Соглашение, регулирующее уплату НДС при торговле между Россией и Белоруссией, действует уже больше полугода. За это время стали очевидны некоторые недоработки этого международного документа. Давайте разберемся, чем эти огрехи грозят налогоплательщикам. Благодаря Соглашению о порядке уплаты косвенных налогов* в этом году при экспорте в Белоруссию НДС платится по ставке 0 процентов. А значит, у экспортера появляется право на возмещение всего НДС, заплаченного при приобретении экспортного товара. Правда, прежде чем получить такое возмещение, надо документально подтвердить право на нулевую ставку налога. При этом описанный в Соглашении порядок подтверждения нулевой ставки отличается от того, который содержится в Налоговом кодексе. Но применяется именно порядок, предусмотренный Соглашением, так как оно является международным договором (ст. 7 НК РФ).
Забыли про момент
Общий порядок подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов по экспортированным товарам установлен статьей 165 НК РФ. В ней приведен перечень документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки. При этом налоговая база по экспорту определяется в последний день месяца, в котором собран полный пакет таких документов (п. 9 ст. 167 НК РФ). На сбор документов кодекс отводит 180 дней с момента экспорта. Если же пакет документов вовремя не собран, то датой определения налоговой базы будет день отгрузки товара (п. 9 ст. 167 НК РФ). Соответственно налогоплательщик должен будет заплатить пени за 180 дней просрочки. В Соглашении же прописан другой порядок. Представить в налоговые органы пакет подтверждающих документов надо в течение 90 дней с даты отгрузки или передачи товаров. При этом в Соглашении отдельно не оговаривается, является ли 90-й день именно последним днем представления документов в налоговый орган. Или это день, на который надо определить налоговую базу (не важно, по какой ставке - нулевой или общей). Никаких официальных разъяснений на этот счет пока нет. На наш взгляд, плательщикам лучше все же исходить из того, что на 90-й день формируется налоговая база. Это позволит избежать проблем с начислением дополнительных пеней. Проиллюстрируем ситуацию на примере. Предположим, организация «Альфа» 19.01.05 отгрузила товар в Польшу. А организация «Бета» 19.04.05 экспортировала товар в Беларусь. «Альфа» будет подтверждать нулевую ставку по НДС по правилам Налогового кодекса. А вот на «Бету» распространяются нормы Соглашения. При этом срок представления документов у «Альфы» истекает через 180 дней, то есть 19.07.05. Соответственно если «Альфа» успеет собрать полный пакет документов, то моментом определения налоговой базы по ставке 0 процентов будет 31.07.05. И операция попадет в декларацию за июль 2005 года, которую надо подать в августе. То есть формально не платить пени «Альфа» может даже если немного опоздает с документами и соберет их 30.07.05. У «Беты» же ситуация иная. Срок представления документов (90 дней) тоже истекает 19.07.05. Но в Соглашении момент исчисления налоговой базы не установлен. Поэтому если «Бета» до 19.07.05 не представит в налоговую декларацию и полный пакет документов, она должна начислить НДС по ставкам 10 или 18 процентов в месяце отгрузки товара. А также заплатить пени.
Контроля нет, нет и ГТД
Следующая проблема, возникающая у экспортеров, также появилась из-за некорректных формулировок Соглашения. Так, Соглашение оставляет открытым перечень документов, необходимых для подтверждения нулевой ставки. В списке фигурируют «иные документы, предусмотренные национальным законодательством государств-сторон». А согласно статье 165 Налогового кодекса (то есть в соответствии с национальным законодательством России), в перечень подтверждающих экспорт документов входит грузовая таможенная декларация. Получается, что этот документ также нужно представить для обоснования нулевой ставки. Но получить этот документ нереально! Дело в том, что таможенный контроль на границе между Россией и Беларусью отменен десять лет назад (Указ Президента РФ от 25.05.95 № 525). При вывозе товаров из России в Белоруссию их таможенное оформление не осуществляется. В результате российский налогоплательщик не может собрать полный пакет документов для подтверждения нулевой ставки. В данном случае экспортеры могут ссылаться только на пункт 7 статьи 3 НК РФ о том, что неустранимые противоречия налогового законодательства должны трактоваться в пользу налогоплательщиков. А противоречие здесь налицо: НК РФ требует представить документ, которого в принципе быть не может. Соответственно и вычет должен предоставляться без этого документа.
Было 90, стало 29
Есть и еще одна недоработка законодателей, связанная с составом документов, подтверждающих белорусский экспорт. В пакет, необходимый для доказательства права на нулевую ставку, входит заявление о ввозе товара и уплате по нему НДС с отметкой об уплате налога. Причем отметку должны поставить белорусские налоговики. Для этого белорусский контрагент должен обратиться в свою инспекцию с заявлением. Сделать это надо до 20-го числа месяца, следующего за месяцем ввоза товаров. Таково требование Соглашения. Но если товар доставляется железнодорожным транспортом, то при отгрузке в конце апреля (как в нашем примере - 19.04.05) товар будет доставлен в Беларусь только в мае. Поэтому заявление о ввозе товара белорусская сторона может подать в «местную» налоговую до 20 июня. Таким образом, у экспортера остается всего 29 дней, в течение которых он должен суметь собрать пакет документов. И это без учета времени, необходимого для получения отметки в белорусском налоговом органе и пересылки экземпляра заявления в Россию. В такой ситуации налогоплательщикам можно лишь рекомендовать договариваться с белорусскими контрагентами о том, что заявление подается раньше, чем предусмотрено Соглашением. Например, в течение пяти дней после ввоза товаров. И.А. Мучичка, старший юрист отдела налогообложения и налоговых споров департамента правового консультирования АКГ «Развитие бизнес-систем» * Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг. Ратифицировано Федеральным законом от 28.12.04 № 181-ФЗ.