В Подмосковье налоговая комиссия сама придет за долгом
В Подмосковье налоговые комиссии с некоторых пор стали выездными. Члены комиссии «по мобилизации доходов» в городскую казну в подмосковном Климовске решили сами наведываться в компании, которые проигнорировали приглашение явиться на ковер.
В ДЕТАЛЯХ. Межведомственная комиссия по мобилизации доходов в муниципальный бюджет создана постановлением главы г. Климовска от 15.04.04 № 459. В нее входят представители городской администрации, а также работники милиции и ИФНС № 5 по Московской области. В особых случаях их могут посетить представители областного правительства. На заседаниях комиссии чиновники «уговаривают» местные компании добровольно уплатить задолженность по налогам и различным платежам. Или рассматривают случаи снижения налоговой базы.
Недавно в Климовске прошло заседание такой комиссии. Пришли представители только 10 компаний из 30 приглашенных. Чтобы исключить прогулы в будущем, чиновники решили явиться к отсутствующим сами в полном составе комиссии. При этом, как нам пояснили в пресс-службе администрации Климовска, рейды будут проводиться вовсе не для выяснения реальности работы компании. Мол, это становится известно еще в стадии рассылки приглашений на комиссию – их курьеры вручают лично представителю компании под роспись. Выездная комиссия будет выяснять, почему компания не погашает налоговые долги и когда она сможет это сделать. Если долг не будет погашен, грозятся передать материалы на компанию в прокуратуру.
Кстати, очередное заседание климовской комиссии пройдет в августе.
Олег Жук,
корреспондент «УНП»
Портрет инспекции. ИФНС № 20 по ВАО г. Москвы: проводит проверки долго, но доначисляет мало
Что хорошего. Доначисления по выездным проверкам в инспекции по итогам прошлого года составили в среднем 4 264 000 рублей на одну проверку. Среднегородской показатель заметно выше – 7 151 000 рублей. Кстати, и в первом квартале текущего года инспекция в среднем на одну проверку доначисляла менее 5 000 000 рублей.
Приходят инспекторы с проверкой сравнительно редко: в прошлом году они посетили примерно1,9 процента отчитывающихся компаний (средний показатель по Москве – 4,7%*).
Что плохого. Выездные проверки ИФНС № 20 проводит долго – в среднем 111 дней. Это больше среднего показателя по Москве – 83 дня*.
Эта инспекция активно взыскивает старые налоговые долги. Доля взысканной задолженности прошлых лет в общей сумме взысканных доначислений в этой инспекции составляет 20 процентов. Это высокий показатель, среднегородской уровень – 16,7 процента*.
При проверках контрольно-кассовой техники штрафами заканчиваются 39 процентов (средний показатель среди всех столичных инспекций чуть ниже – 38 процентов)**.
Инспекторы проверяют помещения всех компаний, которых подозревают в «однодневочности».
Чего хотят инспекторы. Письма, жалобы, запросы от юридических лиц принимает отдел работы с налогоплательщиками. Причем инспекторы просят учесть тот факт, что, если документ поступает в отдел до 17.15 (в пятницу – до 16.00), он датируется этим же днем. А если документ поступает позже, то на нем будет стоять дата уже следующего дня. Представителей компаний принимают и во время обеденного перерыва – с 13.00 до 13.45. В это время инспекторы просят посетителей обращаться в окно № 103.
Что говорят коллеги. Главбух столичной торговой компании: «Недавно приехала в инспекцию для сверки. Вроде бы все по лицевому счету хорошо, кроме больших недоимок и соответственно пеней по зарплатным налогам – НДФЛ и ЕСН. Почему-то именно по этим налогам инспекторы не ввели в новую программу большое количество наших платежек. Пообщалась в очереди на сверку с коллегами – у многих из них проблема та же самая».
Руководитель инспекции. Панина Елена Валентиновна принимает каждый вторник. Записаться на прием можно по телефону (495) 368-00-75.
Где находится. Юридический, он же – фактический адрес инспекции: 111141, г. Москва, Зеленый проспект, д. 7а. Проезд до станции метро «Перово», далее троллейбусом № 77 до остановки «1-я Владимирская улица».
Телефоны отделов ИФНС № 20 по ВАО г. Москвы
Отдел
№ кабинета
Телефон
Отдел
регистрации и учета налогоплательщиков
109-112,
114
(495)
368-64-54, (495) 368-01-11, (495) 368-70-01
Отдел
работы с налогоплательщиками
100,
103, 108
(495)
368-70-39
Отдел
ввода и обработки данных
201,
202, 204
(495)
306-30-72
Отдел
учета, отчетности и анализа
205,
207
(495)
368-71-85
Отдел
урегулирования задолженности
209,
211
(495)
368-96-39
Отдел
выездных проверок № 1
403
(495)
306-55-38
Отдел
выездных проверок № 2
401
(495)
368-44-24
Отдел
выездных проверок № 3
302,
312, 314
(495)
368-31-11
Отдел
камеральных проверок № 1
405,
407, 410
(495)
368-62-00, (495) 306-63-50
Отдел
камеральных проверок № 2
411,
414
(495)
368-02-00, (495) 368-05-18
Отдел
камеральных проверок № 3
304,
305, 306
(495)
306-65-97
Отдел
камеральных проверок № 4
101,
206
(495)
306-18-02
Отдел оперативного контроля
104,
402
(495)
306-33-10
Отдел
встречных проверок
406
(499)
748-47-02
Отдел
кадров
310
(495)
368-51-07
Юридический
отдел
309,
312
(495)
368-67-90
Отдел
налогового аудита
408
(495)
306-82-81
Отдел
информационных технологий
208
(495)
368-01-00
________________________________
* По данным УФНС России по г. Москве за 2008 год.
** По данным УФНС России по г. Москве за 6 месяцев 2008 года.
Подмосковные власти проводят конкурс на получение безвозмездных субсидий
Министерство экономики Подмосковья проводит конкурс среди компаний малого и среднего бизнеса, которым выделят субсидии из областного бюджета. Получив эти деньги, компаниям не придется их возвращать или платить проценты.
Власти готовы выдать деньги на частичную компенсацию процентов по кредитам на покупку основных и оборотных средств. Кроме того, частично могут быть компенсированы затраты новых компаний (работают меньше года) на реализацию проектов. Также субсидируются участие в выставках, оплата образовательных услуг, патентно-лицензионные операции.
Как сообщил «УНП» Юрий Летовальцев, заместитель заведующего отделом государственной поддержки малого и среднего бизнеса Минэкономики Московской области, размер субсидии будет определяться специальной конкурсной комиссией в каждом конкретном случае. Однако в настоящий момент выделенные средства позволяют оказать помощь примерно тысяче компаний.
Условия и порядок проведения конкурса, перечень документов и бланк заявки на участие размещены на сайте министерства по адресу www.me.mosreg.ru в разделе 11 «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства Московской области», подраздел 11.3 «Конкурсы».
Заявку необходимо подать до 15 ноября в Московский областной фонд поддержки малого предпринимательства по адресу: 141400 Московская область, г. Химки, ул. Ленинградская, д. 1. А дополнительную информацию о конкурсе можно получить по телефонам: (495) 730-80-33, (498) 602-30-37.
Анна Соколовская,
корреспондент «УНП»
Налоговики обязаны доказать, что деталь от БМВ поставить на «Опель» невозможно
Московская компания недавно в суде доказала налоговикам свое право поставить запчасти от одной марки машины на другую. Дело завершилось победой налогоплательщика (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14.07.09 № КА-А40/5553-09).
Свои расходы в суде отстаивала компания «Строммашлизинг». В ходе выездной проверки инспекторы обнаружили, что компания списала затраты на автозапчасти для автомобилей марки БМВ и «ВАЗ-2112». При этом в перечне легковых автомашин, взятых в лизинг для служебных поездок, таких марок не было.
Юристы компании представили суду договоры на получение в лизинг автомобилей «ВАЗ111130» и «Форд Фокус», а также договоры на аренду «Опель Вектра» и «Нисан Калифорния». По условиям договоров компания «Строммашлизинг» обязана была нести расходы по ремонту автомобилей. Именно на эти машины и были установлены запчасти для БМВ и «ВАЗ-2112». Судьи посчитали: не доказано, что приобретенные детали фактически невозможно установить на машины компании. Поэтому расходы признаны правомерными.
Как рассказала Елена Дригота, главный бухгалтер ООО «Строммашлизинг», в акте выездной проверки было очень много разных претензий. Общая цена вопроса составила десятки миллионов рублей, но большую часть санкций удалось оспорить в суде. «Если компания уверена в своей правоте, то не нужно бояться судебных разбирательств», – уверена Елена Дригота.
Ирина Титова,
корреспондент «УНП»
Московские налоговики против счетов-фактур с фактическим адресом
Московские налоговики требуют в счетах-фактурах указывать адрес покупателя в строгом соответствии с учредительными документами компании. При несовпадении адресов, например если поставщик укажет в документе фактический адрес или адрес склада, грозятся отказать в принятии к вычету суммы налога на добавленную стоимость, предъявленной поставщиком. Таковы итоги опроса, проведенного «УНП» в столичных налоговых инспекциях.
НАПОМНИМ. В подпункте 2 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса не сказано, какой именно адрес (юридический или фактический) указывать в счете-фактуре. Федеральный арбитражный суд Московского региона неоднократно решал, что, раз требования указывать именно юридический адрес в Налоговом кодексе нет, нельзя это использовать как основание для отказа в вычете (например, постановление от 18.02.09 № КА-А40/575-09). А недавно и Высший арбитражный суд высказал аналогичную точку зрения в определении от 09.07.09 № ВАС-8595/09.
В ходе опроса нам удалось обнаружить только три инспекции, в которых проблем из-за адреса быть не должно. В инспекциях № 8, 22 и 26 нам сообщили, что адрес в счете-фактуре не влияет на вычет, раз в Налоговом кодексе не сказано, какой именно адрес указывать в документе.
В большинстве же столичных инспекций компаниям после встречной проверки посулили отказать в вычете по счету-фактуре, в котором вместо юридического адреса будет указан какой-то другой – в ИФНС № 1, 4, 5, 7, 13, 14, 15, 16, 17, 20, 21, 27, 30, 33, 34, 36, и 43. Инспекторы ссылаются на приложение 1 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур*. В нем, в частности, сказано, что в строке 6а счета-фактуры (адрес покупателя) указывается «место нахождения покупателя в соответствии с учредительными документами».
Специалисты ИФНС № 25, 31 и 35 признали, что грубым нарушением указание фактического адреса не является и в судебном споре компания обязательно выиграет. Но тем не менее инспекторы все равно откажут в вычете.
В налоговой инспекции № 2 честно признались, что не знают, какой именно адрес следует указывать в строке 6а счета-фактуры. В ИФНС № 9 и 23 поведали, что на данный вопрос готовы ответить только в письменном виде официально. Также ответили и винспекции № 28, мотивировав это тем, что вопрос спорный, однозначного ответа в Налоговом кодексе нет, поэтому для подстраховки налогоплательщику лучше иметь письменный ответ из налоговых органов.
В инспекции № 10 считают, что если у проверяющих возникнут претензии к счету-фактуре с фактическим адресом, то можно будет представить пояснения, почему юридический и фактический адреса не совпадают.
В Подмосковье тоже предпочитают юридический адрес
В Управлении ФНС по Московской области считают, что адрес, указанный в счете-фактуре, должен как минимум быть известен налоговой инспекции. Мол, для того, чтобы инспекторы смогли правильно идентифицировать покупателя. То есть в идеале в строке 6а счета-фактуры нужно указывать адрес в соответствии с учредительным документом. Если же речь идет о фактическом адресе, то в инспекции должна быть информация о нем. Поэтому для подтверждения лучше прикладывать пояснительное письмо.
______________________________________
* Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914).
Роман Златопольский,
корреспондент «УНП»
Справки даем
Затраты на объявления о вакансиях можно учесть полностью
«…Поиском новых сотрудников наша компания занимается самостоятельно. Информацию об имеющихся у нас вакансиях мы размещаем в интернете, а также в специализированных газетах и журналах. Можем ли мы учесть расходы на размещение таких объявлений при расчете налога на прибыль и, если да, в каком размере? Влияет ли на признание таких затрат тот факт, что найденного по объявлению сотрудника мы вскоре уволили?..»
Из письма главного бухгалтера Киры Лукиной, г. Москва
Кира, стоимость услуг по размещению объявлений об имеющихся у вашей компании вакансиях при расчете налога на прибыль можно учесть полностью в составе расходов по набору персонала. То есть на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса. Тот факт, что подобные расходы не относятся к рекламным затратам и не нормируются, подтверждают в своих разъяснениях и налоговики (письмо УФНС России по г. Москве от 01.06.05 № 20-12/39113).
Последующее увольнение сотрудника, как, впрочем, и причины такого увольнения (по собственному желанию, по соглашению сторон и др.), на признание расходов по подбору персонала при расчете налога на прибыль, по нашему мнению, никак не влияют. Ведь Налоговый кодекс не связывает право учитывать подобные затраты с тем, проработал сотрудник в компании какое-то время или нет. Чтобы экономически обосновать расходы, достаточно того, что компания ищет сотрудников на вакантные должности. Так складывается и судебная практика (см. постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 09.11.07 № КА-А40/10001-07).
Инна Михайлова,
эксперт «УНП»
Расходы на уборку помещений при «упрощенке» обоснованны
«…Применяем упрощенную систему с объектом «доходы минус расходы». Убирают занимаемые нашей компанией помещения специалисты сторонней организации. Можно ли учесть расходы на оплату таких услуг при расчете налога?..»
Из письма главного бухгалтера Кристины Поповой, г. Москва
Кристина, глава 26.2 Налогового кодекса не запрещает учитывать подобные расходы.
Прежде чиновники возражали против признания таких расходов при расчете налога по «упрощенке» (письма Минфина России от 15.11.07 № 03-11-04/2/277, УФНС России по г. Москве от 16.09.05 № 18-11/3/66014@). Основанием для такого вывода служило то, что расходы на оплату услуг специализированных организаций по уборке помещений прямо не названы в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса.
Однако эта позиция была довольно спорной и в своих последующих разъяснениях чиновники все-таки согласились с тем, что подобные расходы по содержанию помещений можно учесть в составе материальных затрат (письмо Минфина России от 25.06.09 № 03-11-09/224).
Светлана Князева,
эксперт «УНП»
Когда с промежуточных дивидендов необходимо пересчитать НДФЛ
«…В прошлом году мы выплатили учредителям промежуточные дивиденды. По итогам года наша компания получила убыток. Нужно ли пересчитывать ранее удержанный НДФЛ?..»
Из письма главного бухгалтера Оксаны Федотовой, г. Москва
Да, Оксана, налог нужно будет пересчитать. Ведь дивидендом признается любой доход, полученный от организации при распределении остающейся после налогообложения прибыли (ст. 43 НК РФ). Учитывая, что прибыли по итогам года у вашей компании нет, выплаты в пользу участников в середине года нельзя считать дивидендами. Поэтому они должны облагаться не по ставке 9 процентов, которая предназначена для дивидендов, а как обычные доходы, то есть по ставке 13 процентов. Подтверждают это разъяснения, которые даны в письмах Минфина России от 24.12.08 № 03-03-06/1/721 и ФНС России от 19.03.09 № ШС-22-3/210@.
Лариса Семина,
главный налоговый инспектор
отдела выездных проверок
МИФНС России по крупнейшим
налогоплательщикам Московской области