Бухгалтерский учет и налогиПортал информационной
поддержки ведения бухучета
в малом бизнесе

Расширенный поиск
ГлавнаяО проектеРекламаКонтактыГорячая линияРассылка
НОВОСТИВСЕГО 14867
30-09-2024 Рейтинг трейдеров
Трейдинг на финансовых маркетах привлекает возможностью быстро заработать на инвестициях в выгодные проекты. Это реальный способ в короткие сроки улучшить свои финансы. Сделать трейдинг максимально безопасным поможет... »

29-08-2024 Оценка бизнеса, долей и акций
В бизнесе нередко возникают ситуации, когда необходимо определить рыночную стоимость активов и имеющейся недвижимости. Это делается с целью оптимизировать важные процессы или для предстоящей продажи. Для собственников... »

11-08-2024 Как бухгалтеру зарабатывать больше?
В современном мире бухгалтерский учет претерпевает значительные изменения. Автоматизация процессов, развитие технологий и изменяющиеся требования бизнеса создают новые возможности для профессионалов в этой области. Если... »

[Все новости]
ПРЕСС-РЕЛИЗЫ
15-11-2024 Действие «налоговых каникул» для бизнесменов Подмосковья продлены В Московской области с целью поддержки предпринимателей продлили «налоговые каникулы» и пониженные ставки по упрощенной и... »
13-11-2024 Что такое счет-фактура Счет-фактура – документ, служащий основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг)... »
13-11-2024 Различия между ИП на НПД и самозанятым Режим налога на профессиональный доход (НПД) больше всего подходит фрилансерам, его часто выбирают мастера, консультанты... »
[Все пресс-релизы] Добавить
КАЛЬКУЛЯТОРЫ
КАДРЫ
Вакансии
Резюме
Нет ни одной записи!Нет ни одной записи!
[Поиск работы]
[Добавить вакансии]
[Поиск сотрудников]
[Добавить резюме]
[Профессиональные тесты]
ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА
В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Вверх / В помощь бухгалтеру / Консультации специалистов /

Вопрос:
Что же ждет организации и индивидуальных предпринимателей в новом году в связи с отменой ЕСН и как рассчитаться окончательно с уходящим в прошлое налогом?

Ответ:
Как, наверное, всем заинтересованным лицам уже известно, что с 01.01.2010 г. в соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона № 213-ФЗ (далее по тексту – Закон № 213-ФЗ) прекратила свое существование глава 24 НК РФ «Единый социальный налог». С наступлением нового года плательщики ЕСН перешли в категорию плательщиков страховых взносов согласно Федеральному закону от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее по тексту – Закон № 212-ФЗ).

Отметим сразу, что Закон № 212-ФЗ не затрагивает правоотношения, возникающие в связи с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Однако упомянем, что Закон № 213-ФЗ внес свои коррективы в Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

В частности, законодатели изменили ответственность страхователей за несвоевременное представление отчетности. Так, с 01.01.2010 г. указанное нарушение влечет штраф в размере 5% суммы, подлежащей уплате на основании данной отчетности за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% этой суммы и не менее 100 руб. Если страхователь не представил отчетность в течение более 180 дней, будет наложен штраф в размере 30% и 10% за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1000 руб.

Напомним, что до 2010 года нарушение установленного срока представления страховщику отчетности или ее непредставление влекло взыскание штрафа в размере 1000 руб., а повторное совершение указанных деяний в течение календарного года - 5000 руб.

Что же ждет организации и индивидуальных предпринимателей в новом году в связи с отменой ЕСН и как рассчитаться окончательно с уходящим в прошлое налогом, рассмотрим в этой статье.

1. Расстаемся с ЕСН
Сразу отметим, что порядок завершающих расчетов по ЕСН не меняется в связи с вступлением в силу с 01.01.2010 г. нового закона, т.е. в новом, 2010 году за старый, 2009 год отчитываемся по-старому.

1.1. Сроки уплаты
Последний авансовый платеж по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (ОПС) за 2009 год должен быть уплачен не позднее 15.01.2010 г.

1.2. Декларации
Декларации по ЕСН и страховым взносам на ОПС за 2009 год плательщики ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должны будут представить не позднее 30.03.2010 г. в налоговые органы по формам, утвержденным Минфином РФ (ст. 59 Закона № 212-ФЗ).

Подробные разъяснения по представлению отчетности за 2009 год дала ФНС РФ в Письме от 16.09.2009 г. № ШС-22-3/717@ .

1.3. Контрольные мероприятия по ЕСН, начисленным и уплаченным за период до 01.01.2010

После проведения налоговыми органами камеральных проверок представленных деклараций информация о результатах таких проверок будет передана в органы Пенсионного фонда РФ.

При этом согласно п. 38 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством РФ о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по ЕСН, истекших до 01.01.2010, осуществляются в порядке, установленном НК РФ с учетом положений главы 24 НК РФ, действовавшей до дня ее отмены.

Таким образом, несмотря на то, что с 01.01.2010 г. глава 24 НК РФ перестает действовать, проверки за период до 01.01.2010 г. будут проводиться с учетом норм и положений главы 24 НК РФ.

2. Страховые взносы по-новому
С 01.01.2010 г. необходимо будет осуществлять платежи в четыре фонда:
- Пенсионный фонд (ПФ). Взносы в ПФ по-прежнему начисляются отдельно для лиц 1966 года рождения и старше и лиц, родившихся в 1967 году и позже;
- Фонд социального страхования (ФСС);
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС);
- территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС).

Количество заполняемых платежных поручений будет на одно меньше за счет отсутствия перечислений в Федеральный бюджет. Но этот факт может порадовать только те организации, которые находятся на общем режиме налогообложения, поскольку количество документов для тех, кто уплачивал только страховые взносы в пенсионный фонд (например, применяющие упрощенную систему налогообложения или уплачивающие единый налог на вмененный доход) – увеличится.

Сразу отметим, что к заполнению платежных поручений придется отнестись более аккуратно, поскольку при ошибке в КБК взносы не будут считаться уплаченными, даже если они попали в соответствующий фонд (п.4 ч.6 ст.18 Закона № 212-ФЗ).

Зачет излишне уплаченных страховых взносов в бюджет одного фонда в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов, погашения недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам в бюджет фонда допускаться не будет (ч. 21 ст.26 Закона № 212-ФЗ).

2.1. Тарифные ставки
Самое существенное, что волнует плательщиков страховых взносов, это, конечно же, повышение тарифов, в связи с чем увеличивается бремя обязательных платежей. Видимо, других путей для увеличения поступлений в Пенсионный и иные фонды, кроме как увеличения нагрузки на бизнес, наши законодатели не нашли.

В 2010 году тарифы страховых взносов останутся равными налоговой ставке по ЕСН и составят в совокупности 26%, но уже начиная с 2011 года они увеличатся до 34%. При этом для некоторых категорий плательщиков будут действовать пониженные ставки (см. таблицу):

Плательщики, период

Пенсионный
фонд

ФСС

Федеральный
ФОМС

Территориальные
ФОМС

Всего

Плательщики на общем режиме налогообложения, за исключением отдельных (поименованных ниже) категорий

2010 год


20,0


2,9


1,1


2,0

26

с 2011 года и далее


26,0


2,9


2,1


3,0

34

Плательщики, применяющие УСН и ЕНВД

2010 год


14,0


0,0


0,0


0,0

14

с 2011 года и далее

26,0

2,9

2,1

3,0

34

Резиденты технико-внедренческой особой экономической зоны; плательщики, производящие выплаты инвалидам; общественные организации инвалидов и организации, уставный капитал которых состоит из вкладов последних; учреждения, созданные для определенных целей

2010 год


14,0


0,0


0,0


0,0

14

2011 - 2012 гг.

16,0

1,9

1,1

1,2

20,2

2013 - 2014 гг.


21,0


2,4


1,6


2,1

27,1

с 2015 года и далее

26,0

2,9

2,1

3,0

34

Плательщики единого сельскохозяйственного налога

2010 год


10,3


0,0


0,0


0,0

10,3

2011 - 2012 гг.

16,0

1,9

1,1

1,2

20,2

2013 - 2014 гг.


21,0


2,4


1,6


2,1

27,1

с 2015 г. и далее

26,0

2,9

2,1

3,0

34

Сельскохозяйственные товаропроизводители

2010 год

15,8

1,9

1,1

1,2

20

2011 - 2012 гг.

16,0

1,9

1,1

1,2

20,2

2013 - 2014 гг.


21,0


2,4


1,6


2,1

27,1

С 2015 г. и далее

 

Все плательщики без исключения

26,0

2,9

2,1

3,0

34

Как видно из представленной таблицы, законодатели взяли курс на уравнивание различных категорий плательщиков и, начиная с 2015 года, преимуществ по уплате страховых взносов ни у кого не останется.

2.2. Объект обложения страховыми взносами и необлагаемые выплаты Согласно ч. 1 ст. 7 Закона 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами будут являться выплаты и иные вознаграждения физлицам, начисляемые в соответствии:
- с трудовыми договорами и гражданско-правовыми договорами на выполнение работ, оказание услуг;
- договорами авторского заказа;
- договорами на отчуждение исключительных прав на произведения науки, литературы, искусства; издательскими лицензионными договорами; договорами о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

В части 3 ст. 7 Закона 212-ФЗ указано, что к объекту обложения не относятся выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметов которых является переход права собственности и иных вещных прав на имущество (имущественные права) и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав). Иными словами, не начисляются взносы на выплаты за приобретаемое имущество (имущественные права), арендную плату за пользование имуществом.

В соответствии с ч. 4 ст. 7 Закона № 212-ФЗ не будут признаваться объектом обложения выплаты, начисленные иностранным гражданам и лицам без гражданства, по трудовым договорам, заключенным с российской организацией для работы в ее обособленном подразделении, расположенном за пределами территории РФ, выплаты, начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории РФ в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Напомним, что при расчете ЕСН не надо было учитывать выплаты иностранным работникам, работающим за границей по договорам, заключенным исключительно через обособленное подразделение организации.

Рассматривая отличия в объектах обложения ЕСН и страховыми взносами, нельзя не отметить следующее. Вместе с канувшей в лету главой 24 «ЕСН» НК РФ ушла норма, согласно которой выплаты, не учитываемые при исчислении налога на прибыль, освобождались от обложения ЕСН (п.3 ст. 236 НК РФ). Упомянутая норма, несмотря на казалось бы ее однозначность, все равно была предметом споров между налоговиками и плательщиками, поскольку контролирующие органы пытались самостоятельно определять, должны те или иные начисления работникам (различного рода премии, вознаграждения) уменьшать базу по налогу на прибыль или нет.

Отныне же страховые взносы не нужно будет начислять только на те выплаты, которые прямо указаны в перечне необлагаемых. Таким образом, с нового года выплаты за счет собственных средств увеличиваются на суммы взносов, на них начисленных.

Необлагаемые выплаты указаны в ст. , 9 Закона № 212-ФЗ. В целом эти выплаты совпадают с выплатами, которые не облагались ЕСН. Однако есть и существенные отличия.

Так, например, с нового года будут облагаться взносами следующие выплаты: - компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении работника; - материальная помощь в сумме свыше 4000 руб. на каждого работника независимо от источника выплаты; - взносы на денежные выплаты за тяжелые, вредные и (или) опасные условия труда (кроме компенсаций за молоко и другие равноценные пищевые продукты).

Несмотря на то, что объектом обложения взносами являются выплаты, связанные с оплатой труда, перечень необлагаемых по сравнению с ЕСН дополнили выплаты в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного материального ущерба или вреда здоровью; пострадавшим от терактов на территории РФ; работнику в связи со смертью члена его семьи; работнику (родителю, усыновителю, опекуну) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, если такая матпомощь выплачивается в течение первого года после рождения (усыновления или удочерения) и не превышает 50 000 руб. на ребенка. Отметим, что при уплате ЕСН ограничений по сроку выплаты материальной помощи при рождении ребенка не было.

2.3. База для исчисления страховых взносов

Главное новшество Закона 212-ФЗ касательно базы для исчисления страховых взносов - это установление предельной величины выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, при превышении которой взносы не начисляются. На 2010 год такой предел составляет 415 000 руб. Сумма определяется нарастающим итогом с начала расчетного периода (ч. 4 ст. 8 Закона 212-ФЗ).

С 01.01.2011 г. предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в РФ. Размер указанной индексации будет определяться Правительством РФ (ч. 5 ст.8 Закона 212-ФЗ).

При расчете базы выплаты в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты. При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма НДС, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов (ч. 6 ст. 8 Закона 212-ФЗ).

Как и прежде, при расчете базы по взносам в Фонд социального страхования (ФСС) не учитываются выплаты по договорам гражданско-правового характера. Аналогично расчету, действовавшему при расчете ЕСН, взносы в ФСС уменьшаются на расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

2.4. Порядок и сроки уплаты страховых взносов
Страховые взносы, как и ЕСН, в течение расчетного периода, которым является год, уплачиваются ежемесячно (ч.4 ст.15 Закона 212-ФЗ).

Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на выходной или праздничный день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ч. 5 ст. 15 Закона 212-ФЗ).

Сумма , страховых взносов, подлежащая перечислению в соответствующие государственные внебюджетные фонды, определяется в полных рублях. Сумма страховых взносов менее 50 копеек отбрасывается, а сумма 50 копеек и более округляется до полного рубля (ч. 7 ст. 15 Закона 212-ФЗ).

2.5. Контроль за уплатой страховых взносов

В соответствии со ст. 3 Закона № 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов будет осуществляться:
- в отношении взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование - Пенсионным фондом и его территориальными органами;
- в отношении взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - ФСС и его территориальными органами.

Указанным выше органам контроля будут переданы функции администрирования страховых взносов. Органы контроля имеют право проводить камеральные и выездные проверки плательщиков страховых взносов, а также осуществлять проверку банков в целях контроля за выполнением ими обязанностей, предусмотренных Законом № 212-ФЗ.

В отличие от налоговых органов, органам контроля не предоставлено право в ходе выездной проверки производить выемку документов, проводить экспертизу, а в качестве обеспечительных мер в целях исполнения решения о взыскании платежей, пеней и штрафа применять приостановление операций по счетам в банках и налагать арест на имущество.

В отличие от порядка, установленного ст. 101.2 НК РФ, обжалование решения органа контроля не предусматривает обязательной процедуры обжалования в вышестоящем органе. Акт органа контроля может быть обжалован в вышестоящем органе контроля или в суде, причем жалоба может быть подана одновременно и в вышестоящий орган, и в суд.

В рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении проверки. При этом выездная проверка плательщика страховых взносов может проводиться не чаще, чем один раз в три года и не может продолжаться более 2-х месяцев (части 10,11 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).

С 01.01.2010 г. организации и индивидуальные предприниматели в отношении порядка уплаты и исчисления страховых взносов будут руководствоваться разъяснениями органов контроля. Если плательщик страховых взносов выполнит письменные разъяснения, данные ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля или другим уполномоченным органом государственной власти, то согласно ч. 9 ст. 25, п. 3 ч. 1 ст. 43 Закона № 212-ФЗ штрафы и пени на недоимку начисляться не будут.

Отметим, что штрафные санкции законодателями предусмотрены следующие:

- непредставление в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля - взыскание штрафа в размере 5 % суммы взносов, подлежащей уплате, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей; непредставление расчета в течение более 180 календарных дней по истечении установленного срока представления - взыскание штрафа в размере 30 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, и 10 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1 000 рублей (ст. 46 Закона № 212-ФЗ);

- неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления взносов, иного неправильного исчисления взносов или д, ругих неправомерных действий (бездействия) - взыскание штрафа в размере 20 % неуплаченной суммы взносов; если все изложенное совершено умышленно, штраф составит 40 % неуплаченной суммы взносов (ст. 47 Закона № 212-ФЗ);

- отказ или непредставление в установленный срок в орган контроля документов (копий документов), необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов - взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона № 212-ФЗ).

2.6. Отчетность в страховые фонды

В соответствии со ст. 10 Закона № 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами являются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Согласно ч.9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ отчетность должна представляться ежеквартально в следующие сроки:

1) до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда РФ - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования;

2) до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ФСС РФ - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в ФСС РФ.

По страховым взносам на ОПС и ОМС заполняется единая форма расчета. Для отчетности по взносам по нетрудоспособности и материнству предназначена отдельная форма. Вышеозначенные формы утверждаются Минздравсоцразвития РФ (ч. 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ). На настоящий момент формы не утверждены.

Отметим, что обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты в пользу физических лиц исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов, а также обязанности по представлению расчетов по страховым взносам по месту своего нахождения (ч. 11 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).

Наталья Николаевна Колос,
заместитель директора аудиторской компании "Что делать Консалт"

/Консультант Плюс - Законодательство, комментарии, аналитика, 20.01.2010/

займы на карту - мгновенное зачисление . эвакуаторов

РАЗМЕСТИТЬ БЕСПЛАТНО:
на 26.08.2023
USD94,7117+0,3110
EUR102,2586-0,2133
БВК98,1078+0,0751
Все валюты


ПОГОДА НА
Россия, Московская обл., Москва
днем
ночью

(прогноз)
Погода в России и за рубежом
КОНВЕРТОР ВАЛЮТ
Конвертор валют
ВИДЕО
Страховые взносы нанесут тяжелый ущерб МБ...
Просмотр:   видео для модема    видео для выделенной линии  
Все видеосюжеты
ВАШЕ МНЕНИЕ
Как Вы относитесь к обязательной вацинации?
 За
 Против
 Затрудняюсь ответить
Предложите опрос
 
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности