Множество налоговых и установленных платежей в бюджет и внебюджетные фонды требует введения налогового планирования на МП с целью обеспечения эффективного финансового управления.
Важным фактором, существенно влияющим на налоговые расходы, является договорное оформление операций МП. Одно и то же событие может быть по-разному отражено в договорах. В рамках бюджетирования должны планироваться и мероприятия, которые намерены выполнить подразделения, а также документальное оформление данных мероприятий, то есть какие договора будут их сопровождать. Иногда бывает выгоднее одну операцию оформить несколькими договорами и наоборот.
Налоговое планирование с учетом особенностей каждого направления бизнеса предусматривает, прежде всего: • правильный учет и оформление затрат, включаемых в себестоимость продукции (услуг); • установление величины нормативных затрат, определяющей себестоимость продукции; • планирование состава затрат, включаемых в себестоимость; • учет возможных налоговых льгот; • установление рациональной учетной политики на МП.
Содержание учетной политики динамично и корректируется с учетом изменений законодательной и нормативной базы бухгалтерского учета, однако, организациям не разрешается изменять учетную политику в течение отчетного года.
К основным направлениям учетной политики, имеющим альтернативные способы учета, относятся:
1. Оценка запасов и расчет фактической себестоимости в производстве: • по средней себестоимости; • по методу ФИФО (по цене первых закупок); • по методу ЛИФО (по цене последних закупок); • по себестоимости единицы закупаемых материальных ресурсов. Начисление амортизации по основным средствам производят: равномерным методом по установленным нормам; • по ускоренной амортизации; • по способу уменьшаемого остатка; • по сумме лет полезного использования; • пропорционально объему продукции. Традиционным для отечественной практики является способ оценки материальных ресурсов, списываемых с производства по средней себестоимости. В международной практике предусмотрены стандартные методы ФИФО и ЛИФО.
2. Группировка и включение затрат в себестоимость реализованной продукции (услуг): • группировка затрат на прямые и накладные с традиционным способом формирования полной себестоимости; • группировка затрат на переменные и постоянные (расходы периода) издержки методом "директ-костинг".
В основе последнего способа лежит группировка затрат в зависимости от объема деятельности, производства продукции (услуг), т.е. на переменные и постоянные. Выделение в себестоимости переменных затрат необходимо для определения маржинального дохода как разницы между выручкой и величиной переменных затрат.
3. Оценка кредиторской задолженности: • без учета причитающихся к выплате процентов; • с учетом причитающихся к выплате процентов.
4. Методы определения выручки от реализации продукции (услуг): • кассовый метод (по мере оплаты); • метод начисления (по мере отгрузки).
Следует различать затраты, непосредственно относящиеся к производству и реализации продукции, и затраты, связанные с долгосрочными инвестициями. Затраты по созданию новой продукции, технологии, на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в себестоимость продукции не включаются, т.к себестоимость включает совокупность текущих затрат, а инвестиции на развитие МП относятся к инвестиционным затратам и учитываются отдельно от текущих затрат.
Таким образом, в процессе налогового планирования оценивается экономическое влияние принятых решений на текущую деятельность и перспективу.
Бюджетирование налогов представляет собой систему мероприятий, направленную на определение плановой суммы налоговых платежей, подлежащих уплате предприятием в будущих периодах.
В процессе бюджетирования МП должны прогнозировать суммы налоговых платежей в планируемом периоде. Без бюджета налогов невозможно составить ни бюджетный баланс, ни бюджет доходов и расходов, ни бюджет движения денежных средств. Формирование бюджета налогов является достаточно трудоемкой процедурой и зависит от многих параметров операционных, инвестиционных и финансовых бюджетов, а также учетной политики компании в области управленческого и налогового учета. В бюджете налогов представляется информация о планируемом начислении налогов и налоговых платежах, сгруппированная по видам налогов, с указанием налогооблагаемой базы и предполагаемой задолженности компании перед бюджетом (включая реструктуризированную задолженность).
Бюджет налогов необходимо составлять, во-первых, для дальнейшего расчета финансовых показателей деятельности и определения влияния на них налогового бремени, во-вторых, для формирования платежного календаря и, в-третьих, для оптимизации налогов – снижения налоговых платежей в рамках существующего законодательства. Особенностью налогового бюджетирования является расчет показателей бюджетов налогов на базе всей системы оперативных бюджетов предприятия. Так, данные бюджетов продажи, бюджет запасов, бюджет себестоимости (производства) и т.д., являются основой для составления бюджетов налогов.
Помимо того, при составлении бюджета налогов необходимо учесть, что для операционных бюджетов («внутренней» информационной основы) не существует законодательно установленных требований формирования, а существует только одно основное требование – предоставление необходимой для целей управления МП информации. В силу того, что объектом планирования бюджета налогов является величина и сроки налогового платежа, в отношении формирования бюджета налогов, наряду, с требованием, предъявляемым к операционным бюджетам, предъявляется такое требование как соответствие законодательству РФ.
Основным «внешним» источником информации (не входящим в число других бюджетов) для целей формирования бюджета налогов является Налоговый Кодекс Российской Федерации (далее по тексту НК РФ).
НК РФ, являясь основным документом, регламентирующим налогообложение в РФ, содержит информацию о: • порядке расчета налогооблагаемой базы; • налоговых ставках, корректирующих коэффициентах; • порядке отнесения доходов и расходов для целей налогообложения; • сроках уплаты налоговых платежей; • штрафных санкциях за не исполнение обязанностей налогоплательщика; • и т.д.
То есть, информация, содержащаяся в НК РФ позволяет определить последовательность действий, необходимых для планирования/бюджетирования величины налоговых платежей и сроков в которые данные платежи необходимо уплатить (либо описывается порядок возмещения данных платежей).
|