Письмо Минфина России от 28.11.05 № 03-06-05-04/38 <О регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес>
(опубликовано в приложении «Официальные документы» № 46, 2005)
В письме от 28.11.05 № 03-06-05-04/38 Минфин России взялся разъяснить порядок постановки на учет налогоплательщиков. Но при этом сам запутался в основаниях постановки на учет. Учет зависит от субъекта Ситуация, которую рассматривает в письме Минфин, связана с налогом на игорный бизнес. Глава 29 НК РФ об этом налоге требует, чтобы налогоплательщики регистрировали в налоговой инспекции каждый объект обложения (игровой стол, игровой автомат, кассу тотализатора или букмекерской конторы). Кроме того, эта глава кодекса вводит обязанность плательщика встать на учет в налоговой инспекции по месту осуществления деятельности. Правда, такая обязанность появляется только если игорный бизнес ведется в другом субъекте РФ (п. 2 ст. 366 НК РФ). Именно эти правила и цитирует Министерство финансов в своем письме. Затем авторы документа отмечают, что постановка на учет является формой налогового контроля. А статья 83 НК РФ предусматривает возможность постановки плательщиков на учет не только по местонахождению организации или местожительству физического лица, но и по иным основаниям, предусмотренным кодексом. Одним из таких оснований как раз и является случай с налогом на игорный бизнес. Казалось бы, вывод напрашивается сам собой. Если объект обложения налогом на игорный бизнес устанавливается в том же субъекте РФ, где зарегистрирован плательщик, то на учет надо поставить только сам объект. Если же плательщик решил «освоить» рынки других субъектов Федерации, то на учет надо ставить как объект, так и самого плательщика. Однако финансисты делают совершенно другие умозаключения. Запутались в основаниях По мнению авторов письма, налогоплательщик должен встать на учет в налоговой инспекции даже если новый объект игорного бизнеса регистрируется в том же субъекте РФ, но на территории, подведомственной другому налоговому органу. Причем основанием для такой регистрации служит не отдельное заявление о постановке на учет в качестве налогоплательщика, а заявление о регистрации объекта игорного бизнеса. Другими словами, постановка на учет плательщика происходит в обязательном порядке по инициативе налогового органа. Этот вывод специалисты Минфина обосновывают ссылкой на пункт 10 статьи 83 Налогового кодекса. В нем говорится об обязанности налоговых органов обеспечить постановку налогоплательщиков на учет на основе имеющихся данных и сведений. Однако, на наш взгляд, такая обязанность у налоговиков возникает только в прямо предусмотренных НК РФ случаях. А в данном случае кодекс предусматривает повторный учет налогоплательщика только при установке объекта на территории другого субъекта РФ. И соответственно вводит обязанность плательщика подать заявление о постановке на учет - сделать это надо не позднее чем за два дня до установки объекта (п. 2 ст. 366 НК РФ). О необходимости дополнительного учета плательщиков, работающих в пределах одного региона, НК РФ не говорит ни слова. Таким образом, Налоговый кодекс не дает налоговикам права проводить повторную постановку на учет плательщиков игорного налога, размещающих объекты в «своем» субъекте РФ. Соответственно таким плательщикам не должны присваиваться отдельные КПП. А значит, и в заявлении о постановке на учет объектов игорного бизнеса, и в декларации плательщик может указывать свой «родной» КПП. В заключение заметим, что это правило актуально и для плательщиков ЕНВД. От них Налоговый кодекс требует встать на дополнительный учет, если облагаемая ЕНВД деятельность ведется в другом субъекте РФ (ст. 346.28 НК РФ). Регистрироваться же в другом налоговом органе на территории того же субъекта РФ не надо. Соответственно за налогоплательщиком и в этом случае сохраняется КПП. Мария Щербакова, эксперт «УНП»