+------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Всего по странам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ОЭСР ¦ 25,5 ¦ 29,4 ¦ 32,5 ¦ 34,4 ¦ 35,5 ¦ 35,8 ¦ 35,8 ¦ 35,4 ¦ 34,8 ¦ ¦
L------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+
Источник: Revenue Statistics 1965 - 2009 (OECD, 2010)
--------------------------------
<*> Оценка ОЭСР.
Таблица 4
Доля налогов и обязательных платежей в совокупных
затратах работодателя на оплату труда в странах ОЭСР
в 2009 году (% от совокупных затрат работодателя
в размере среднего уровня оплаты труда работника,
не пользующегося специальными льготами)
--------------------------T------------T----------T------------------------------¬
¦ Страна ¦ Совокупная ¦ Налог на ¦ Взносы на социальное ¦
¦ ¦ доля ¦ доходы ¦ страхование ¦
¦ ¦ налогов в ¦ лиц +--------------T---------------+
¦ ¦ затратах ¦ ¦ уплачиваемые ¦ уплачиваемые ¦
¦ ¦ на оплату ¦ ¦ работником ¦ работодателем ¦
¦ ¦ труда ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------+------------+----------+--------------+---------------+
¦ Австралия ¦ 26,7 ¦ 20,7 ¦ 0,0 ¦ 6,0 ¦
+-------------------------+------------+----------+--------------+---------------+
¦ Австрия ¦ 47,9 ¦ 11,4 ¦ 14,0 ¦ 22,6 ¦
+-------------------------+------------+----------+--------------+---------------+
¦ Бельгия ¦ 55,2 ¦ 21,1 ¦ 10,7 ¦ 23,3 ¦
+-------------------------+------------+----------+--------------+---------------+
¦ Великобритания ¦ 32,5 ¦ 14,6 ¦ 8, 3 ¦ 9,6 ¦
+-------------------------+------------+----------+--------------+---------------+
¦ Венгрия ¦ 53,4 ¦ 15,9 ¦ 12,8 ¦ 24,6 ¦
+-------------------------+------------+----------+--------------+---------------+
¦ Греция ¦ 41,5 ¦ 7,1 ¦ 12,5 ¦ 21,9 ¦
+-------------------------+------------+----------+--------------+---------------+
¦ Дания ¦ 39,4 ¦ 29,1 ¦ 10,3 ¦ 0,0 ¦
+-------------------------+------------+----------+--------------+---------------+
¦ Ирландия ¦ 28,6 ¦ 12,9 ¦ 6,0 ¦ 9,7 ¦
+-------------------------+------------+----------+--------------+---------------+
¦ Исландия ¦ 28,3 ¦ 22,3 ¦ 0,2 ¦ 5,8 ¦
+-------------------------+------------+----------+--------------+---------------+
¦ Испания ¦ 38,2 ¦ 10,3 ¦ 4,9 ¦ 23,0 ¦
+-------------------------+------------+----------+--------------+---------------+
¦ Италия ¦ 46,5 ¦ 15,0 ¦ 7,2 ¦ 24,3 ¦
+-------------------------+------------+----------+--------------+---------------+
¦ Канада ¦ 30,8 ¦ 13,9 ¦ 6,5 ¦ 10,3 ¦
+-------------------------+------------+----------+--------------+---------------+
¦ Корея ¦ 19,7 ¦ 3,8 ¦ 6,9 ¦ 8,9 ¦
+-------------------------+------------+----------+--------------+---------------+
¦ Люксембург ¦ 34,0 ¦ 12,7 ¦ 10,9 ¦ 10,3 ¦
+-------------------------+------------+----------+--------------+---------------+
¦ Мексика ¦ 15,3 ¦ 3,5 ¦ 1,2 ¦ 10,5 ¦
+-------------------------+------------+----------+--------------+---------------+
¦ Нидерланды ¦ 38,0 ¦ 15,1 ¦ 13,8 ¦ 9,1 ¦
+-------------------------+------------+----------+--------------+---------------+
¦ Новая Зеландия ¦ 18,4 ¦ 18,4 ¦ 0,0 ¦ 0,0 ¦
+-------------------------+------------+----------+--------------+---------------+
¦ Норвегия ¦ 37,4 ¦ 19,1 ¦ 6,9 ¦ 11,3 ¦
+-------------------------+------------+----------+--------------+---------------+
¦ Польша ¦ 34,0 ¦ 5,6 ¦ 15,5 ¦ 12,9 ¦
+-------------------------+------------+----------+--------------+---------------+
¦ Португалия ¦ 37,2 ¦ 9,1 ¦ 8,9 ¦ 19,2 ¦
+-------------------------+------------+----------+--------------+---------------+
¦ Словакия ¦37,6 ¦ 6,3 ¦ 10,6 ¦ 20,8 ¦
+-------------------------+------------+----------+--------------+---------------+
¦ США ¦29,4 ¦ 13,4 ¦ 7,0 ¦ 9,0 ¦
+-------------------------+------------+----------+--------------+---------------+
¦ Турция ¦37,5 ¦ 10,5 ¦ 12,9 ¦ 14,2 ¦
+-------------------------+------------+----------+--------------+---------------+
¦ Финляндия ¦42,4 ¦ 18,6 ¦ 5,1 ¦ 18,7 ¦
+-------------------------+------------+----------+--------------+---------------+
¦ Франция ¦49,2 ¦ 9,9 ¦ 9,6 ¦ 29,7 ¦
+-------------------------+------------+----------+--------------+---------------+
¦ ФРГ ¦50,9 ¦ 17,3 ¦ 17,3 ¦ 16,3 ¦
+-------------------------+------------+----------+--------------+---------------+
¦ Чехия ¦41,9 ¦ 8,3 ¦ 8,2 ¦ 25,4 ¦
+-------------------------+------------+----------+--------------+---------------+
¦ Швейцария ¦29,3 ¦ 9,4 ¦ 10,0 ¦ 10,0 ¦
+-------------------------+------------+----------+--------------+---------------+
¦ Швеция ¦43,2 ¦ 13,9 ¦ 5,3 ¦ 23,9 ¦
+-------------------------+------------+----------+--------------+---------------+
¦ Япония ¦29,2 ¦ 7,0 ¦ 10,8 ¦ 11,4 ¦
+-------------------------+------------+----------+--------------+---------------+
¦ Российская Федерация в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 2011 году ¦35,1 ¦ 9,7 ¦ 0,0 ¦ 25,4 ¦
L-------------------------+------------+----------+--------------+----------------
Источник: Taxing Wages 2008 - 2009, OECD 2010, расчеты Минфина
России
II. Меры в области налоговой политики,
планируемые к реализации в 2012 году
и в плановом периоде 2013 и 2014 годов
В период 2012 - 2014 годов будет продолжена реализация целей и
задач, предусмотренных "Основными направлениями налоговой политики на
2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов" и "Основными
направлениями налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 и
2013 годов".
Взимание налогов и сборов может оказывать различные эффекты на
поведение экономических агентов, создавать различные стимулы как для
организаций, так и для физических лиц. Однако основной задачей
налогообложения является обеспечение доходов бюджетной системы. При
этом с учетом необходимости обеспечения сбалансированности
федерального бюджета в среднесрочной перспективе следует предпринимать
усилия, направленные на увеличение доходного потенциала налоговой
системы.
В рамках проводимой налоговой политики основными источниками
повышения доходного потенциала взимаемых налогов может стать как
повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты
отдельных налогов, так и принятие мер в области налогового
администрирования. При этом, в первую очередь, необходимо принять меры
для повышения доходов бюджетной системы от налогообложения
потребления, ренты, возникающей при добыче природных ресурсов, а также
от перехода к новой системе налогообложения недвижимого имущества.
Отдельным направлением политики в области повышения доходного
потенциала налоговой системы будет являться оптимизация существующей
системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся
возможностей для уклонения от налогообложения.
При этом необходимым условием развития российской экономики
является, прежде всего, технологическое обновление, модернизация
производства. Также ключевым условием для модернизации является
развитие некоммерческого сектора, предоставляющего в том числе услуги
социального характера. Стимулирующая роль налоговой системы по
перечисленным направлениям сохранится.
Внесение изменений в законодательство о налогах и сборах
планируется по следующим направлениям.
1. Налоговое стимулирование инновационной деятельности и развития
человеческого капитала.
2. Мониторинг эффективности налоговых льгот.
3. Акцизное налогообложение.
4. Совершенствование налогообложения при операциях с ценными
бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, финансовыми
операциями.
5. Налог прибыль организаций.
6. Налогообложение природных ресурсов.
7. Совершенствование налогообложения в рамках специальных
налоговых режимов.
8. Введение налога на недвижимость.
9. Налоговое администрирование.
1. Налоговое стимулирование инновационной
деятельности и развития человеческого капитала
1.1. Снижение тарифов страховых взносов на обязательное
пенсионное, медицинское и социальное страхование
Определение политики в области страховых взносов не относится
напрямую к налоговой политике, однако с точки зрения фискальной
нагрузки на фонд оплаты труда страховые взносы формируют наряду с
налогом на доходы физических лиц обязательные отчисления в бюджетную
систему, уплачиваемые работодателями при выплате заработной платы
работникам.
В качестве временной меры на период 2012 - 2013 годов будет
снижен максимальный тариф страховых взносов в государственные
внебюджетные фонды с 34 до 30 процентов, взимаемый с выплат в пользу
физических лиц в размере до установленной предельной величины в 512
тыс. рублей в 2012 году и до 567 тыс. рублей в 2013 году, а также для
данной категории плательщиков будет установлен тариф страховых взносов
с сумм превышения предельной величины базы для начисления страховых
взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 10 процентов.
При этом для плательщиков страховых взносов, которые в 2011 году
уплачивают указанные взносы по максимальному тарифу 26 процентов, а
также для социально ориентированных некоммерческих организаций будет
снижен до 20 процентов максимальный тариф страховых взносов в
государственные внебюджетные фонды, начисляемый на выплаты до
установленной предельной величины облагаемой базы, а также для данной
категории плательщиков будет установлен тариф страховых взносов с сумм
превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов в
Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 7 процентов.
В результате принятия указанных решений эффективная ставка
обложения заработной платы страховыми взносами, рассчитываемая как
отношение суммы исчисленных страховых взносов по работнику к сумме
начисленной заработной платы, в 2012 - 2013 годах существенно снизится
по сравнению с условиями, предусмотренными действующим
законодательством.
Для выплат в пользу работников, годовая заработная плата которых
без учета уплачиваемых взносов составит в 2012 году менее 512 тыс.
рублей (менее 567 тыс. рублей в год в 2013 году), снижение эффективной
ставки будет максимальным - на 4 процентных пункта по сравнению с
действующими условиями. При этом эффективная ставка обложения взносами
заработной платы при условии принятия предложенных решений снизится
для выплат в пользу всех работников, получающих в год до 716 тыс.
рублей в 2012 году и до 793 тыс. рублей - в 2013 году.
Для плательщиков, применяющих льготную ставку обложения
страховыми взносами, при принятии предлагаемого механизма снижения
тарифов страховых взносов в диапазоне получаемой годовой заработной
платы в 2012 году до 512 тыс. рублей (до 567 тыс. рублей в год в 2013
году) снижение эффективной ставки обложения страховыми взносами
составит максимальную величину - 6 процентных пунктов. При этом
снижение эффективной ставки обложения страховыми взносами заработной
платы для льготных категорий плательщиков в меньших масштабах будет
наблюдаться в диапазоне получаемой заработной платы до 950 тыс. рублей
в год в 2012 году и до 1053 тыс. рублей в год - в 2013 году.
Таким образом, предлагаемый механизм снижения тарифов страховых
взносов приведет к существенному снижению эффективной ставки обложения
взносами, причем в наибольшей степени выгоды от такого снижения
получат низкооплачиваемые категории работников. При этом снижение
эффективной ставки обложения взносами коснется и других категорий
работников, чья заработная плата существенно превышает средние по
стране показатели.
Следует отметить, что принимаемые решения в области снижения
страховых взносов приведут к дальнейшему росту дефицита бюджета
Пенсионного фонда Российской Федерации, что в условиях финансирования
указанного дефицита за счет средств федерального бюджета будет иметь
негативные макроэкономические последствия.
Вопрос о возможности дальнейшего применения пониженных тарифов
страховых взносов с учетом сохранения государственных обязательств по
выплатам пенсий и пособий может быть рассмотрен при подготовке в
течение 2012 - 2013 годов проекта Программы долгосрочного развития
пенсионной системы Российской Федерации и соответствующих
законодательных актов, предусматривающих принятие комплекса мер,
направленных на обеспечение сбалансированности пенсионной системы и ее
финансовой устойчивости в долгосрочной перспективе.
1.2. Совершенствование амортизационной политики
В целях более гибкого регулирования отнесения на расходы затрат
на приобретение, реконструкцию и модернизацию основных средств в
среднесрочной перспективе необходимо продолжить разработку новых
подходов к классификации основных средств на группы и определение норм
амортизации для этих групп, учитывающих скорость развития технологий,
влияющих на обновление основных средств.
Классификация основных средств, включаемых в амортизационные
группы, разработана на основе Общероссийского классификатора основных
фондов (далее - ОКОФ), утвержденного Постановлением Госстандарта
Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. N 359, который в свою
очередь основан на Общероссийском классификаторе продукции по видам
экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002) (далее - ОКПД).
В рамках федеральной целевой программы "Развитие государственной
статистики России в 2007 - 2011 годах", утвержденной Постановлением
Правительства Российской Федерации от 2 октября 2006 г. N 595, в целях
организации статистического наблюдения за состоянием и движением
основных фондов, отражающим современную ситуацию на рынке основных
фондов, Росстат осуществляет разработку новой версии ОКОФ. В рамках
указанной программы на основе Статистической классификации видов
экономической деятельности Европейского союза предполагается
разработка новой версии ОКПД.
Структурная переработка ОКОФ потребует внесения соответствующих
изменений в классификацию основных средств, что может способствовать
реализации принципа построения амортизационных групп не только в
соответствии со сроками физической эксплуатации основных средств, но и
с учетом иных факторов, вызывающих необходимость их ускоренного
обновления.
В этой связи предполагается уточнить классификацию основных
средств с учетом разработки и введения новых версий ОКОФ и ОКПД.
Наряду с этим будет продолжена работа по оценке эффективности
применения повышающих коэффициентов к норме амортизации.
Так, в частности, учитывая принятые в последнее время меры,
направленные на повышение инвестиционной активности организаций,
предоставление права ускоренной амортизации в отношении любого
имущества, являющегося предметом договора финансовой аренды (лизинга),
нецелесообразно. Представляется обоснованным применение коэффициента
ускоренной амортизации только при совершении лизинговых операций,
соответствующих задачам модернизации экономики и обновления фондов
производственного сектора.
В целях упорядочивания данной меры налогового стимулирования
предполагается разработка перечня видов основных средств, в отношении
которых при предоставлении (получении) в лизинг к основной норме
амортизации может применяться повышающий коэффициент.
Повышению заинтересованности организаций в техническом
перевооружении и повышении энергоэффективности производства должно
способствовать предусмотренная возможность амортизации
энергоэффективного оборудования с применением повышающего коэффициента
2. Для реализации указанной нормы будет разработан и утвержден
перечень основных средств, относящихся к объектам, имеющим высокую
энергетическую эффективность, для которых не предусмотрено
установление классов энергетической эффективности.
В целях создания стимулов к модернизации и обновлению основных
средств предполагается внести изменения в порядок применения
амортизационной премии, с тем чтобы при реконструкции, модернизации,
техническом перевооружении основных средств не восстанавливать
примененную в отношении них 30-процентную амортизационную премию,
предусмотрев при этом механизмы, предотвращающие злоупотребления
данной льготой со стороны недобросовестных налогоплательщиков,
многократно применяющих указанную премию к одним и тем же основным
средствам при их перепродаже.
1.3. Разработка порядка отнесения акций российских организаций,
обращающихся на организованном рынке, к акциям высокотехнологичного
(инновационного) сектора экономики в целях налогообложения
С 1 января 2011 года в целях стимулирования долгосрочного
венчурного финансирования и повышения привлекательности инновационного
бизнеса для частных инвестиций была установлена ставка налога на
прибыль организаций и налога на доходы физических лиц в размере 0
процентов, применяемая к налоговой базе по операциям с акциями
российских организаций, обращающимися на организованном рынке ценных
бумаг и являющимися акциями высокотехнологичного (инновационного)
сектора экономики, при условии владения этими акциями на праве
собственности или ином вещном праве более 5 лет.
В целях реализации указанной нормы будет разработан и утвержден
Правительством Российской Федерации порядок отнесения акций российских
организаций, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к
акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики.
1.4. Меры налоговой поддержки налогоплательщиков, на обеспечении
которых находятся дети
В целях реализации демографической и социальной политики
подготовлен проект Федерального закона "О внесении изменений в статью
218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании
утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской
Федерации", предусматривающий увеличение размера предоставляемого
налогоплательщикам стандартного налогового вычета на детей. В
частности, вычет в размере 3000 рублей будет предоставляться на
каждого третьего и последующего ребенка.
Кроме того, законопроектом предусматривается отмена стандартного
налогового вычета в размере 400 рублей, предоставляемого в настоящее
время для всех налогоплательщиков, что позволит частично
компенсировать сокращение налоговых доходов бюджетов субъектов
Российской Федерации в связи с увеличением налогового вычета для семей
с детьми.
Наряду с этим нуждается в законодательном урегулировании порядок
предоставления имущественного налогового вычета при приобретении жилья
супругами, включая случаи приобретения жилья в общую собственность с
несовершеннолетними детьми.
2. Мониторинг эффективности налоговых льгот
2.1. Оптимизация налоговых льгот
В рамках реализации Бюджетного послания Президента Российской
Федерации о бюджетной политике в 2010 - 2012 годах и в целях
расширения налоговой автономии региональных и местных властей в 2012
году и плановом периоде 2013 и 2014 годов будет продолжена работа по
оптимизации установленных на федеральном уровне льгот по региональным
и местным налогам. Такая политика, в первую очередь, является не
средством изъятия дополнительных финансовых ресурсов у
налогоплательщиков (большинство собственников указанных ниже объектов
перекладывает дополнительную нагрузку либо на федеральный бюджет, либо
на других налогоплательщиков через изменение своих тарифов), а в
большей степени служит задачам бюджетного федерализма, предоставляя
региональным и муниципальным властям более высокую степень налоговой
автономии.
Вместе с тем в ближайшее время ряд наиболее крупных налоговых
льгот по налогу на имущество организаций (в отношении железнодорожных
путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий
энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой
технологической частью указанных объектов) будет сохранен с целью
создания возможностей для развития соответствующей инфраструктуры и
сдерживания роста тарифов.
Необходимо уточнение перечня доходов, освобождаемых от обложения
налогом на доходы физических лиц, их систематизация, а также
устранение имеющихся неточностей и противоречий, приводящих к
неоднозначному толкованию норм. Указанная работа будет проводиться в
рамках работы над внесенным Правительством Российской Федерации в
Государственную Думу проектом Федерального закона "О внесении
изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской
Федерации".
2.2. Анализ применения и востребованности налоговых стимулирующих
механизмов
Регулярное проведение анализа как востребованности, так и
практики администрирования установленных механизмов налогового
стимулирования и налоговых льгот является одним из важнейших элементов
налоговой политики, поскольку увеличение количества предоставляемых
льгот в отсутствие сведений об их результативности не только приводит
к выпадающим доходам бюджетной системы, но и дискредитирует саму идею
предоставления налоговых льгот.
Необходимо создание системы мониторинга применяемых налоговых
льгот и оценки результативности их действия, позволяющей принимать
решения об их продлении или отмене, а также создание системы оценки
доходов, не поступивших в бюджетную систему в результате применения
налоговых льгот и освобождений, для их учета в качестве налоговых
расходов бюджетов при подготовке закона о бюджете и отчета об
исполнении бюджетов.
Несмотря на то, что предоставление налоговых стимулирующих
механизмов и налоговых льгот напрямую не влечет расходования бюджетных
средств, оно снижает доходы бюджета.
Проведение мониторинга востребованности налоговых стимулирующих
механизмов возможно на основе отчетности Федеральной налоговой службы,
формируемой на базе информации, содержащейся в налоговых декларациях,
предоставляемых налогоплательщиками в налоговые органы.
В целях проведения рассматриваемого мониторинга в существующие
формы налоговых деклараций были внесены изменения, направленные на
получение сведений, характеризующих количественные параметры
использования налогоплательщиками определенного перечня налоговых
льгот.
В связи с недостатком информации о суммах выпадающих доходов по
некоторым видам налогов в действующей налоговой отчетности,
планируется внесение соответствующих изменений в формы налоговой
отчетности.
При этом выпадающие доходы от применения целого ряда существенных
налоговых преимуществ невозможно оценить на основании данных налоговой
отчетности (например, выпадающие доходы от применения специальных
налоговых режимов).
На основании проведенного анализа можно будет сделать выводы об
уровне востребованности и доступности конкретных льгот, результатах их
применения с точки зрения соответствия изначально поставленным целям,
что позволит отказаться от применения некоторых льгот, закрыть
возможности для минимизации налогообложения, а также перераспределить
"налоговые расходы" бюджета, осуществляемые в виде налоговых льгот, на
более востребованные направления.
Результаты указанной работы позволят получить представление как о
количестве налогоплательщиков, применяющих те или иные налоговые
льготы, так и о суммах недопоступивших в бюджетную систему доходов
вследствие использования каждой из применяемых налоговых льгот.
По итогам предварительного анализа за 2009 год общее количество
рассматриваемых налоговых стимулирующих механизмов составляет 191
пункт, из них 60 - по налогу на прибыль организаций, 80 - по налогу на
добавленную стоимость, 20 - по налогу на имущество, 16 - по земельному
налогу, 12 - по налогу на добычу полезных ископаемых и 3 - по сборам
за пользование объектами животного мира и водных биологических
ресурсов.
Следует отметить, что более 90% выпадающих доходов составляют
потери, связанные с применением налоговых освобождений, обусловленных
структурой налогов и использованием общих принципов налогообложения
отдельных операций. Другими словами, указанные суммы не могут быть
признаны налоговыми расходами бюджетов, направленными на достижение
тех или иных целей.
Принятие решений по вопросам сохранения тех или иных льгот
необходимо осуществлять по результатам анализа практики их применения
и администрирования.
Так, ведение новых льгот следует производить на временной основе
с тем, чтобы по истечении определенного срока решение о пролонгации
действия льготы принималось также по результатам проведенного анализа
результативности.
Предполагается, что доклад о "налоговых расходах" бюджетов и их
эффективности должен в обязательном порядке сопровождать представление
проектов законов о бюджете на очередной год на всех уровнях
государственной власти и местного самоуправления.
3. Акцизное налогообложение
В части налогообложения акцизами в плановом периоде периодическая
индексация ставок акциза будет осуществляться с учетом реально
складывающейся экономической ситуации, при этом повышение акцизов на
алкогольную, спиртосодержащую и табачную продукцию будет производиться
опережающими темпами по сравнению с уровнем инфляции. Одновременно с
этим повышение акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей
этилового спирта свыше 9 процентов будет производиться опережающими
темпами по сравнению с темпами ставок в отношении алкогольной
продукции с объемной долей этилового спирта до 9 процентов, а также по
сравнению с пивом и натуральными винами.
В частности, в плановом периоде предусматривается принятие
следующих решений.
1. Установление ставок акциза на алкогольную продукцию с объемной
долей этилового спирта свыше 9 процентов за 1 литр безводного
этилового спирта, в том числе напитки, изготавливаемые на основе пива,
произведенные с добавлением спирта этилового (за исключением пива, вин
натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих,
натуральных напитков с объемной долей этилового спирта не более 6
процентов объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов,
произведенных без добавления спирта этилового), в следующих размерах:
с 1 января по 30 июня 2012 года включительно - 254 рубля за 1
литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах;
с 1 июля по 31 декабря 2012 года включительно - 300 рублей за 1
литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах;
с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно - 400 рублей за 1
литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах;
с 1 января по 31 декабря 2014 года включительно - 500 рублей за 1
литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах.
2. Установление ставок акциза на алкогольную продукцию с объемной
долей этилового спирта до 9 процентов включительно, в том числе
напитки, изготавливаемые на основе пива, произведенные с добавлением
спирта этилового (за исключением пива, вин натуральных, в том числе
шампанских, игристых, газированных, шипучих, натуральных напитков с
объемной долей этилового спирта не более 6 процентов объема готовой
продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без
добавления спирта этилового) в следующих размерах:
с 1 января по 30 июня 2012 года включительно - 230 рублей за 1
литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах;
с 1 июля по 31 декабря 2012 года включительно - 270 рублей за 1
литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах;
с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно - 320 рублей за 1
литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах;
с 1 января по 31 декабря 2014 года включительно - 400 рублей за 1
литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах.
3. Установление ставок акциза на пиво с нормативным
(стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше
0,5 процента и до 8,6 процента включительно, а также напитки,
изготавливаемые на основе пива, произведенные без добавления спирта
этилового, в следующих размерах:
с 1 января по 31 декабря 2012 года включительно - 12 рублей за 1
литр;
с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно - 15 рублей за 1
литр;
с 1 января по 31 декабря 2014 года включительно - 18 рублей за 1
литр.
4. Установление ставок акциза на пиво с нормативным
(стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше
8,6 процента в следующих размерах:
с 1 января по 31 декабря 2012 года включительно - 21 рубль за 1
литр;
с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно - 26 рублей за 1
литр;
с 1 января по 31 декабря 2014 года включительно - 31 рубль за 1
литр.
В период до 2015 года налоговая политика в отношении акцизов на
табачную продукцию будет осуществляться, в том числе, путем реализации
мер по снижению потребления указанной продукции, предусмотренных
Концепцией осуществления государственной политики противодействия
потреблению табака на 2010 - 2015 годы, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 1563-р. В
связи с этим с целью достижения среднего уровня налогообложения
табачной продукции среди стран европейского региона Всемирной
организации здравоохранения (с учетом покупательной способности
населения) ежегодный темп увеличения минимальных ставок акцизов должен
обеспечить их увеличение до 2014 года не менее чем в 3 раза.
Кроме того, будет предусмотрено установление ставок акциза в
одинаковом размере на сигареты с фильтром и сигареты без фильтра
(папиросы).
В частности, в плановом периоде предусматривается установление
следующих ставок акциза на табачную продукцию:
с 1 января по 30 июня 2012 года включительно - 360 рублей за 1000
штук + 7,5 процента расчетной стоимости, исчисляемой исходя из
максимальной розничной цены, но не менее 460 рублей за 1000 штук;
с 1 июля по 31 декабря 2012 года включительно - 390 рублей за
1000 штук + 7,5 процента расчетной стоимости, исчисляемой исходя из
максимальной розничной цены, но не менее 510 рублей за 1000 штук;
с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно - 550 рублей за
1000 штук + 8,0 процента расчетной стоимости, исчисляемой исходя из
максимальной розничной цены, но не менее 730 рублей за 1000 штук;
с 1 января по 31 декабря 2014 года включительно - 800 рублей за
1000 штук + 8,5 процента расчетной стоимости, исчисляемой исходя из
максимальной розничной цены, но не менее 1040 рублей за 1000 штук.
Следует отметить, что в связи с ускоренной индексацией
минимальной специфической ставки акциза на табачную продукцию
постепенно будет происходить уменьшение разницы между розничными
ценами табачных изделий в низко-, средне- и высокоценовом сегментах. В
этих условиях постепенно будет снижаться значение адвалорной
составляющей акцизной ставки, от которой будет возможно отказаться
полностью по достижении среднего уровня налогообложения табачной
продукции среди стран европейского региона Всемирной организации
здравоохранения в соответствии с Концепцией осуществления
государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 -
2015 годы.
В отношении прочих подакцизных товаров предусматривается
сохранение ставок акциза в 2012 и 2013 годах в размерах,
предусмотренных действующим законодательством о налогах и сборах с
последующей индексацией ставок акциза, установленных в рублях, с 1
января 2014 года на 10 процентов к ставкам, применявшимся с 1 января
по 31 декабря 2013 года включительно.
4. Совершенствование налогообложения
при операциях с ценными бумагами
и финансовыми инструментами срочных сделок,
финансовыми операциями
Вопросы, связанные с налогообложением финансовых инструментов, а
также деятельности инвесторов и профессиональных участников рынка
ценных бумаг, обсуждаются в настоящее время в рамках создания в
Российской Федерации Международного финансового центра. В этой связи
целесообразно принять ряд решений, направленных на совершенствование
налогообложения при совершении операций с еврооблигациями российских
эмитентов, депозитарными расписками, а также при получении и выплате
дивидендов.
Действующая редакция Кодекса не предусматривает освобождения от
налога на прибыль организаций, удерживаемого у источника, при выплате
дохода нерезиденту - юридическому лицу по еврооблигациям российских
эмитентов, в том числе Российской Федерацией и субъектов Российской
Федерации. Поэтому в настоящее время российские еврооблигации
выпускаются через специально создаваемые иностранные компании
(например, в Люксембурге или в Ирландии), при выплате процентов по
которым налог у источника не удерживается в России в соответствии с
соглашениями об избежании двойного налогообложения.
С целью повышения нейтральности налоговой системы по отношению к
способу выпуска еврооблигаций предлагается ввести в законодательство о
налогах и сборах освобождение от удержания налога на прибыль
организаций у источника по процентам, выплачиваемым по облигациям
российских эмитентов.
В настоящее время доход, получаемый нерезидентами при реализации
ценных бумаг на зарубежных биржах, не облагается налогом на прибыль в
Российской Федерации. Однако доходы, полученные от реализации
аналогичных ценных бумаг на российской бирже, облагаются налогом на
прибыль организаций, удерживаемым у источника выплаты в Российской
Федерации, в случае, если активы соответствующих эмитентов более чем
на 50% состоят из недвижимого имущества. Данный факт влечет вывод
оборота от торговли ценными бумагами российских эмитентов, финансовыми
инструментами и производными от акций из России на зарубежные биржи.
При этом большинство российских "голубых" фишек являются
компаниями ресурсного сектора, в составе активов которых недвижимое
имущество, как правило, составляет более 50% стоимости всех активов.
Освобождение от налогообложения обращающихся акций компаний,
более 50% активов которых состоит из недвижимости в Российской
Федерации, будет стимулировать приток иностранных инвестиций на
внутренний фондовый рынок. При этом ограничение указанного
освобождения только обращающимися ценными бумагами позволит
предотвратить злоупотребления, при которых продажа недвижимости
маскируется реализацией ценных бумаг компании, которой принадлежит эта
недвижимость. В этих целях предлагается внести поправки в подпункт 5
пункта 1 статьи 309 Кодекса, отменяющие взимание налога у источника
для доходов от реализации обращающихся бумаг.
Требуется законодательное урегулирование порядка налогообложения
глобальных депозитарных расписок (GDR), американских депозитарных
расписок (ADR), российских депозитарных расписок (РДР).
В настоящее время отсутствуют правила налогообложения операций
конвертации ADR, GDR и РДР в акции и обратно - из акций в депозитарные
расписки. В этой связи целесообразно внесение дополнений в статью 280
Кодекса, устанавливающих, что при конвертации локальных ценных бумаг в
депозитарные расписки и наоборот реализации соответствующих ценных
бумаг не происходит.
Поскольку ликвидность российского рынка в основном сосредоточена
в данной форме бумаг, регулирование спорных вопросов в отношении
указанных финансовых инструментов будет являться положительным
сигналом для инвесторов.
При этом в качестве основы для поправок могут быть использованы
уже выработанные практикой подходы, в том числе отраженные в
разъяснительных письмах Минфина России.
В настоящее время в главе 25 Кодекса не отражен порядок признания
доходов, полученных при частичном погашении номинала ценных бумаг. В
отсутствие специальных правил налогоплательщики вынуждены откладывать
момент признания полученных от эмитента денежных средств в налоговом
учете на неопределенный срок, что усложняет ведение налогового учета
по таким ценным бумагам.
Данная проблема уже была успешно решена в отношении определения
налоговой базы по операциям с ценными бумагами физических лиц после
внесения изменений в статью 214.1 главы 23 Кодекса. Предлагается
внести аналогичные поправки в пункт 2 статьи 280 Кодекса.
Предлагается решить проблему списания дебиторской задолженности
при ликвидации эмитента (векселедателя).
Так, у банков есть право формировать резерв по сомнительным
долгам в отношении процентов, по которым нет обеспечения. Однако по
эмиссионным ценным бумагам, как правило, при утверждении проспекта
эмиссии требуется наличие поручителя. При этом в случае дефолта
эмитента, как правило, поручитель тоже признается банкротом.
Возможность корректировки налоговой базы по процентам в отношении
таких ценных бумаг отсутствует, в связи с чем профессиональные
участники не могут реализовать возможность списания убытков в
указанных случаях за счет резерва под обесценение ценных бумаг (статья
300 Кодекса).
Для решения указанной проблемы предлагается в законодательном
порядке разрешить налогоплательщикам признавать убытки по долговым
ценным бумагам в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль в
случае банкротства эмитента (векселедателя).
В законодательстве о налогах и сборах в настоящее время
отсутствует методология налогообложения налогом на прибыль дивидендов
при совершении операций РЕПО, что требует внесения поправок в статьи
282, 309 - 312 Кодекса.
В настоящее время доход должен облагаться у продавца по первой
части РЕПО, при этом признаваться дивидендами и облагаться по ставкам
для дивидендов. При этом для целей налогообложения под открытием
короткой позиции по ценной бумаге понимается реализация (выбытие)
ценной бумаги при наличии обязательств налогоплательщика по возврату
ценной бумаги, полученной по первой части РЕПО или договору займа.
Поскольку отсутствует методология налогообложения дивидендов в
короткой позиции, потенциально возможно двойное налогообложение одного
и того же дивидендного потока.
Для решения данной проблемы следует разрешить экономическому
собственнику ценных бумаг признавать дивидендный доход в налоговых
целях. В статью 282 Кодекса может быть внесено изменение,
устанавливающее порядок налогообложения дивидендов при короткой
позиции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 301 Кодекса не признается
финансовым инструментом срочной сделки договор, требования по которому
не подлежат судебной защите в соответствии с гражданским
законодательством Российской Федерации. Убытки от таких договоров не
учитываются при определении налоговой базы. Это накладывает
существенные ограничения на возможности российских налогоплательщиков
на срочном рынке. Для российской организации, не имеющей лицензии
профессионального участника, невыгодно заключение срочной сделки
напрямую с иностранной организацией без участия российского брокера,
так как такая сделка не будет подлежать судебной защите в соответствии
с Гражданским кодексом Российской Федерации, и соответственно убытки
по ней не смогут быть учтены при налогообложении.
В связи с этим пункт 1 статьи 301 Кодекса предполагается
дополнить положением о признании финансовым инструментом срочной
сделки договора, подлежащего судебной защите по применимому
иностранному праву.
Внесение указанного дополнения будет способствовать развитию
российского рынка деривативов, привлечению на российский рынок
иностранных банков, которые принесут в Россию свои продукты, знания,
опыт и технологии.
У профессиональных участников рынка ценных бумаг суммы налога на
добавленную стоимость, уплаченного поставщикам, в большинстве своем
полностью относятся на расходы. Таким образом, финансовые услуги
российских лиц на 18% дороже, чем у иностранных конкурентов.
В целях повышения конкурентоспособности российских организаций,
оказывающих финансовые услуги, может быть определен перечень
конкретных услуг, оказываемых профессиональными участниками рынка
ценных бумаг, которые можно освободить от налога на добавленную
стоимость: брокерские, депозитарные, услуги управляющих активами,
услуги андеррайтинга.
Нуждаются в совершенствовании процедуры зачета НДС для
профессиональных участников рынка ценных бумаг в части определения
соотношения облагаемого и необлагаемого оборота. Для устранения
существующих диспропорций в расчете пропорции облагаемых и
необлагаемых операций предлагается при таком расчете учитывать прибыль
(доходы) соответствующего налогоплательщика, а не валовые обороты.
Подпункт 2 пункта 2 статьи 23 Кодекса обязывает организации
сообщать в налоговый орган сведения обо всех случаях участия в
российских и иностранных организациях. Исполнение такой обязанности
профессиональными участниками рынка ценных бумаг нуждается в
корректировке, поскольку не учитывается специфика таких организаций,
для которых операции с ценными бумагами являются основным видом
деятельности.
Кроме того, представление такой информации в ряде случаев не
нужно и налоговым органам для целей налогового контроля.
Внесение изменений в порядок исполнения такой обязанности
(например, в зависимости от процента участия, срока владения и т.п.)
позволит значительно сократить административные барьеры.
5. Налог на прибыль организаций
5.1. Уточнение порядка налогового учета доходов от реализации
имущества, права на которые подлежат государственной регистрации в
соответствии с законодательством Российской Федерации
При применении метода начисления датой получения дохода от
реализации признается дата реализации товаров (работ, услуг,
имущественных прав). Переход права собственности на объекты
недвижимого имущества подлежит государственной регистрации. В связи с
тем, что регистрация права собственности может занимать достаточно
продолжительное время, при приобретении таких объектов в целях
налогообложения прибыли предусмотрена возможность начисления
амортизации с момента введения основного средства в эксплуатацию и
подачи документов на государственную регистрацию прав.
Целесообразно законодательно закрепить порядок признания дохода
от реализации такого имущества в налоговом учете на более раннюю из
следующих дат:
- дата передачи по передаточному акту или иному документу о
передаче недвижимого имущества;
- дата реализации недвижимого имущества.
5.2. Уточнение порядка признания убытков в виде безнадежных
долгов для целей налогообложения прибыли
Кодексом не предусмотрено особого порядка признания безнадежными
долгов перед налогоплательщиком, подлежащих уплате должником на
основании решения суда, вступившего в законную силу.
При окончании исполнительного производства обязательство должника
перед кредитором не прекращается. При этом в связи с тем, что
кредитором реализовано право на судебную защиту по иску, признание
данной задолженности на основании истечения срока исковой давности
невозможно.
В связи с этим необходимо внесение изменения в статью 266 Кодекса
в части уточнения, что безнадежными долгами признаются долги,
невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного
пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства,
вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября
2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в случаях:
- если невозможно установить местонахождение должника, его
имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных
средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на
хранении в банках или иных кредитных организациях;
- если у должника отсутствует имущество, на которое может быть
обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем
допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались
безрезультатными.
6. Налогообложение природных ресурсов
6.1. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), взимаемый при
добыче углеводородного сырья (нефти и природного газа)
В целях выравнивания уровня налоговой нагрузки на газовую и
нефтяную отрасли в плановом периоде продолжится работа по установлению
дополнительной фискальной нагрузки на газовую отрасль путем
дифференциации ставки НДПИ, взимаемого при добыче газа горючего
природного. При этом планируется, что в совокупности принимаемые меры
по увеличению доходов федерального бюджета от налогообложения газовой
и нефтедобывающей отраслей должны привести к увеличению доходов
федерального бюджета, поступающих в 2012 году и плановом периоде 2013
и 2014 годов в условиях утвержденного прогноза
социально-экономического развития по сравнению с действующим
законодательством: в 2012 году - на сумму до 150 млрд. руб., в 2013
году - на сумму до 168,3 млрд. руб. и в 2014 году - на сумму до 185,9
млрд. руб.
Для этого, в течение 2011 года планируется внести изменения в
главу 26 Кодекса, предусматривающие ежегодное увеличение ставки НДПИ
при добыче газа горючего природного, начиная с 2012 года, для
налогоплательщиков, являющихся собственниками объектов Единой системы
газоснабжения, а также для налогоплательщиков, в которых суммарная
доля участия указанных собственников объектов Единой системы
газоснабжения составляет свыше 50%.
В случае если, начиная с 1 января 2012 года, будет прекращено
действие освобождение поставок природного газа в рамках проекта
"Голубой поток", предусмотренное статьей 6 Протокола к Соглашению
между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой
Республики о поставках российского природного газа в Турецкую
Республику через акваторию Черного моря от 15 декабря 1997 года, а
также в условиях досрочной отмены применения льготной ставки вывозной
таможенной пошлины на нефть, добываемой на Верхнечонском и Талаканском
нефтегазоконденсатных месторождениях, то налогообложение налогом на
добычу полезных ископаемых добычи газа горючего природного указанными
категориями в 2012 году планируется осуществлять по ставке 431 руб. за
1 000 кубических метров газа, в 2013 году - 502 руб. за 1 000
кубических метров газа и с 2014 года - 544 руб. за 1 000 кубических
метров газа.
Иными категориями налогоплательщиков, осуществляющих добычу газа,
указанные налоговые ставки будут применяться с понижающими
коэффициентами: в 2012 году - 0,582, в 2013 году - 0,528, а с 2014
года - 0,511.
В случае, если указанное выше освобождение поставок природного
газа в рамках проекта "Голубой поток" сохранится, что налоговые ставки
НДПИ при добыче газа природного горючего, добываемого
налогоплательщиками, являющимися собственниками объектов Единой
системы газоснабжения, а также налогоплательщиками, в которых
суммарная доля участия указанных собственников объектов Единой системы
газоснабжения составляет свыше 50%, составят: в 2012 году - 509 руб.
за 1 000 кубических метров газа, в 2013 году - 582 руб. за 1 000
кубических метров газа и в 2014 году - 622 руб. за 1 000 кубических
метров газа. При этом иными категориями налогоплательщиков,
осуществляющих добычу газа, указанные налоговые ставки будут
применяться с понижающими коэффициентами: в 2012 году - 0,493, в 2013
году - 0,455, а с 2014 года - 0,447.
В дальнейшем ставка НДПИ при добыче газа горючего природного
будет устанавливаться в зависимости от мировой цены на углеводородное
сырье по аналогии с налогообложением добычи нефти, а также в
зависимости от темпов роста внутренних цен на газ.
В соответствии с одобренными ранее документами, определяющими
основные направления налоговой политики в Российской Федерации на
трехлетнюю перспективу, необходимо продолжить выработку механизмов
перехода в долгосрочной перспективе на налогообложение добычи
природных ресурсов на основе результатов финансово-хозяйственной
деятельности организации (налог на добавочный доход). Эта форма
изъятия ренты представляется наиболее эффективной с экономической
точки зрения и применяется в налоговых системах ряда развитых
нефтедобывающих стран, в частности, в Норвегии, Великобритании и США.
При этом переход к налогу на добавочный доход, который на первом
этапе возможно осуществить лишь для новых месторождений, может повлечь
за собой изменение всей системы налогообложения природной ренты - от
НДПИ и вывозных таможенных пошлин до акцизов на нефтепродукты.
6.2. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), взимаемый при
добыче иных полезных ископаемых
В целях недопущения снижения доходной части бюджетной системы
Российской Федерации будут подготовлены предложения о внесении
изменений в главу 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" Кодекса в
части уточнения порядка налогообложения НДПИ лечебных грязей.
С учетом опыта применения специфических ставок НДПИ при добыче
угля будут подготовлены предложения об установлении специфических
ставок НДПИ по иным видам твердых полезных ископаемых (металлы, соли,
строительное сырье и пр.).
Кроме того, следует проработать вопрос установления ставки по
полезным ископаемым, доля экспорта которых превышает 50 процентов, в
зависимости от мировых цен на соответствующие полезные ископаемые.
6.3. Водный налог
Для приведения положений Кодекса в соответствие с
законодательством Российской Федерации в области использования
подземных водных объектов надлежит подготовить предложения в части
уточнения порядка налогообложения водным налогом пользования
подземными водными объектами после вступления в силу в 2007 году новой
редакции Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N
74-ФЗ.
6.4. Сборы за пользование объектами животного мира и за
пользование объектами водных биологических ресурсов
В целях единообразного применения положений пункта 7 статьи 333.3
главы 25.1 "Сборы за пользование объектами животного мира и за
пользование объектами водных биологических ресурсов" Кодекса в части
исчисления доли дохода от реализации добытых (выловленных) водных
биологических ресурсов и (или) продукции, произведенной из них, в
общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) градо- и
поселкообразующими организациями и российскими рыбохозяйственными
организациями в целях применения пониженной ставки сбора за
пользование объектами водных биологических ресурсов будут подготовлены
предложения о внесении изменений в главу 25.1 Кодекса, уточняющие
понятие данного критерия для российских рыбохозяйственных организаций.
Также нормы законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах должны быть согласованы с нормами законодательства Российской
Федерации, регулирующего отношения в области использования объектов
животного мира, вступившего в силу с 2010 года.
7. Совершенствование налогообложения
в рамках специальных налоговых режимов
Реформирование системы налогообложения в виде единого налога на
вмененный доход для отдельных видов деятельности и упрощенной системы
налогообложения на основе патента будет осуществляться по следующим
направлениям.
С 2012 года будет введена в действие новая глава 26.5 "Патентная
система налогообложения" части второй Кодекса. Указанный режим
налогообложения будет предназначен для применения индивидуальными
предпринимателями.
Предусматривается постепенное сокращение сферы применения системы
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных
видов деятельности, в частности, с 1 января 2013 года из перечня видов
предпринимательской деятельности, которые могут быть переведены на
уплату единого налога на вмененный доход, исключаются:
розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с
площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому
объекту организации торговли;
оказание услуг общественного питания, осуществляемых через
объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания
посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту
организации общественного питания.
С 1 января 2014 года система налогообложения в виде единого
налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности отменяется.
Таким образом, для индивидуальных предпринимателей станет
возможным выбор между общим режим налогообложения, упрощенной системой
налогообложения или патентной системой налогообложения. Организации,
относящиеся к малому бизнесу, смогут при определенных условиях
выбирать между применением общей системой налогообложения и упрощенной
системой налогообложения.
При этом будут уточнены размеры ограничений по размеру доходов,
дающих право перехода на упрощенную систему налогообложения с 1 января
2013 года и применения указанной системы налогообложения за налоговый
период начиная с 2013 года.
8. Введение налога на недвижимость
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации от 29 июня
2010 года "О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах" указывается на
необходимость ускорить подготовку введения налога на недвижимость, в
том числе формирование соответствующих кадастров, а также разработать
систему, позволяющую взимать данный налог исходя из рыночной стоимости
облагаемого имущества с необлагаемым минимумом для семей с низкими
доходами.
Однако для введения налога на недвижимость необходимо
формирование государственного кадастра недвижимости, а также
формирование порядка определения налоговой базы, в качестве которой
должна выступать кадастровая стоимость объектов недвижимости. Поэтому
для реализации этих целей необходимо проведение работ по кадастровой
оценке объектов недвижимости и информационному наполнению
государственного кадастра недвижимости.
В целях установления общих принципов проведения кадастровой
оценки объектов недвижимости и требований к оценщикам, привлекаемым к
государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, а также
определения порядка утверждения результатов кадастровой оценки и
досудебного урегулирования споров о результатах проведения
государственной кадастровой оценки объектов недвижимости принят
Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в
Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и
отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с Планом реализации мероприятий, обеспечивающих
введение на территории Российской Федерации местного налога на
недвижимость, для введения налога на недвижимость необходимо завершить
в 2012 году проведение работ по массовой оценке объектов капитального
строительства.
В настоящее время основные элементы налогообложения по налогу на
недвижимость определены. Проводится работа по установлению размеров
налоговых вычетов для определения налоговой базы при исчислении налога
на недвижимость.
Как показывают предварительные расчеты при определении налоговой
базы для исчисления налога на недвижимость, физическим лицам -
собственникам жилой недвижимости целесообразно предоставлять
стандартные и социальные налоговые вычеты.
Учитывая, что земельный участок и расположенный на нем объект
недвижимости являются самостоятельными объектами кадастрового учета,
то указанный подход следует применить при исчислении налога, в
отношении имущества физических лиц, до перехода к единому объекту
недвижимости.
С включением в Кодекс главы, регулирующей налогообложение
недвижимости, налог на недвижимость может быть введен в тех субъектах
Российской Федерации, где проведен кадастровый учет объектов
недвижимости и утверждены результаты кадастровой оценки объектов
недвижимости.
Также следует рассмотреть вопрос о применении порядка,
предлагаемого для исчисления налога на недвижимость, к исчислению
налога на недвижимое имущество организаций.
9. Налоговое администрирование
Совершенствование налогового администрирования рассматривается в
качестве источника дополнительных поступлений в бюджетную систему
налоговых платежей. С другой стороны, создание современной системы
налогового администрирования выступает и как способ устранения
административных барьеров, создания максимально комфортных условий для
исполнения налогоплательщиком своих обязанностей.
Значительным резервом повышения эффективности налогообложения
является устранение пробелов и неточностей, выявляемых
правоприменительной практикой, в законодательном порядке, вплоть до
подготовки в среднесрочной перспективе новой редакции соответствующих
глав Кодекса.
9.1. Внедрение инструментов, противодействующих уклонению от
уплаты налогов
Стремление налогоплательщика к уменьшению налоговых платежей
может приобретать различные формы. При этом допустима законная
оптимизация налоговых платежей - такие действия налогоплательщика,
которые, хотя и имеют своим следствием неуплату налога либо уменьшение
его суммы, но заключаются в использовании предоставленных законом
прав, связанных с освобождением на законном основании от уплаты налога
или с выбором наиболее выгодных форм предпринимательской деятельности
и соответственно - оптимального вида платежа.
Ответственность налогоплательщика предусматривается за такие
деяния, которые совершаются умышленно и направлены непосредственно на
избежание уплаты законно установленного налога в нарушение
закрепленных в законодательстве о налогах и сборах правил.
Не менее важной представляется проблема квалификации ситуации,
когда формальное соблюдение закона налогоплательщиком, то есть
совершение им действий, не запрещенных законодательством, приводит к
ущербу фискальных интересов государства и муниципальных образований.
Нередко единственной целью использования гражданско-правовых средств
("деловой целью") становится налоговая выгода.
В сложившихся условиях должны быть законодательно закреплены
инструменты противодействия злоупотреблению нормами законодательства в
целях минимизации налогов.
Особое внимание необходимо уделить критериям, отделяющим законное
уменьшение налоговых платежей от избежания от налогообложения, а также
процедурам проверки установления "деловой цели".
Реализация в законодательстве подобного механизма во многом
позволит обеспечить стабильность имущественных отношений,
предсказуемость действий участников налоговых отношений.
Для подготовки соответствующих законодательных положений
необходимо использование практики, накопленной арбитражными судами, а
также зарубежного опыта.
Успешное решение поставленной задачи будет способствовать
реализации принципа всеобщности и равенства налогообложения.
9.2. Совершенствование порядка уплаты (перечисления) и взыскания
налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации
В связи с расширением видов и назначения лицевых счетов,
открываемых в соответствии с бюджетным законодательством Российской
Федерации в органах Федерального казначейства, финансовых органах
субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, требуется
уточнить положения Кодекса о взыскании налогов и сборов с организаций,
которым открыты такие лицевые счета.
Требуется также дополнительно проработать вопросы взыскания
налогов за счет электронных денег, урегулировать порядок обращения
взыскания налогов на денежные средства налогоплательщиков, взыскания
налогов с валютных счетов и счетов в драгоценных металлах в банках.
Кроме того, в период 2012 - 2014 годов предусматривается
осуществление следующих мер, в том числе направленных на дальнейшее
совершенствование налогового администрирования и налогового контроля:
- расширение использования института "уточнение платежа" в
налоговых правоотношениях, создание правовой основы для пересчета
пеней в случаях своевременной и полной уплаты (перечисления) налогов и
сборов в бюджетную систему Российской Федерации, а также для
своевременного возврата излишне уплаченных (перечисленных) сумм
налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации;
- совершенствование административной процедуры урегулирования
споров между налоговыми органами и налогоплательщиками, плательщиками
сборов, налоговыми агентами.
9.3. Ограничение применения льгот, предусмотренных действующими
международными договорами об избежании двойного налогообложения
Одной из важнейших мер в области налоговой политики будет
являться внесение изменений в Кодекс в целях противодействия
использованию международных налоговых соглашений в неблаговидных
целях, а также в целях создания налоговых стимулов для перехода
организаций из оффшорных зон в юрисдикцию Российской Федерации. В
частности, предполагается, что льготы и преференции, предусмотренные
действующими международными договорами, участником которых является
Российская Федерация, не будут применяться в тех случаях, когда
конечными бенефициарами таких льгот и преференций не являются
резиденты стран - участников таких договоров. Фактически предлагаемое
к внесению в Кодекс положение основано на соответствующей статье
Модели конвенции об избежании двойного налогообложения, рекомендуемой
Организацией экономического сотрудничества и развития.
|