Туристский продукт формируется исходя из конъюнктуры туристского рынка или по конкретному заказу туриста.
Туроператор приобретает право на услуги, входящие в тур, на основании договоров с лицами, предоставляющими отдельные услуги, или с туроператором по приему туристов, обеспечивающим предоставление всех видов услуг, входящих в тур.
Конкретный заказ туриста или лица, уполномоченного представлять группу туристов, на формирование туристского продукта туроператору оформляется в письменной форме как соглашение, имеющее характер предварительного договора.
Под туром понимается комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.
Туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта. Для продвижения туристского продукта используется комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров по продаже туристского продукта, издание каталогов, буклетов и др.).
Взаимоотношения между туристической организацией и туристом регулируются следующими документами:
• договором;
• туристской путевкой - документом, содержащим условия путешествия, подтверждающим факт оплаты туристского продукта и являющимся бланком строгой отчетности.
Реализация туристского продукта осуществляется на основании договора.
Договор заключается в письменной форме.
К существенным условиям договора относятся:
1. полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора;
2. размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение;
3. сведения о туристе, а также об ином заказчике и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;
4. общая цена туристского продукта в рублях;
5. информация о потребительских свойствах туристского продукта - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах;
6. права, обязанности и ответственность сторон;
7. условия изменения и расторжения договора;
8. сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора;
9. сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и по банковской гарантии.
Иные условия указанного договора определяются по соглашению сторон.
Если договор о реализации туристского продукта заключается между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом, наряду с условиями, предусмотренными выше, он должен также включать:
1. полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения) и почтовый адрес турагента;
2. информацию о том, что лицом (исполнителем), оказывающим туристу и (или) иному заказчику услуги по договору о реализации туристского продукта, является туроператор;
3. информацию о возможности туриста в случае возникновения обстоятельств, указанных в статье 17.4 ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", обратиться с письменным требованием о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии непосредственно к организации, предоставившей туроператору финансовое обеспечение.
Условия путешествия и общая цена туристского продукта указываются в туристской путевке, являющейся неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта, а также документом первичного учета туроператора или турагента.
Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора.
К существенным изменениям обстоятельств относятся:
ухудшение условий путешествия, указанных в договоре и туристской путевке;
изменение сроков совершения путешествия;
непредвиденный рост транспортных тарифов;
невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).
Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий.
Туроператор или турагент не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы.
Продвижение и реализация туристского продукта турагентом осуществляются на основании договора, заключаемого между туроператором и турагентом. Турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта от имени и по поручению туроператора, а в случаях, предусмотренных договором, заключаемым между туроператором и турагентом, - от своего имени.
В договоре, заключаемом между туроператором и турагентом, должны содержаться:
1. условия продвижения и реализации турагентом туристского продукта;
2. полномочия турагента на совершение сделок с туристами и (или) иными заказчиками от имени туроператора;
3. условие, предусматривающее возможность (невозможность) заключения турагентом субагентских договоров;
порядок взаимодействия туроператора и турагента в случае предъявления им претензий туристов или иных заказчиков по договору о реализации туристского продукта;
4. условие, предусматривающее возможность осуществления выплат туристам и (или) иным заказчикам страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии в случае заключения договора о реализации туристского продукта между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом;
5. взаимная ответственность туроператора и турагента, а также ответственность каждой из сторон перед туристом и (или) иным заказчиком за непредставление или представление недостоверной информации о туристском продукте, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта.
Реализация билетов на железнодорожный и авиатранспорт также осуществляется на основании заключенных агентских договоров с компаниями-перевозчиками. Обязательным требованием кроме наличия соответствующих агентских договоров является подключение к информационным системам по продаже и бронированию железнодорожных и авиабилетов.
Другим вариантом осуществления этой деятельности является работа на основании договора-поручения между организацией и покупателем билета, который поручает приобрести билет в соответствии с указанными требованиями.
Порядок заключения агентского договора регулируется гл. 52 ГК РФ ч.2. Основными требованиями, учитываемыми при заключении агентского договора, являются:
1. В договоре указывается, от чьего имени действует агент при продаже туристических путевок. Это означает, от чьего имени выписывается путевка (если от имени туроператора, то на его бланке туристической путевки, если от имени агента — используется бланк туристической путевки, выписанный агентом от своего имени). При продаже билетов всегда используются бланки организаций-перевозчиков, а, следовательно, агент выступает от его имени.
2. Размер агентского вознаграждения. Как правило, соответствующая сумма вознаграждения должна устанавливаться в виде процента к стоимости продаваемого продукта. Но, ГК РФ также не запрещает устанавливать в виде фиксированной платы стоимость агентской услуги. Агентское вознаграждение должен уплачивать принципал, на основании полученного отчета агента. Одним словом, агентское вознаграждение может быть в виде процента или фиксированной суммы.
3. Отчет агента. Договор должен предусматривать сроки и порядок предоставления агентом отчета. Отчет может представляться по мере исполнения договора или по окончании срока его действия. Агент при соответствующих указаниях принципала должен прикладывать к отчету документы, подтверждающие расходы.
|