Бухгалтерский и налоговый учет расходов на упаковку / В помощь бухгалтеру / Консультации специалистов /
Л.Ф. Максимова, бухгалтер-аудитор
ТАРА И УПАКОВКА
Тара – вид запасов, предназначенных для упаковки, транспортировки и хранения продукции, товаров и других материальных ценностей. В зависимости от оборота тара подразделяется на однократную и многократную.
Многооборотная (многократная) тара предназначена для многократного затаривания в нее товарно-материальных ценностей. Она подлежит обязательному возврату поставщику, если иное не установлено договором поставки.
Тара однократного использования (бумажная, картонная, полиэтиленовая и др.), а также мешки бумажные и из полимерных материалов, использованные для упаковки продукции (товаров), как правило, включаются в себестоимость затаренной продукции и покупателем отдельно не оплачиваются (п. 162 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. приказом Минфина России от 28.12.01 № 119н).
Упаковочные материалы – бумага, полиэтиленовые пакеты и прочее являются неотъемлемой статьей расходов любой торговой организации.
В зависимости от целого ряда факторов расходы на предпродажную подготовку товаров формируют либо фактическую себестоимость товара, либо расходы на продажу торговой организации. Иногда подготовка товаров к продаже вообще не относится к торговой деятельности.
Фасовка товаров может представлять собой сложный технологический процесс с использованием оборудования, упаковочных материалов и т. п. В целях бухгалтерского учета и налогообложения прибыли операция по фасовке товаров (например, в потребительскую тару) может рассматриваться как часть торговой деятельности, т. к. товары при этом не видоизменяются.
Потребительская упаковка предназначена для продажи товара населению, является частью товара и входит в его стоимость, а после реализации переходит в полную собственность покупателя. Потребительскую упаковку подразделяют на две группы: • заводская – от производителя товара (консервные банки, аэрозольные баллоны, тубы с парфюмерной продукцией и т. д.); • фасовочная – от продавца товара (обычно осуществляется при продаже продовольственных товаров).
ОФОРМЛЕНИЕ ЗАТРАТ
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ затраты налогоплательщика на приобретение материалов, используемых для упаковки и иной подготовки произведенных и (или) реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку), относятся к материальным расходам и, соответственно, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
В налоговом учете расходы на упаковку относятся к материальным (подп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ). Такие материальные расходы являются косвенными (п. 1 ст. 318 НК РФ). Поэтому в полном объеме учитываются в текущем отчетном (налоговом) периоде (п. 2 ст. 318 НК РФ).
ПРИОБРЕТЕНИЕ И СПИСАНИЕ
Приобретенные организацией упаковочные материалы, стоимость которых в дальнейшем не взимается с покупателей, принимаются к учету по счету 10 “Материалы”.
Списание упаковочного материала, израсходованного на упаковку товаров, отражается в бухгалтерском учете одним из двух способов:
1) если расфасовка и упаковка товаров осуществляются при их приобретении, стоимость упаковочных материалов относится на увеличение стоимости товаров: Д 41 – К 10 – на сумму стоимости упаковочных материалов. Основанием для такой проводки является п. 6 Положения по бухгалтерскому учету “Учет материально-производственных запасов” ПБУ 5/01, утв. приказом Минфина России № 44н от 09.06.01, согласно которому к фактическим затратам на приобретение материально-производственных запасов относятся затраты по доведению таких запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Данные затраты включают затраты организации по подработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг;
2) если упаковка товаров осуществляется уже после оприходования товаров (например, непосредственно в момент продажи), стоимость упаковочных материалов относится на издержки обращения торговой организации: Д 44 – К 10 – на сумму стоимости упаковочного материала. Увеличение стоимости товаров на сумму стоимости упаковки в данном случае невозможно, поскольку в соответствии с п. 12 ПБУ 5/01 фактическая себестоимость материально-производственных запасов, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, изменению не подлежит (кроме случаев, установленных законодательством РФ). В случае, если приобретенный организацией упаковочный материал в дальнейшем будет оплачиваться покупателем сверх цены товара (подарочные коробки), он должен учитываться как самостоятельный товар на счете 41.
Также возможна ситуация, когда один и тот же упаковочный материал предполагается использовать для упаковки товаров без взимания с покупателей его стоимости и как самостоятельный товар. В этом случае первоначально стоимость упаковочного материала следует учитывать на счете 10, а по мере передачи его в торговый зал в качестве самостоятельного товара – перевести его стоимость на счет 41.
Пример 1 ООО “Лада” приобрело упаковку для расфасовки товара: бумажные пакеты на сумму 826 руб. (в т. ч. НДС 126 руб.) Кроме того, приобретен сахарный песок на сумму 29 500 руб. (в т. ч. НДС 4500 руб.). Сахарный песок был сразу расфасован и упакован в бумажные пакеты, стоимость которых составила 200 руб. Стоимость пакетов с покупателя не взимается. Согласно учетной политике ООО “Лада” учет товаров осуществляется по ценам приобретения. В бухгалтерском учете ООО “Лада” будут сделаны следующие проводки: Приобретение бумажных пакетов: Д 10 – К 60 – 700 руб. – на сумму стоимости бумажных пакетов; Д 19 – К 60 – 126 руб. – на сумму налога на добавленную стоимость по бумажным пакетам; Д 60 – К 51 – 826 руб. – перечислена поставщику стоимость упаковочных материалов; Д 68 – К 19 – 126 руб. – принята к зачету сумма налога на добавленную стоимость, подлежащего вычету. Приобретение сахарного песка: Д 41 – К 60 – 25 000 руб. – на сумму стоимости сахарного песка, согласно документам поставщика; Д 19 – К 60 – 4500 руб. – на сумму налога на добавленную стоимость; Д 60 – К 51 – 29 500 руб. – перечислена поставщику сумма за сахарный песок; Д 68 – К 19 – 4500 руб. – принята к зачету сумма налога на добавленную стоимость, подлежащего вычету; Д 41 – К 10 – 200 руб. – на сумму стоимости упаковки, отнесенной на увеличение стоимости сахарного песка.
Также возможна ситуация, когда один и тот же упаковочный материал предполагается использовать для упаковки товаров без взимания с покупателей его стоимости и как самостоятельный товар. В этом случае первоначально стоимость упаковочного материала следует учитывать на счете 10, а по мере передачи его в торговый зал в качестве самостоятельного товара – перевести его стоимость на счет 41.
Пример 2 ООО “Лада” приобрело полиэтиленовые пакеты для расфасовки сыпучих продуктов в количестве 4000 шт. по цене 1,18 руб. за 1 шт. (в т. ч. НДС 0,18 руб.). 300 пакетов передано в торговый зал для продажи покупателям. Пакеты проданы покупателям за 600 руб. (в т. ч. НДС 92 руб.). В бухгалтерском учете ООО “Лада” будут сделаны следующие проводки: Д 10 – К 60 – 4000 руб. – на сумму стоимости приобретенных пакетов; Д 19 – К 60 – 720 руб. – на сумму НДС; Д 41 – К 10 – 300 руб. – на сумму стоимости пакетов, переданных в торговый зал для реализации покупателям; Д 50 – К 90, субсчет “Выручка” – 600 руб. – на сумму выручки от продажи пакетов; Д 90 субсчет “Налог на добавленную стоимость” – К 68 – 92 руб. – на сумму налога на добавленную стоимость; Д 90 субсчет “Себестоимость продаж” – К 41 – 300 руб. – на сумму стоимости пакетов; Д 90 субсчет “Прибыль/убыток от продаж” – К 99 – 208 руб. – на сумму прибыли от реализации пакетов.
УПАКОВКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕКЛАМЫ Расфасовывая товары, организация может использовать упаковку в рекламных целях. Например, на упаковке может быть размещена информация о самой организации (ее реквизиты, логотип), об ассортименте выпускаемых или реализуемых товаров и т. п.
В этих случаях торговая организация должна: • документально закрепить необходимость использования данной упаковки в торгово-технологическом процессе обслуживания покупателей; • признать материальные расходы на упаковку товаров не прямыми, а косвенными, в полном объеме уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль текущего отчетного (налогового) периода (ст. 320 НК РФ).
Пример 3 ООО “Лада” приобрело оптом муку за 110 000 руб. (в т. ч. НДС по ставке 10% – 10 000 руб.), упаковочные пакеты с фирменным логотипом – за 11 800 руб. (в т. ч. НДС в размере 18% – 1800 руб.) и передало товар и упаковку фирме для расфасовки (на давальческих началах). Фирме за услуги по упаковке муки уплачено 23 600 руб. (в т. ч. НДС 18% – 3600 руб.). Учетной политикой для целей бухгалтерского учета предусмотрено, что расходы по упаковке включаются в фактическую себестоимость товара. В бухгалтерском учете ООО “Лада” будут сделаны следующие проводки: Д 41/1 – К 60 – 100 000 руб. – оприходована мука, подлежащая расфасовке; Д 19 – К 60 – 10 000 руб. – отражен НДС, предъявленный продавцом муки; Д 60 – К 51 – 110 000 руб. – оплачена мука продавцу; Д 68 – К 19 – 10 000 руб. – принят к вычету уплаченный НДС, предъявленный продавцом муки; Д 41/3 – К 60 – 10 000 руб. – оприходованы пакеты для муки; Д 19 – К 60 – 1800 руб. – отражен НДС, предъявленный изготовителем пакетов. В связи с тем, что предприятие, передавшее свои материалы другой организации для переработки как давальческие, стоимость их с баланса не списывает, а продолжает отражать на счете учета соответствующих материалов (на отдельном субсчете), ООО “Лада” делает следующую проводку: Д 41/1/2 – К 41/1 – 100 000 руб. – отражена передача муки на расфасовку; Д 41/3/2 – К 41/3 – 10 000 руб. – отражена передача пакетов на расфасовку; Д 60 – К 51 – 23 600 руб. – выплачено фирме за расфасовку; Д 41/1 – К 41/1/2 – 100 000 руб. – оприходована расфасованная мука; Д 41/1 – К 41/3/2 – 10 000 руб. – стоимость упаковки включена в фактическую себестоимость муки; Д 41/1 – К 60 – 20 000 руб. – стоимость услуг по расфасовке муки включена в фактическую себестоимость муки; Д 19 – К 60 – 3600 руб. – отражен НДС, предъявленный фирмой за расфасовку муки; Д 68 – К 19 – 3600 руб. – принят к вычету уплаченный НДС, предъявленный фирмой. Таким образом, себестоимость муки составляет 130 000 руб. (100 000 + 10 000 + 20 000).
/Справочник руководителя малого предприятия/
|
|