Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в издательствах имеет свои особенности. Они связаны как с требованиями законодательства, так и со спецификой самого издательского бизнеса.
Реализация периодических печатных изданий, а также книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагается НДС по ставке 10% (пп.3 п.2 ст.164 НК РФ ч.II (2)). Исключение составляют издания и книжная продукция рекламного и эротического характера.
Перечень видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемых при их реализации налогом на добавленную стоимость по ставке 10%, утвержден Постановлением Правительства РФ “О перечне видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемых при реализации налогом на добавленную стоимость по ставке 10%” (23). В этот Перечень, в частности, входят: • газеты печатные (код согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 (ОКП) - 95 1000); • журналы, сборники, бюллетени (код 95 2000); • книги и брошюры (код 95 3000); • журналы, сборники, бюллетени информационных агентств в электронном виде, распространяемые ими, в частности, на магнитных носителях, через Интернет, по каналам спутниковой связи (за исключением услуг связи) (код 95 8100) и т.д.
В целях исчисления НДС под периодическим печатным изданием и книжной продукцией рекламного характера следует понимать те, в которых реклама превышает 40% объема одного номера издания.
Внимание: для применения 10-процентной ставки недостаточно найти в Перечне код вида выпускаемой продукции. Для этого издательство, редакция средства массовой информации, иная издающая организация или информационное агентство должны иметь документ, который бы подтверждал, что выпускаемый вид продукции действительно соответствует тому, который указан в Перечне. Таким документом служит справка о присвоении соответствующего кода ОКП. Ее можно получить в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Лишь наличие этой справки дает право на применение 10-процентной ставки НДС.
Помимо продукции по ставке 10% НДС облагаются редакционные и издательские работы, которые связаны с производством перечисленных выше периодических печатных изданий и книжной продукции. Исключение составляют издания и книжная продукция рекламного и эротического характера.
Если издательство оказывает услуги по экспедированию и доставке своей продукции покупателю, размещению рекламы в периодических печатных изданиях или оформляет подписку на них, НДС на эти услуги оно должно начислять также по ставке 10% на основании пп.3 п.2 ст.164 НК РФ ч.II (2). Но в отношении перечисленных работ и услуг данный подпункт можно применять только до 31 декабря 2004 г. включительно согласно ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в статьи 149 и 164 части второй НК РФ” (6).
Как правило, организации, занимающиеся издательской деятельностью, оказывают услуги по размещению рекламы в своих изданиях. Как сказано выше, услуги по размещению рекламы и информационных сообщений в периодических печатных изданиях облагаются НДС по ставке 10%. Исключение составляет реклама в изданиях рекламного или эротического характера. Реклама, размещаемая в книжной продукции, облагается НДС по ставке 20%.
Издательство может разместить на страницах своей продукции собственную рекламу. В этом случае считается, что рекламная услуга оказана для собственных нужд. В целях исчисления налога на прибыль расходы на рекламу относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией (пп.28 п.1 и п.4 ст.264 НК РФ ч.II (2)). Они уменьшают доходы в составе косвенных расходов. В бухучете расходы по размещению собственной рекламы являются расходами по обычным видам деятельности, как расходы, связанные с продажей продукции в соответствии с п.5 ПБУ 10/99 (35).
|