский лист - оттиск применяется как единица измерения учетно-издательского листажа. Учетно-издательский листаж определяется по тиражу одного названия или тиражу всех названий выпускаемых произведений. Листаж одного названия рассчитывается путем умножения объема одного экземпляра данного названия в учетно-издательских листах на его тираж. Общий листаж по издательству - это сумма листажа всех издаваемых произведений. Отсюда количество учетно-издательских листов - оттисков определяется делением листажа на количество экземпляров конкретного издания. Учетно-издательский лист - оттиск используется в качестве калькуляционной единицы условно - переменных (тиражных) расходов.
|