Столичные правоохранительные органы готовятся к проверочному рейду на потребительском рынке. Как сообщил корреспонденту «УНП» начальник пресс-центра УБЭП ГУВД Москвы Филипп Золотницкий, цель контролеров - выявить поддельную пищевую продукцию. Особое внимание при этом будет уделяться прохладительным напиткам и минеральной воде. «Плановые и внеплановые проверки проводятся каждое лето, когда резко возрастает спрос на эту продукцию», - отметил чиновник. Однако для внеплановых мероприятий есть и другой повод: в УБЭП опасаются, что на рынки города и области могла попасть продукция, зараженная вирусом гепатита А.
Позвоните мэру
Предприниматели теперь могут задать любые вопросы Юрию Лужкову. Специально для этого московский градоначальник завел себе пейджер. Сформулировав свой вопрос, можно позвонить по номеру 961-33-23 и оставить сообщение для абонента 2000. Что будет дальше, пока никто не знает, даже в правительстве Москвы. Там предлагают оставить в сообщении свои данные и контактный телефон. Возможно, мэр или его помощники захотят ответить.
Порядок построения
Новые строительные технологии теперь будут утверждаться специальной экспертной комиссией. Распоряжение первого заместителя мэра Москвы от 25.05.05 № 125-РЗМ устанавливает порядок введения строительных новаций. После получения одобрения комиссии использование новых технологий будет обязательно при выполнении городского заказа.
Талоны техосмотра защитили
Гознак начал выпуск талонов техосмотра нового образца. И первыми их стали получать московские автовладельцы. Документы печатают на бумаге с дополнительными степенями защиты. Лицевая сторона талонов розовая, а обратная - зеленая. С обеих сторон помещен водяной знак в виде аббревиатуры ГИБДД.
События
Коммерческую привлекательность отыскали в мусоре
Столичным предприятиям в скором времени придется рассортировывать отходы собственного производства. «Компании должны разделять отходы с учетом их утилизации, перерабатываемости и коммерческой привлекательности», - заявили нам в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы. Именно это предполагает законопроект, принятый Мосгордумой во втором чтении 8 июня. Сразу оговоримся, что есть Федеральный закон от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Однако этот документ в основном заботится о безопасности мусора для граждан. Такой акцент не устраивает московских чиновников - они мечтают о безотходном производстве и возможности зарабатывать на отходах дополнительные средства. «Например, пришедшие в негодность шины можно перетирать в крошку и использовать для ремонта дорог. С не меньшей пользой можно перерабатывать бумагу и пластиковые бутылки!» - с энтузиазмом объяснила на заседании депутат Ирина Рукина.
Как рассказали корреспонденту «УНП» в Департаменте природопользования, чтобы делать деньги из мусора, нужно для начала заставить компании разделять отходы. Для этих целей департамент и разработал проект городского закона об отходах.
Документ обязывает предпринимателей «обеспечивать сбор, сортировку, обезвреживание, транспортирование, безопасное и раздельное хранение отходов». Особо в проекте выделяются требования по обращению с биологическими отходами, отходами лечебно-профилактических учреждений, а также строительства и сноса. «Это самое актуальное для Москвы», - лаконично пояснили нам в департаменте.
По запросу уполномоченного органа, который займется регулированием обращения городских отходов, компании будут отчитываться: что они делают со своим мусором и как стараются уменьшить его количество. Тем, кто внедряет малоотходные технологии у себя на предприятиях, проект сулит бюджетные займы для развития бизнеса. Переработчикам своих (или чужих) отходов обещают еще и льготы по аренде.
Игнорирование закона гарантирует штрафы, и немаленькие. К примеру, нарушение требований по раздельному сбору отходов обойдется должностным лицам в 100 минимальных размеров оплаты труда, а юрлицам - в 1000 МРОТ. А безалаберное обращение со строительным мусором оценивается для организации в 800 «минималок», для ее руководства - в 80 МРОТ.
«Размеры штрафов выстраивают систему превентивных мер для соблюдения предприятиями природоохранного законодательства», - пояснил нам руководитель департамента Леонид Бочин. То, что новый порядок обращения с отходами приведет к удорожанию производства, он считает нормальным: «Утилизация должна закладываться в стоимость товара, как это делается во всем мире».
Как заверили корреспондента «УНП» в Мосгордуме, законопроект будет принят в третьем чтении сразу после летних каникул. Роксана АХМЕДОВА
Новые «земные» радости
Московские власти внесли ряд существенных изменений в законодательство о земельном налоге - определены ставки налога для участков, занятых автостоянками и дачными хозяйствами. Помимо этого установлен перечень льготников. Новшества закреплены в Законе г. Москвы от 01.06.05 № 19. Документ вступит в силу только 5 июля. Однако его положения будут распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.
Ставка для автостоянок и многоэтажных гаражей определена в размере 0,1 процента от кадастровой стоимости участков. А для земель, используемых под дачное хозяйство, - 0,3 процента.
До появления на свет закона № 19 поблажек по уплате земельного налога в Москве не было. Теперь законодатели установили льготы аж для десяти категорий физических и юридических лиц. В частности, от налога освобождаются организации, использующие труд инвалидов. При этом доля инвалидов в среднесписочной численности всех работников должна быть не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов. Кроме того, не облагаются налогом земли, занятые спортивными сооружениями. Максим ИВАНОВ
Непростой учет «упрощенцев»
Учет расходов на приобретение земельного участка - дело весьма непростое. Такой вывод следует из письма Управления ФНС России по Московской области от 18.05.05 № 22-19/9465*. В документе подробно разъяснен порядок учета затрат на покупку земли организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения.
Разумеется, в документе речь идет только о тех плательщиках, которые в качестве объекта налогообложения выбрали доходы, уменьшенные на величину расходов.
Инспекторы отмечают, что «упрощенцы» при определении базы по единому налогу вправе учитывать затраты на покупку основных средств (подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Но включаются ли земельные участки в состав основных средств? Подмосковные налоговики считают, что включаются. Ведь, согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», эти организации должны вести учет основных средств в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете. При этом пунктом 5 ПБУ 6/01 (утверждено приказом Минфина России от 30.03.01 № 26н) земельные участки включены в состав основных средств.
Напомним, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учитывают расходы на приобретение основных средств на дату их ввода в эксплуатацию (подп. 1 п. 3 ст. 346.16 НК РФ). Но нужно принимать во внимание, что сделки с землей подлежат еще и государственной регистрации, как это предусмотрено статьей 164 Гражданского кодекса. Из всего этого подмосковные налоговики делают вывод: расходы на приобретение участка земли можно учесть только в том случае, если составлен акт о приеме-передаче основных средств и завершена государственная регистрация участка.
Помимо теоретических размышлений авторы письма дали и практический совет бухгалтерам. Затраты, связанные с приобретением земли, отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет 08-1 «Приобретение земельных участков». После государственной регистрации сделки купли-продажи расходы переносятся со счета 08 в дебет счета 01 «Основные средства» субсчет «Земельные участки».
Алексей КОВАЛЕВ * Опубликовано на стр. 4 московской вкладки.
Продав долги, спиши убытки
Могут ли организации при определении базы по налогу на прибыль учесть расходы, возникающие в связи с исполнением договора факторинга? На этот достаточно непростой вопрос ответило Управление ФНС России по г. Москве в письме от 05.05.05 № 20-12/32441 (опубликовано на стр. 6 московской вкладки).
Вкратце напомним, что под факторингом в соответствии со статьей 824 Гражданского кодекса понимается договор финансирования под уступку денежного требования. Проще говоря, одна сторона (финансовый агент) покупает у другой стороны (клиент) право денежного требования к третьей стороне (должник). В народе такая финансовая схема получила название «скупка долгов».
Согласно статье 825 Гражданского кодекса, финансовыми агентами могут быть банки и иные кредитные организации. Кроме того, агентами являются и обычные коммерческие организации, получившие лицензию на факторинговую деятельность. Само собой разумеется, что банки и иные организации, скупающие долги, чистой «благотворительностью» заниматься не будут. То есть они за заключение договора факторинга потребуют с клиента некий процент от суммы покупаемого долга (комиссионное вознаграждение). Поэтому организациям-клиентам важно знать, можно ли суммы вознаграждений учесть в составе расходов при определении базы по налогу на прибыль.
Столичные налоговики считают, что указанные суммы относятся к расходам, которые уменьшают налоговую базу. Специалисты московского управления рассуждают следующим образом. По своей сути право требования - это имущественное право. А статьей 249 Налогового кодекса установлено, что доходом признается выручка, в том числе и от реализации имущественных прав. Налогоплательщики уменьшают доходы на сумму произведенных расходов (ст. 252 НК РФ). При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. А в случаях, предусмотренных в статье 265 Налогового кодекса, - убытки. Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса, убытки, полученные по сделке уступки права требования, приравниваются к внереализационным расходам.
Таким образом, столичное управление пришло к выводу, что расходы по оплате услуг финансового агента при заключении договора факторинга уменьшают базу по налогу на прибыль у организации-клиента. При этом авторы письма не преминули напомнить, что должны соблюдаться все условия пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса. Иными словами, расходы должны быть экономически оправданы и подтверждены соответствующими документами. Дмитрий МОРОЗОВ
Земельный налог: отчетность сдавать оптом
Столичные плательщики земельного налога должны будут сдать расчет авансового платежа за первый квартал 2005 года вместе с аналогичной отчетностью за полугодие. Эта информация, несколько недель назад озвученная на страницах «УНП» московскими налоговиками, получила официальное подтверждение в письме ФНС России от 13.05.05 № 21-4-04/171. На прошлой неделе документ оказался в распоряжении редакции.
Напомним, что в Москве введен новый земельный налог (Закон г. Москвы от 24.11.04 № 74). Этот фискальный платеж регулируется главой 31 «Земельный налог» НК РФ. Главное его отличие от старого налога состоит в том, что ставки устанавливаются не в рублях за единицу площади, а в процентах от кадастровой стоимости земли.
Внести авансовый платеж за первый квартал и сдать в инспекции авансовый расчет столичные плательщики должны были до 30 апреля. Однако к этому сроку Минфин России не успел утвердить форму декларации и налогового расчета (соответствующий приказ Минфина от 19.05.05 № 66н был зарегистрирован Минюстом России только на прошлой неделе 6 июня). Как в сложившейся ситуации следует поступать налогоплательщикам? В середине мая на такой вопрос специалисты отдела ресурсных, имущественных и прочих налогов УФНС России по г. Москве ответили нам: «Заплатить аванс нужно было до 30 апреля, а отчетность за первый квартал скорее всего попросят сдать вместе с отчетностью за полугодие» (см. «УНП» № 18, 2005, стр. 2). Письмо Федеральной налоговой службы № 21-4-04/171 полностью подтвердило предположения столичных налоговиков. В документе сообщается, что авансовый расчет платежей за первый квартал налогоплательщики должны будут представить вместе с отчетностью за полугодие. То есть до 31 июля 2005 года. При этом чиновники из ФНС России подчеркнули, что платеж за первый квартал необходимо было внести до 30 апреля нынешнего года. Илья ВАСИЛЬЕВ
Доходы - чужие, а проценты – общие
Адвокатские бюро не должны облагать налогом на прибыль средства, полученные от клиентов за оказание юридических услуг. Зато в налоговую базу необходимо включать проценты, которые банк начисляет на остаток средств на счете бюро. Об этом сообщает письмо УФНС России по г. Москве от 11.05.05 № 20-12/33385 (опубликовано на стр. 5 московской вкладки).
Разберемся в ситуации по порядку. Отношения между адвокатами внутри адвокатского бюро регулируются партнерским договором (ст. 23 Федерального закона от 31.05.02 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»). По партнерскому договору адвокаты обязуются объединить усилия для оказания юридической помощи от имени всех партнеров бюро. Однако договор на оказание услуг с клиентами каждый адвокат заключает сам. И хотя сначала заработанные гонорары поступают на общий счет бюро, потом вознаграждение начисляется каждому адвокату. На основании этих аргументов авторы письма справедливо отмечают, что вознаграждения фактически являются доходом адвоката, а не адвокатского бюро.
Следовательно, гонорары адвокатов не учитываются в целях налогообложения прибыли бюро, хотя и копятся на счете организации.
Иная ситуация складывается в отношении процентов, которые банк начисляет на остаток таких средств. Эти проценты являются внереализационными доходами бюро (п. 6 ст. 250 НК РФ). И их нужно учитывать в целях расчета налога на прибыль, резюмируют московские налоговики. Александр ШАХОВ
Прямой разговор на тему: «Спецрежимы: ЕНВД и упрощенная система налогообложения»
На связи с читателями Елена Анатольевна Юрасова, заместитель начальника отдела налогообложения прибыли (доходов) УФНС России по Московской области
- Здравствуйте. Беспокоит бухгалтер ателье. Мы переведены на «вмененку». Недавно заказчик с нами расплатился по безналу. Получается, что по этому заказу мы должны заплатить налоги по общей системе? - Скажите, а ваш клиент - физическое лицо? - Нет, это организация. Мы для них шили шторы. - Тогда вы по этой операции действительно должны заплатить налоги по общему режиму налогообложения. Ведь бытовые услуги оказываются только населению. А ваш клиент - юридическое лицо. - А как мне в этом случае избежать двойного налогообложения? - Уточните, что вы имеете в виду? - Мы платим единый налог с показателя базовой доходности - количество работников. Безналичный заказ выполняли те же работники, что обслуживают и население. Но с них-то мы заплатим единый налог. - Этой проблемы избежать можно. Вы должны в распорядительных документах по организации, например в приказе, перечислить работников, которые будут работать только по заказам для юридических лиц. Тогда вы сможете исключить таких сотрудников из расчета единого налога на вмененный доход. - И еще один вопрос по этой теме. Я правильно понимаю, что для бытовых услуг не имеет значения способ оплаты? - Вы абсолютно правы.
*** - Елена Анатольевна, помогите разобраться в ситуации. Наша фирма находится в Подмосковье. Есть обособленное подразделение в Москве. Нужно ли единый налог при «упрощенке» распределять на головной офис и подразделение? - Нет, что вы. Единый налог при упрощенной системе налогообложения платится только по месту регистрации фирмы. В вашем случае - в Московской области. Скажите, а ваша деятельность не подпадает под «вмененку»? Ведь в Подмосковье этот налог введен. - Нет, мы оказываем услуги по уборке территорий. - Тогда вы платите по всей деятельности вашей организации единый налог по упрощенной системе. И не забудьте, что вы остаетесь плательщиками тех налогов, от которых вас этот спецрежим не освобождает. Например, транспортный налог.
Следующий прямой разговор
Дата: 21 июня 2005 года, время: с 10 до 12 часов(по московскому времени)
Тема: «Налог на прибыль»
На связи: заместитель начальника отдела налогообложения прибыли (доходов) УФНС России по г. Москве Лазарева Галина Валентиновна
Телефон: (095) 788-53-28
Читайте в «Учет, налоги, право» в Москве № 24, 2005