БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГИ
businessuchet.ru

Страницы: 1  2  



                         ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
         НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2012 ГОД
                И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2013 И 2014 ГОДОВ

                              РУКОВОДСТВО

                         МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ


                                  (Д)


     Основные направления налоговой политики Российской  Федерации  на
2012 год и на плановый период 2013 и  2014  годов  (далее  -  Основные
направления налоговой  политики)  подготовлены  в  рамках  составления
проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и  двухлетний
плановый период.  Основные  направления  налоговой  политики  являются
одним  из  документов,  который  необходимо   учитывать   в   процессе
бюджетного проектирования как при планировании  федерального  бюджета,
так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.
     Помимо решения задач в области бюджетного  планирования  Основные
направления  налоговой  политики   позволяют   экономическим   агентам
определить ориентиры в  налоговой  сфере  на  трехлетний  период,  что
должно способствовать стабильности и  определенности  условий  ведения
экономической  деятельности  на   территории   Российской   Федерации.
Несмотря  на  то,  что  Основные  направления  налоговой  политики  не
являются нормативным правовым актом, этот документ представляет  собой
основание для  внесения  изменений  в  законодательство  о  налогах  и
сборах, которые разрабатываются в соответствии  с  предусмотренными  в
нем положениями. Такой порядок приводит к  увеличению  прозрачности  и
прогнозируемости  налоговой  политики   государства.   Предсказуемость
действий государственных органов в налоговой сфере - ключевое значение
для инвесторов, принимающих долгосрочные инвестиционные решения.
     В  трехлетней  перспективе   2012   -   2014   годов   приоритеты
Правительства  Российской  Федерации  в  области  налоговой   политики
остаются такими же, как и ранее - создание  эффективной  и  стабильной
налоговой   системы,   обеспечивающей   бюджетную    устойчивость    в
среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными  целями  налоговой
политики продолжают оставаться поддержка инновационной деятельности, в
том числе и путем  предоставления  новых  льгот,  направленных  на  ее
стимулирование, а также поддержка инвестиций в области  образования  и
здравоохранения.
     Важнейшим  фактором  проводимой   налоговой   политики   является
необходимость  поддержания   сбалансированности   бюджетной   системы.
Налоговая политика ближайших лет будет проводиться в условиях дефицита
федерального   бюджета.   Достижение   в   среднесрочной   перспективе
сбалансированности  федерального  бюджета  при   разумных   прогнозных
оценках   стоимости   нефти,   предусмотренное   Бюджетным   посланием
Президента Российской Федерации о бюджетной политике  в  2011  -  2013
годах, возможно лишь  при  постепенном  увеличении  доходов  бюджетной
системы, не обусловленных напрямую мировыми ценами на нефть. В  то  же
время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам
экономики,  в  которых  достигнут  ее  оптимальный  уровень  с  учетом
требований сбалансированности бюджетной системы.

                     I. Основные итоги реализации
                налоговой политики в прошедшем периоде

     Реализация   целей   и    задач,    предусмотренных    "Основными
направлениями налоговой политики на 2010 год и плановый период 2011  и
2012 годов" и "Основными направлениями налоговой политики на 2011  год
и плановый период 2012 и 2013 годов",  проводилась  во  взаимосвязи  с
Основными   направлениями   антикризисных    действий    Правительства
Российской  Федерации  на   2010   год   и   Основными   направлениями
деятельности Правительства Российской  Федерации  на  период  до  2012
года.
     Основными направлениями налоговой политики на 2011 год и плановый
период 2012 и 2013 годов, одобренными в 2010  году,  предусматривалось
внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по  следующим
направлениям:
     1. Налоговое стимулирование инновационной деятельности.
     2. Налог на прибыль организаций.
     3. Налог на добавленную стоимость.
     4. Акцизное налогообложение.
     5. Введение налога на недвижимость.
     6. Налогообложение имущества (в том числе земельных участков).
     7. Налог на добычу полезных ископаемых.
     8. Водный налог.
     9. Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов.
     10. Налоговое администрирование.
     11. Упрощение администрирования налогообложения физических лиц.
     12.  Международное  сотрудничество,  интеграция  в  международные
организации и соглашения, информационный обмен.
     13. Налоговая нагрузка в российской экономике.

        1. Налоговое стимулирование инновационной деятельности

     1.1.  Снижение  тарифов   страховых   взносов   на   обязательное
пенсионное, медицинское и социальное страхование
     Федеральным законом от 24 июля 2009  г.  N  212-ФЗ  "О  страховых
взносах в  Пенсионный  фонд  Российской  Федерации,  Фонд  социального
страхования  Российской  Федерации,  Федеральный  фонд   обязательного
медицинского  страхования  и   территориальные   фонды   обязательного
медицинского страхования" были установлены пониженные тарифы страховых
взносов, в том числе:
     для  организаций,  получивших  статус   участников   проекта   по
осуществлению   исследований,   разработок   и   коммерциализации   их
результатов в соответствии с Федеральным законом от 28  сентября  2010
г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково";
     для   организаций,   осуществляющих   деятельность   в    области
информационных технологий, которыми признаются российские организации,
осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на
материальном  носителе  или  в  электронном  виде  по  каналам   связи
независимо от вида договора и (или)  оказывающие  услуги  (выполняющие
работы) по разработке, адаптации, модификации программ  для  ЭВМ,  баз
данных (программных средств и информационных продуктов  вычислительной
техники), установке, тестированию и сопровождению  программ  для  ЭВМ,
баз данных;
     для хозяйственных обществ, созданных после 13 августа  2009  года
бюджетными научными учреждениями в соответствии с Федеральным  законом
от  23  августа  1996  г.  N  127-ФЗ  "О   науке   и   государственной
научно-технической политике" и образовательными  учреждениями  высшего
профессионального образования в соответствии с Федеральным законом  от
22  августа  1996   г.   N   125-ФЗ   "О   высшем   и   послевузовском
профессиональном образовании";
     для российских  организаций  и  индивидуальных  предпринимателей,
осуществляющих производство, выпуск в свет (в эфир)  и  (или)  издание
средств  массовой  информации   (за   исключением   средств   массовой
информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и
(или) эротического характера).
     Выпадающие доходы государственных внебюджетных фондов в  связи  с
применением пониженных тарифов  страховых  взносов  компенсируются  за
счет  межбюджетных  трансфертов,   предоставляемых   из   федерального
бюджета.
     1.2. Уточнение порядка учета расходов на научные  исследования  и
(или) опытно-конструкторские разработки
     Принят Федеральный закон от 7 июня 2011 г. N 132-ФЗ  "О  внесении
изменений в статью 95 части первой, часть  вторую  Налогового  кодекса
Российской Федерации  в  части  формирования  благоприятных  налоговых
условий для инновационной деятельности и статью 5 Федерального  закона
"О внесении изменений в часть  вторую  Налогового  кодекса  Российской
Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
     Указанным федеральным  законом  установлен  новый  порядок  учета
расходов  на  научные  исследования  и  (или)   опытно-конструкторские
разработки (далее - НИОКР) при определении налоговой базы по налогу на
прибыль организаций.
     Определяется   перечень   статей   расходов   (заработная   плата
персонала, амортизационные начисления, материальные и прочие расходы),
относимых к  расходам  на  НИОКР  для  целей  налогообложения  прибыли
организаций.   Это   позволит   не   только    минимизировать    риски
неправомерного  сокращения  налоговых  обязательств  недобросовестными
налогоплательщиками, но и существенно сократить  риски  добросовестных
налогоплательщиков, связанные с неопределенностью состава расходов  на
НИОКР при применении действующих норм  законодательства  о  налогах  и
сборах.
     Расходы на НИОКР (за исключением расходов  в  виде  отчислений  в
фонды   поддержки   научной,   научно-технической   и    инновационной
деятельности) будут признаваться в составе прочих расходов в  отчетном
(налоговом) периоде, в котором они завершены.
     В целях создания механизма администрирования налоговыми  органами
расходов на НИОКР по перечню, установленному Правительством Российской
Федерации, учитываемых в размере фактических  затрат  с  коэффициентом
1,5, предусматривается, что налогоплательщики, использующие  указанный
порядок учета расходов, должны будут представлять  в  налоговый  орган
отчет о выполненных НИОКР, оформленный в соответствии с  требованиями,
установленными национальным стандартом.
     Учитывая, что проверка соответствия  выполненных  НИОКР  перечню,
установленному   Правительством    Российской    Федерации,    требует
специальных познаний в области  науки  и  техники,  налоговым  органом
может быть  назначена  экспертиза  представленного  налогоплательщиком
отчета  в  порядке,  предусмотренном  статьей  95  Налогового  кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс). С целью обеспечения возможности
проведения  указанной  экспертизы  в  рамках   камеральной   налоговой
проверки соответствующее  изменение  вносится  в  пункт  3  статьи  95
Кодекса.
     В случае непредставления отчета или признания  выполненных  работ
не соответствующими перечню, утвержденному  Правительством  Российской
Федерации, указанные расходы признаются в размере  фактических  затрат
без применения коэффициента 1,5.
     В случае создания в результате НИОКР нематериального актива ранее
учтенные расходы в первоначальную стоимость нематериального актива  не
включаются. Вместе с тем убыток при реализации нематериального актива,
полученного   в   результате   НИОКР   по   перечню,    установленному
Правительством Российской Федерации, для целей  налогообложения  учету
не подлежит.
     В целях равномерного учета расходов  на  НИОКР  налогоплательщику
предоставляется право формировать в налоговом учете резерв предстоящих
расходов на НИОКР. При этом предусматривается, что налогоплательщик на
основании разработанных  и  утвержденных  им  программ  самостоятельно
принимает решение о создании резерва, отражая соответствующее  решение
в  учетной  политике  для  целей  налогообложения.  При  этом  расходы
налогоплательщика,  осуществляемые   им   при   реализации   указанных
программ, производятся за счет такого резерва.
     Условия создания резерва: срок не  более  двух  лет,  в  пределах
расходов (сметы) на НИОКР, предельный размер  отчислений  ограничен  в
отношении всех создаваемых резервов (3% от доходов).
     При неиспользовании резерва неизрасходованная сумма включается  в
состав внереализационных доходов периода, в котором  были  произведены
отчисления в резерв, что влечет начисление пени.
     В  Кодексе  закрепляются  особенности  ведения  налогового  учета
расходов на НИОКР (аналитический учет по видам работ (договорам)  всех
осуществленных расходов на НИОКР).
     1.3. Сокращение перечня документов, необходимых для подтверждения
правомерности применения нулевой ставки НДС при экспортных операциях
     Принят Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 245-ФЗ "О  внесении
изменений в  части  первую  и  вторую  Налогового  кодекса  Российской
Федерации и отдельные  законодательные  акты  Российской  Федерации  о
налогах и сборах", который, в  частности,  предусматривает  сокращение
перечня  документов,  необходимых  для   подтверждения   правомерности
применения нулевой ставки НДС при экспортных операциях.
     Указанный Федеральный закон предусматривает исключение из данного
перечня документов, подтверждающих фактическое поступление выручки  от
реализации  товаров  (работ,  услуг)  на  счет   налогоплательщика   в
российском банке.
     1.4. Создание благоприятных условий налогового администрирования
     Федеральным законом от 27 июля  2010  г.  N  229-ФЗ  "О  внесении
изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса  Российской
Федерации  и  некоторые   другие   законодательные   акты   Российской
Федерации,  а   также   о   признании   утратившими   силу   отдельных
законодательных актов  (положений  законодательных  актов)  Российской
Федерации в связи с урегулированием задолженности по  уплате  налогов,
сборов,  пеней  и  штрафов  и  некоторых  иных   вопросов   налогового
администрирования"  обеспечено   широкое   использование   электронных
документов при взаимодействии налоговых органов с налогоплательщиками,
налоговых органов с иными участниками  налоговых  отношений  (банками,
регистрирующими органами), а также налогоплательщиков между собой  при
выставлении счетов-фактур по налогу на добавленную стоимость.
     Последовательно реализуются меры налоговой политики, направленные
на  упрощение  процедур  учета  в  налоговых  органах  организаций   и
физических лиц,  совершенствование  порядка  проведения  и  оформления
результатов  налоговых  проверок,  вводятся  дополнительные   гарантии
защиты прав налогоплательщиков.
     В  частности,  в  Кодексе  закреплено   право   налогоплательщика
знакомиться  с  материалами  дополнительных   мероприятий   налогового
контроля.
     Создание и внедрение технологии централизованного  телефонного  и
электронного    информирования,    внедрение    электронных    методов
взаимодействия  сторон  как  при  исполнении  налоговых   обязательств
налогоплательщиком,  так  и  при   его   информационном   обслуживании
налоговыми  органами,  способствуют   ликвидации   очередей,   снижают
возможность  нарушения  профессиональной   этики   при   осуществлении
процедур налогового администрирования.
     1.5.  Освобождение  от  налогообложения  налогом   на   имущество
организаций энергоэффективного оборудования сроком на 3 года с момента
ввода в эксплуатацию, а также оборудования, используемого для создания
научно-технической продукции
     Принят Федеральный закон от 7 июня 2011 г. N 132-ФЗ  "О  внесении
изменений в статью 95 части первой, часть  вторую  Налогового  кодекса
Российской Федерации  в  части  формирования  благоприятных  налоговых
условий для инновационной деятельности и статью 5 Федерального  закона
"О внесении изменений в часть  вторую  Налогового  кодекса  Российской
Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
     Указанный Закон вводит налоговую льготу по налогу на имущество  в
отношении вновь  вводимых  объектов,  имеющих  высокую  энергетическую
эффективность,  вновь  вводимых  объектов,   имеющих   высокий   класс
энергетической эффективности, - в течение трех лет со  дня  постановки
на учет указанного имущества.
     1.6. Передача полномочий по  принятию  решения  о  предоставлении
инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организаций  и
налогу на имущество организаций субъектам Российской Федерации
     Федеральным законом от 27 июля  2010  г.  N  229-ФЗ  "О  внесении
изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса  Российской
Федерации  и  некоторые   другие   законодательные   акты   Российской
Федерации,  а   также   о   признании   утратившими   силу   отдельных
законодательных актов  (положений  законодательных  актов)  Российской
Федерации в связи с урегулированием задолженности по  уплате  налогов,
сборов,  пеней  и  штрафов  и  некоторых  иных   вопросов   налогового
администрирования" внесены изменения в порядок предоставления отсрочки
(рассрочки) по  уплате  налога,  инвестиционного  налогового  кредита.
Положения  Кодекса  об   отсрочке   (рассрочке)   по   уплате   налога
распространены на пени и штрафы.
     Отсрочка (рассрочка) может быть  предоставлена  заинтересованному
лицу, финансовое положение которого  не  позволяет  уплатить  налог  в
установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что
возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет  в  течение
срока,  на  который  предоставляется  отсрочка  (рассрочка).  Отсрочка
(рассрочка) по уплате налога может быть предоставлена  организации  на
сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов, физическому лицу  -
на сумму, не  превышающую  стоимость  его  имущества,  за  исключением
имущества, на которое в соответствии  с  законодательством  Российской
Федерации не может быть обращено взыскание.
     Уточнены основания предоставления отсрочки (рассрочки) по  уплате
налога,  а   также   органы,   уполномоченные   подтверждать   наличие
соответствующего  основания.   Так,   наличие   угрозы   возникновения
признаков несостоятельности  (банкротства)  заинтересованного  лица  в
случае единовременной уплаты им налога устанавливается по  результатам
анализа финансового состояния  хозяйствующего  субъекта,  проведенного
ФНС России, в соответствии с методикой, утверждаемой Минэкономразвития
России.
     На территориальные налоговые органы возложены функции по принятию
решений о предоставлении отсрочки  (рассрочки)  по  налогу  на  доходы
физических лиц, подлежащему уплате физическими лицами, не  являющимися
индивидуальными предпринимателями,  в  части  доходов,  при  получении
которых налог не удерживается налоговыми агентами.
     Увеличена сумма инвестиционного налогового кредита с  30  до  100
процентов  стоимости  приобретенного   заинтересованной   организацией
оборудования, используемого  для  проведения  научно-исследовательских
или  опытно-конструкторских  работ  либо  технического  перевооружения
собственного производства.
     Полномочия по принятию решений об изменении сроков уплаты  налога
на  прибыль  организаций  по  налоговой  ставке,   установленной   для
зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации,
и региональных налогов в  форме  инвестиционного  налогового  кредита,
переданы субъектам Российской Федерации,  которые  определяют  органы,
принимающие указанные решения.
     1.7.     Совершенствование      налогообложения      организаций,
осуществляющих деятельность в социально значимых областях
     Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N  395-ФЗ  "О  внесении
изменений в часть вторую Налогового  кодекса  Российской  Федерации  и
отдельные законодательные акты Российской Федерации" для  организаций,
осуществляющих  образовательную  и  (или)  медицинскую   деятельность,
удовлетворяющих предусмотренным Кодексом критериям, ставка  налога  на
прибыль установлена в размере 0 процентов.
     Указанные положения применяются с 1 января 2011 года до 1  января
2020 года.
     Данная  мера   должна   способствовать   поддержке   организаций,
осуществляющих деятельность в областях образования и  здравоохранения,
за счет направления средств,  сэкономленных  в  результате  применения
нулевой налоговой ставки, на развитие собственной деятельности.
     Для целей применения налоговой ставки 0 процентов  Правительством
Российской Федерации должен быть  утвержден  соответствующий  перечень
видов образовательной и медицинской деятельности.
     В рамках  создания  благоприятных  условий  для  функционирования
некоммерческих  организаций,  оказания  социальных  услуг   населению,
развития   благотворительной   деятельности    добровольцами    принят
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 235-ФЗ "О внесении изменений  в
часть  вторую  Налогового  кодекса  Российской   Федерации   в   части
совершенствования   налогообложения   некоммерческих   организаций   и
благотворительной деятельности".
     Федеральным  законом  предусмотрен   комплекс   мер   в   области
совершенствования налогообложения добавленной  стоимости,  формируемой
при оказании услуг в социальной сфере, а также налогообложения доходов
физических лиц - благополучателей  при  осуществлении  некоммерческими
организациями благотворительной деятельности.
     В  частности,  предусмотрено  освобождение   от   налогообложения
налогом на добавленную стоимость  услуг  по  социальному  обслуживанию
детей; услуг по поддержке и социальному обслуживанию граждан  пожилого
возраста, инвалидов, безнадзорных детей  и  иных  лиц,  находящихся  в
трудной  жизненной   ситуации;   физкультурно-оздоровительных   услуг,
оказываемых населению.
     Федеральным   законом   предоставляется   право    некоммерческим
организациям, кроме  созданных  в  форме  государственной  корпорации,
государственной  компании,  объединения  юридических  лиц,   создавать
резерв    предстоящих    расходов,     осуществляемых     в     рамках
предпринимательской   деятельности    и    учитываемых    для    целей
налогообложения  прибыли.  Создание   указанного   резерва   обеспечит
равномерный  учет  доходов  и  расходов  некоммерческих   организаций,
учитываемых при  определении  налоговой  базы  по  налогу  на  прибыль
организаций.
     1.8. Прочие направления поддержки инновационной активности
     В связи с созданием  технопарка  "Сколково"  приняты  специальные
меры, связанные с  налогообложением  прибыли  инновационных  компаний,
получивших статус участника  проекта  по  осуществлению  исследований,
разработок  и  коммерциализации  их  результатов  в   соответствии   с
Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ "Об  инновационном
центре "Сколково".
     В частности, согласно внесенным в главу  25  Кодекса  изменениям,
участники проекта получили возможность использования  освобождения  от
уплаты налога на прибыль  организаций  в  течение  10  лет  с  момента
регистрации в качестве  участника  проекта  при  условии,  что  размер
выручки от  реализации  товаров  (работ,  услуг,  имущественных  прав)
такого участника не превышает 1 млрд. руб. в год.
     При превышении предельного размера выручки в размере 1 млрд. руб.
в год участник проекта получает право  на  применение  ставки  0%  при
налогообложении прибыли  в  размере,  не  превышающем  300  млн.  руб.
нарастающим итогом с момента применения указанной ставки.
     Дополнительные  меры  налогового   стимулирования   инновационной
деятельности реализованы Федеральным законом от 28 декабря 2010  г.  N
395-ФЗ  "О  внесении  изменений  в  часть  вторую  Налогового  кодекса
Российской  Федерации  и  отдельные  законодательные  акты  Российской
Федерации". В соответствии с указанным Федеральным законом с 1  января
2011  года  предусмотрена  возможность  списания  в  налоговом   учете
стоимости   нематериальных   активов   инновационной    направленности
(исключительных прав на изобретения,  промышленные  образцы,  полезные
модели и др.) в течение двух лет через механизм амортизации.
     Указанным Федеральным законом также предусмотрено освобождение от
налога на прибыль  организаций  и  налога  на  доходы  физических  лиц
доходов, полученных при реализации приобретенных начиная  с  1  января
2011 года долей, а также акций российских организаций, не обращающихся
на организованном рынке ценных бумаг, и акций российских  организаций,
обращающихся на организованном рынке ценных бумаг и являющихся акциями
высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики, при  условии,
что на дату реализации или иного выбытия (в том числе погашения) таких
долей  (ценных  бумаг)  они  непрерывно  находились  в   собственности
налогоплательщика более 5 лет.
     Порядок отнесения акций российских организаций,  обращающихся  на
организованном  рынке  ценных  бумаг,  к  акциям  высокотехнологичного
(инновационного) сектора  экономики  будет  установлен  Правительством
Российской Федерации.
     К мерам поддержки модернизации можно отнести изменения, внесенные
Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 308-ФЗ в  главу  "Налог  на
имущество организаций" Кодекса.
     Указанным Законом  предусмотрено  уменьшение  налоговой  базы  на
сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию
и   (или)   модернизацию   вводимых,    реконструируемых    и    (или)
модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений,  расположенных
на   внутренних   водных   путях   Российской   Федерации,    портовых
гидротехнических  сооружений,  сооружений  инфраструктуры   воздушного
транспорта   (за   исключением   системы   централизованной   заправки
самолетов,  космодрома),  учтенных  в  балансовой   стоимости   данных
объектов.
     Соответствующие положения применяются до 1 января 2025 года.

                   2. Налог на прибыль организаций

     В соответствии  с  принятыми  решениями  были  внесены  следующие
изменения в части  порядка  исчисления  и  уплаты  налога  на  прибыль
организаций.
     В два раза (с 20 000 до 40  000  руб.)  увеличена  первоначальная
стоимость  объекта  для   признания   его   основным   средством   или
амортизируемым имуществом.
     С 2011 года  организация  может  перейти  на  уплату  квартальных
авансовых платежей, если доходы от  реализации  за  предыдущие  четыре
квартала не превышали  в  среднем  10  млн.  руб.  за  каждый  квартал
(ранее - 3 млн. рублей).
     С  1  января  2011  года   убытки   от   использования   объектов
обслуживающих производств и хозяйств признаются в размере  фактических
затрат при  аналогичности  условий  деятельности  налогоплательщика  и
специализированных  организаций,  для   которых   такая   деятельность
является  основной  (статья  275.1  Кодекса).  Ограничение   указанных
расходов нормативами,  утверждаемыми  органами  исполнительной  власти
субъекта Российской Федерации, отменено.
     Упрощен порядок учета расходов на  освоение  природных  ресурсов.
Согласно новой редакции статьи 261 Кодекса затраты по  безрезультатным
работам признаются в общем порядке, то есть с  первого  числа  месяца,
следующего за месяцем их завершения.
     Сокращен с пяти до двух  лет  срок  учета  затрат  на  подготовку
территории к ведению  горных,  строительных  и  других  работ,  охране
земель, недр и других природных ресурсов и окружающей среды, затрат на
возмещение   комплексного   ущерба,   наносимого   налогоплательщиками
природным ресурсам в процессе строительства и  эксплуатации  объектов,
на переселение и выплату расходов за снос жилья в процессе  разработки
месторождений.

                  3. Налог на добавленную стоимость

     Принят Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 245-ФЗ "О  внесении
изменений в  части  первую  и  вторую  Налогового  кодекса  Российской
Федерации и отдельные  законодательные  акты  Российской  Федерации  о
налогах и сборах", который, в частности, направлен  на  предотвращение
потерь федерального бюджета в связи с неправомерным возмещением налога
на  добавленную  стоимость  по   строительно-монтажным   работам   при
модернизации,    реконструкции,    капитальном    ремонте     объектов
недвижимости, частично используемых  для  осуществления  операций,  не
подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость,  а  также
по товарам (работам, услугам), по  которым  уменьшение  цен  (тарифов)
осуществляется после их реализации.
     Федеральным  законом   уточняется   порядок   определения   места
реализации в отношении  услуг,  связанных  с  перевозкой,  оказываемых
иностранными лицами  на  территории  Российской  Федерации,  услуг  по
предоставлению в пользование воздушных судов, морских судов или  судов
внутреннего плавания, используемых за пределами территории  Российской
Федерации для добычи (лова)  водных  биологических  ресурсов  и  (или)
научно-исследовательских  целей   либо   перевозок   между   пунктами,
находящимися за пределами территории  Российской  Федерации,  а  также
вспомогательных работ (услуг).
     В целях формирования законодательной базы  по  косвенным  налогам
Таможенного союза в 2010 году были ратифицированы Протокол  о  порядке
взимания косвенных налогов при  выполнении  работ,  оказании  услуг  в
таможенном  союзе,  Протокол  о  внесении  изменений  в  Соглашение  о
принципах взимания косвенных налогов при экспорте и  импорте  товаров,
выполнении работ,  оказании  услуг  в  таможенном  союзе,  Протокол  о
порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их  уплатой
при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе. Помимо этого  нормы
глав 21 и 22  Кодекса  были  приведены  в  соответствие  с  Таможенным
кодексом таможенного союза, вступившим в силу с 1 июля 2010 года.

                     4. Акцизное налогообложение

     В соответствии с Планом реализации  комплекса  мер  по  повышению
эффективности  регулирования  рынка  алкогольной  и   спиртосодержащей
продукции и производства этилового спирта в 2010 году было произведено
увеличение ставок акцизов на период 2011 - 2013 годов. В  соответствии
с  принятыми  решениями  наиболее  существенно  возросли   ставки   на
нефтепродукты, а также на табачную продукцию.
     Кроме того, с 1 января 2011 года с целью стимулирования повышения
качества  нефтепродуктов  введена  дифференциация  ставок  акцизов  по
классам  автомобильного  бензина  и  дизельного  топлива  по  принципу
снижения ставок по мере повышения класса указанных нефтепродуктов.
     Начиная с 1 июля 2011 года изменен действующий порядок исчисления
и уплаты акцизов на этиловый  спирт,  алкогольную  и  спиртосодержащую
продукцию. В частности, введена авансовая уплата акциза  в  бюджет  по
алкогольной  и  спиртосодержащей  продукции,  которая   осуществляется
производителями указанных подакцизных товаров при приобретении спирта.
Предусмотрена  также  возможность  освобождения  от  авансовой  уплаты
акциза по приобретаемому спирту в случае представления производителями
алкогольной и спиртосодержащей продукции банковской гарантии.
     Порядок,  в  соответствии  с   которым   исчисление   акциза   по
алкогольной  и  спиртосодержащей  продукции   производится   на   дату
реализации указанных подакцизных товаров, сохраняется. При этом  сумма
авансового платежа, фактически внесенная в бюджет, подлежит вычету.
     При реализации спирта на иные цели (покупателям, не  уплачивающим
авансовый платеж акциза), за исключением лиц, использующих  спирт  для
производства товаров, освобождаемых от налогообложения акцизами, в том
числе  лекарственных  средств,   парфюмерно-косметической   продукции,
предусматривается  применение  ставки  акциза  на  спирт  в   размере,
действующем в 2010 году, с учетом  индексации  (34  рубля  за  1  литр
безводного спирта).
     Принятые изменения направлены на повышение собираемости акцизов в
бюджетную систему Российской Федерации и усиление контроля за оборотом
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

                  5. Введение налога на недвижимость

     В рамках выполнения Плана реализации мероприятий,  обеспечивающих
введение  на  территории  Российской  Федерации  местного  налога   на
недвижимость, формируется нормативная правовая база,  необходимая  для
проведения кадастровой оценки объектов недвижимости.
     В  Кемеровской,  Тверской,  Калужской  областях  и  в  Республике
Татарстан  протестированы  Методические  рекомендации  по  определению
кадастровой стоимости объектов недвижимости нежилого фонда  для  целей
налогообложения, утвержденные приказом Минэкономразвития России.
     Проведение оценки объектов недвижимости  в  субъектах  Российской
Федерации предполагается в 2011 - 2012 годах.
     Результаты работ  по  проведению  кадастровой  (массовой)  оценки
недвижимости ожидаются в начале 2012 года.
     Соответственно  подготовка  поправок   Правительства   Российской
Федерации  к  проекту  Федерального  закона  N  51763-4  "О   внесении
изменений в часть вторую Налогового  кодекса  Российской  Федерации  и
некоторые  другие  законодательные  акты  Российской   Федерации"   на
основании  анализа  результатов  работ   по   проведению   кадастровой
(массовой) оценки недвижимости и  формированию  кадастра  недвижимости
запланирована на IV квартал 2012 года.

                     6. Налогообложение имущества
                   (в том числе земельных участков)

     В целях урегулирования  вопросов,  связанных  с  налогообложением
имущества (в том  числе  земельных  участков),  переданного  в  паевой
инвестиционный  фонд,  и  повышения  эффективности   администрирования
налога  на  имущество  организаций  и  земельного  налога  Федеральным
законом от 27 ноября 2010 г. N 308-ФЗ "О внесении изменений в главы 30
и 31 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" обязанности
по уплате этих налогов в отношении имущества (в  том  числе  земельных
участков)  паевого  инвестиционного  фонда  возложены  на  управляющие
компании.

                7. Налог на добычу полезных ископаемых

     7.1. НДПИ, взимаемый при добыче углеводородного  сырья  (нефти  и
природного газа)
     За прошедший период:
     - принят Федеральный закон от 27  ноября  2010  г.  N  307-ФЗ  "О
внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй Налогового  кодекса
Российской Федерации", внесенный Правительством Российской  Федерации,
предусматривающий индексацию ставок НДПИ при добыче нефти  и  горючего
природного газа темпами, превышающими прогнозируемую инфляцию;
     - принят Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 125-ФЗ "О внесении
изменения в статью 342  части  второй  Налогового  кодекса  Российской
Федерации", предусматривающего установление ставки НДПИ  в  размере  0
рублей  в  отношении  газа  горючего  природного,  используемого   при
разработке  месторождений  углеводородов  с   применением   технологии
сайклинг-процесса;
     - принят Федеральный закон  от  21  июля  2011  г.  N  258-ФЗ  "О
внесении изменений  в  статью  342  части  второй  Налогового  кодекса
Российской  Федерации",  устанавливающий:  понижающий  коэффициент   к
базовой ставке налога на добычу полезных ископаемых при  добыче  нефти
на участках недр, с начальными извлекаемыми запасами нефти до  5  млн.
тонн; ставку НДПИ в размере 0 рублей в  отношении  нефти,  добытой  на
участках недр, расположенных севернее 65  градуса  северной  широты  в
границах  Ямало-Ненецкого  АО;  ставку  НДПИ  в  размере  0  рублей  в
отношении газа горючего природного, использованного  для  производства
сжиженного природного газа, добытого на участках  недр,  расположенных
полностью или частично на территории полуострова Ямал в Ямало-Ненецком
автономном округе, а также газового конденсата, добытого  совместно  с
указанным газом; ставку НДПИ в размере 0  рублей  в  отношении  нефти,
добытой на участках  недр,  расположенных  полностью  или  частично  в
Черном и Охотском морях.
     7.2. НДПИ, взимаемый при добыче твердых полезных ископаемых
     В рамках  реализации  Основных  направлений  налоговой  политики,
одобренных Правительством Российской Федерации в  предыдущие  периоды,
были внесены  следующие  изменения  в  законодательство  о  налогах  и
сборах.
     Принят Федеральный закон от  28  декабря  2010  г.  N  425-ФЗ  "О
внесении изменений в главы 25 и 26  части  второй  Налогового  кодекса
Российской  Федерации",  предусматривающий  введение  нового   порядка
исчисления НДПИ при добыче  угля  и  установление  порядка  налогового
учета расходов налогоплательщиков, связанных с обеспечением безопасных
условий труда при добыче угля  на  участках  недр  с  высоким  уровнем
метанообильности и склонностью угля к самовозгоранию.
     В частности, установлена возможность применения налогового вычета
путем уменьшения суммы исчисленного налога  на  расходы,  связанные  с
обеспечением безопасных условий  труда  при  добыче  угля.  Предельная
величина налогового вычета определяется как произведение суммы  налога
и коэффициента Кт, определяемого для каждого  участка  недр  с  учетом
степени метанообильности и склонности угля к самовозгоранию.
     Значение Кт устанавливается в принятой налогоплательщиком учетной
политике и не может превышать 0,3.
     Налогоплательщики по своему выбору смогут использовать  указанный
налоговый вычет либо учитывать произведенные  расходы  при  исчислении
налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
     Принят Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 258-ФЗ "О  внесении
изменений в статью 342  части  второй  Налогового  кодекса  Российской
Федерации", устанавливающий ставку НДПИ  в  размере  0  процентов  при
добыче  кондиционных  руд   олова   на   территории   Дальневосточного
федерального округа, сроком на 5 лет.

                           8. Водный налог

     Проект Федерального закона "О внесении  изменений  в  главу  25.2
части второй Налогового кодекса Российской Федерации и  Водный  кодекс
Российской Федерации", предусматривающего  индексацию  ставок  водного
налога, а также уточнение понятия плательщика водного налога и объекта
налогообложения   водным   налогом,   рассматривается   Правительством
Российской Федерации.

                     9. Налогообложение в рамках
                    специальных налоговых режимов

     Государственной Думой Федерального Собрания Российской  Федерации
принят  в  первом  чтении  проект  Федерального  закона  "О   внесении
изменений в статью 18 части первой, часть  вторую  Налогового  кодекса
Российской  Федерации,  некоторые  законодательные   акты   Российской
Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов
(положений законодательных актов) Российской Федерации".
     Предусматривается     совершенствование     патентной     системы
налогообложения для индивидуальных предпринимателей, а  также  системы
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных
видов  деятельности,  упрощенной  системы  налогообложения  и  системы
налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого
сельскохозяйственного налога).
     Указанным законопроектом предусматривается постепенный  отказ  от
системы налогообложения в виде единого налога  на  вмененный  доход  и
развитие патентной системы налогообложения.

                   10. Налоговое администрирование

     С 2 сентября 2010 года вступил в силу (за  исключением  отдельных
положений) Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ  "О  внесении
изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса  Российской
Федерации  и  некоторые   другие   законодательные   акты   Российской
Федерации,  а   также   о   признании   утратившими   силу   отдельных
законодательных актов  (положений  законодательных  актов)  Российской
Федерации в связи с урегулированием задолженности по  уплате  налогов,
сборов,  пеней  и  штрафов  и  некоторых  иных   вопросов   налогового
администрирования",    подготовленный    Правительством     Российской
Федерации.
     Указанный  Федеральный  закон  направлен   на   совершенствование
правового регулирования порядка учета организаций и физических  лиц  в
налоговых органах,  порядка  предоставления  отсрочки  (рассрочки)  по
уплате налогов, сборов, пеней и  штрафов,  инвестиционного  налогового
кредита, порядка списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам,
признанных безнадежными к взысканию, мер ответственности за  налоговые
правонарушения, а также иных вопросов налогового администрирования.
     Например, с 2 сентября 2010 года отменена обязанность организаций
сообщать в налоговые органы о создании  филиалов  и  представительств.
Постановка на учет организации по месту их нахождения производится  на
основании сведений,  содержащихся  в  Едином  государственном  реестре
юридических лиц.
     Постановка  на  учет  (снятие  с  учета)  организаций  по   месту
нахождения иных обособленных подразделений производится  на  основании
сообщений налогоплательщика об их создании и прекращении  деятельности
соответственно (исключена процедура подачи заявления о  постановке  на
учет (снятии с учета)).
     Введен  запрет  повторного  истребования  документов   в   рамках
процедуры истребования у налогоплательщика документов  о  деятельности
его контрагентов.
     Отменены  расчеты  по  авансовым  платежам  по  транспортному   и
земельному налогам.
     Статьей  59  Кодекса  установлен  конкретный  перечень  оснований
признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности
по пеням и  штрафам.  В  качестве  основания  признания  задолженности
безнадежной установлены случаи принятия судом акта, в  соответствии  с
которым налоговый орган  утрачивает  возможность  взыскания  недоимки,
задолженности по пеням и штрафам в связи с  истечением  установленного
срока  их  взыскания  (вынесение  судом  определения   об   отказе   в
восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд  о  взыскании
недоимки, задолженности по пеням и штрафам).
     Одновременно уточнены составы налоговых правонарушений и  в  ряде
случаев увеличены размеры санкций за указанные правонарушения.
     Принят Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ "О  внесении
изменений в отдельные  законодательные  акты  Российской  Федерации  в
связи  с  совершенствованием  принципов  определения  цен  для   целей
налогообложения".  Новое  законодательное   регулирование   налогового
контроля за трансфертным ценообразованием направлено, с одной стороны,
на  эффективное  противодействие  использованию  трансфертных  цен   в
сделках  между  организациями,  осуществляющими  свою  деятельность  в
юрисдикциях с различными налоговыми режимами,  в  целях  уклонения  от
налогообложения. С другой стороны, не должно создавать препятствий для
деятельности   добросовестных   налогоплательщиков    на    территории
Российской Федерации, в том числе крупных холдинговых компаний.
     Проект Федерального закона "О внесении изменений в части первую и
вторую Налогового кодекса Российской Федерации  в  связи  с  созданием
консолидированной группы налогоплательщиков", внесенный Правительством
Российской  Федерации,  принят  Государственной   Думой   Федерального
Собрания Российской Федерации 22 октября 2010 года в первом чтении.

                   11. Упрощение администрирования
                    налогообложения физических лиц

     В главу 23 "Налог  на  доходы  физических  лиц"  Кодекса  внесены
изменения, направленные на  уточнение  порядка  определения  налоговой
базы по операциям  с  ценными  бумагами  и  финансовыми  инструментами
срочных сделок.
     Уточнено понятие "налогового агента" для целей  статьи  214.1,  а
также  статей  214.3  и  214.4  Кодекса,  устанавливающих  особенности
определения налоговой базы по операциям РЕПО и операциям займа ценными
бумагами,  скорректирован  порядок  исчисления  и   удержания   налога
налоговым агентом.
     Для   реализации   государственной    политики    трудоустройства
безработных  граждан  за  счет  средств  бюджетов  бюджетной   системы
Российской  Федерации  в  соответствии  с  программами,  утверждаемыми
соответствующими   органами   государственной    власти,    а    также
стимулирования  создания  такими  гражданами,  открывшими  собственное
дело, дополнительных рабочих  мест  был  предусмотрен  особый  порядок
учета для  целей  определения  налоговой  базы  по  налогу  на  доходы
физических лиц соответствующих выплат.
     Изменены правила обращения налогового органа в суд с заявлением о
взыскании с физического лица задолженности по налогам,  сумма  которой
не превышает 1500 рублей.
     Федеральный закон от 29 ноября  2010  г.  N  324-ФЗ  "О  внесении
изменений в часть  первую  Налогового  кодекса  Российской  Федерации"
призван  сократить  случаи  обращения  в  суд  налогового  органа   за
взысканием незначительных сумм.
     Только в случае, если в течение трех лет со дня  истечения  срока
самого раннего требования об уплате налога, сбора,  пеней  и  штрафов,
направленного физическому лицу, общая сумма задолженности не превысила
1500 рублей, налоговый орган (таможенный орган)  обращается  в  суд  с
заявлением о взыскании задолженности в течение шести  месяцев  со  дня
истечения указанного трехлетнего срока.
     Новые правила распространяются на требования  об  уплате  налога,
сборов, пеней  и  штрафов,  направленных  налогоплательщикам  после  2
января 2011 года.
     В законодательстве о налогах  и  сборах  закреплены  условия  для
установления единого срока  уплаты  транспортного  налога,  земельного
налога  и  налога  на  имущество  физических  лиц  -  1  ноября  года,
следующего за истекшим налоговым периодом.
     Таким образом, срок уплаты данных налогов за 2011 год может  быть
определен как 1 ноября 2012 года.
     Установление единого срока  уплаты,  отмена  авансовых  платежей,
наряду с предоставленными Кодексом  дополнительными  возможностями  по
улучшению информационного взаимодействия  налоговых  и  регистрирующих
органов,  значительно  сокращают  количество   ошибок   в   начислении
платежей, снижают случаи  перерасчетов.  В  конечном  итоге  создаются
комфортные условия для исполнения налогоплательщиками обязанностей  по
уплате налогов.

                  12.  Международное сотрудничество,
                интеграция в международные организации
                  и соглашения, информационный обмен

     В октябре  2010  года  подписан  протокол  к  российско-кипрскому
соглашению об избежании двойного налогообложения.
     Новые  положения,  вводимые  в  соглашение  протоколом,  позволят
российским налоговым органам повысить эффективность обмена информацией
с кипрскими налоговыми органами, в том  числе  сведениями  о  реальных
получателях  доходов  в  виде  дивидендов,  процентов  и   роялти   от
источников  в  Российской  Федерации,   а   также   более   эффективно
противодействовать  использованию  соглашения  в  неблаговидных  целях
налоговыми резидентами России, Кипра  и  третьих  стран.  Кроме  того,
Российская  Федерация   получает   право   налогообложения   некоторых
дополнительных видов доходов, ранее не подлежавших  налогообложению  в
России, в частности - по паям  инвестиционных  фондов,  включая  фонды
недвижимости, а также доходов от отчуждения  акций  компаний,  капитал
которых более чем на 50% представлен недвижимым имуществом.
     В настоящее время протокол готовится к ратификации.
     Также  подписано  российско-латвийское  соглашение  об  избежании
двойного  налогообложения,  положения  которого   позволят   устранить
двойное налогообложение доходов российских  организаций  и  физических
лиц  от  источников   в   Латвии,   а   также   наладить   эффективный
информационный обмен с налоговыми органами Латвии и противодействовать
злоупотреблениям в налоговой области.
     Завершены аналогичные  переговоры  с  Белоруссией,  Люксембургом,
Швейцарией,  а  также  Китайской  Народной  Республикой,  продолжаются
соответствующие   переговоры   с   Австрией,   Казахстаном,   Мальтой,
Финляндией.
     В   Правительство   Российской   Федерации    направлен    проект
распоряжения  о  подписании  соглашения  с   Объединенными   Арабскими
Эмиратами о  налогообложении  доходов  от  инвестиций  государственных
учреждений. Готовятся проекты распоряжений о  подписании  протокола  к
действующему  соглашению  об  избежании  двойного  налогообложения   с
Арменией  и  нового  соглашения  с  Бельгией,  завершается  подготовка
законопроектов о ратификации соглашений с Аргентиной и Чили.

            13. Налоговая нагрузка в российской экономике

     При  обсуждении  налоговой  политики  важным  является  вопрос  о
действующем уровне налоговой нагрузки в российской экономике, а  также
о  том,  насколько  налоговая  нагрузка   в   России   сопоставима   с
аналогичными показателями в различных странах, является ли она высокой
или низкой.
     В ходе анализа налоговой нагрузки в экономике необходимо иметь  в
виду по  меньшей  мере  два  обстоятельства,  оказывающие  влияние  на
характер и интерпретацию выводов из такого анализа.
     Во-первых, для стран, налоговые доходы которых в большой  степени
зависят  от  внешнеторговой  ценовой  конъюнктуры,  принято  разделять
налоговые  доходы,  обусловленные  исключительно   колебаниями   такой
конъюнктуры,  и  налоговые   доходы,   которые   более   устойчивы   к
внешнеторговой   конъюнктуре.   В   этой   связи   принято   разделять
конъюнктурную и структурную составляющие налоговой нагрузки.
     При этом структурная составляющая налоговых  доходов  обусловлена
природой  и  структурой  экономического  роста  в  стране,   а   также
фундаментальными факторами налоговых доходов - такими,  как  изменения
налогового законодательства и налоговых ставок. Структурная компонента
налоговой нагрузки - это тот уровень  нагрузки,  который  складывается
при среднемноголетней внешнеэкономической конъюнктуре.
     В  свою  очередь,  конъюнктурная  компонента  налоговых   доходов
обусловлена лишь колебаниями конъюнктуры мировых  рынков,  на  которых
торгуются экспортируемые из страны товары.
     Поскольку колебания  внешнеторговой  конъюнктуры  не  могут  быть
прогнозированы  с  достаточной  степенью  достоверности,  планирование
бюджетных  расходов   должно   осуществляться   исходя   из   прогноза
структурной  составляющей  налоговых  доходов.  Одновременно  с   этим
налоговые доходы, имеющие конъюнктурный характер, могут сберегаться  с
целью сглаживания  негативных  последствий  внешних  шоков  в  периоды
неблагоприятной внешнеторговой конъюнктуры.
     Таким  образом,  в  условиях  существенной   доли   конъюнктурной
составляющей налоговых доходов краткосрочные  (в  пределах  нескольких
лет) колебания налоговой нагрузки (например, доли налоговых доходов  в
ВВП) не могут являться характеристикой изменений в налоговой  системе,
оказывающих влияние на общую величину налоговой нагрузки в стране.
     Иными словами,  высокий  уровень  налоговых  доходов  бюджетов  в
периоды благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры сам по  себе  не
является  характеристикой  высокой  налоговой  нагрузки,  а   снижение
доходов в период  неблагоприятной  конъюнктуры  не  свидетельствует  о
низком уровне налогов в стране. Однако как налоговая  система,  так  и
система  бюджетного  планирования  в   этих   условиях   должны   быть
сконструированы таким образом, чтобы сберегать "избыточные"  доходы  в
благоприятные периоды с целью  финансирования  бюджетного  дефицита  в
неблагоприятные периоды.
     Во-вторых, сама по  себе  величина  налоговых  доходов  бюджетной
системы и соотношение этой величины  с  иными  показателями  (величина
выручки,  добавленной  стоимости,  валового  продукта)   не   является
характеристикой налоговой нагрузки, на основании сравнения  которой  с
аналогичными показателями в других  странах  либо  в  других  отраслях
можно было бы делать выводы об уровне налоговых  изъятий  из  частного
сектора, обусловленном различными характеристиками налоговой системы.
     Оптимальным способом сопоставления налоговой нагрузки в различных
экономиках, по нашему мнению, является подход, основанный  на  анализе
того, насколько устройство  налоговой  системы  оказывает  влияние  на
инвестиционные решения либо в экономике в  целом,  либо  в  какой-либо
конкретной отрасли.  Другими  словами,  при  анализе  и  сопоставлении
налоговой нагрузки  в  стране  или  отрасли  необходимо  принимать  во
внимание,  прежде  всего,  то,  в  какой  степени  налоговая   система
оказывает влияние на цену капитала для инвестора.
     При этом анализ влияния  уровня  налогообложения  предприятий  на
инвестиции и особенно международные сопоставления в этой сфере -  одна
из   наиболее   важных   сфер   изучения   проблем    налогообложения.
Корпоративные налоговые режимы весьма сложны и значительно  отличаются
друг от  друга  в  разных  юрисдикциях  и  в  рамках  различных  видов
капитала. Поэтому для  проведения  такого  анализа  невозможно  просто
провести  сравнительный  анализ  уровней  налогообложения,  необходимо
учесть,  например,   ставки   амортизационных   расходов   для   целей
налогообложения, наличие специальных правил и режимов налогообложения,
другие формы налогов на  капитал  -  налоги  на  имущество,  налоги  с
оборота, налоги на передачу капитала и пр., а также наличие  налоговых
каникул, налоговых льгот и т.п.
     В результате, после учета всех вышеперечисленных  факторов  может
оказаться,  что  налоговая  нагрузка  для  инвестора  с  точки  зрения
принятия им  инвестиционных  решений  при  сравнительно  высокой  доле
уплачиваемых налогоплательщиком  налогов  в  выручке  или  добавленной
стоимости может оказаться существенно ниже, чем у налогоплательщика со
значительно более низкими  налоговыми  платежами.  Определенная  таким
образом величина налоговой нагрузки зависит во  многом  от  доходности
инвестиционных проектов в отрасли и оборачиваемости капитала, а не  от
абсолютной суммы уплачиваемых налогов в конкретный момент времени.
     С учетом приведенных обстоятельств рассмотрение уровня и динамики
налоговых доходов бюджетной системы является важным,  прежде  всего  с
точки зрения общей конструкции налоговой системы, поскольку  позволяет
показать, что с  ее  помощью  следует  сглаживать  колебания  доходов,
обусловленные волатильностью внешнеторговой конъюнктуры, что,  в  свою
очередь, требует настройки налоговой системы и  различных  подходов  к
налогообложению в различных секторах экономики.
     В Таблице 1 приведены  данные  о  величине  и  структуре  доходов
расширенного правительства в Российской Федерации (куда входят  доходы
всех бюджетов и внебюджетных фондов бюджетной системы) в 2005  -  2010
годах. Из представленных данных видно, что величина налоговых  доходов
(рассчитываемая как сумма поступлений всех налогов, сборов, таможенных
пошлин, страховых взносов на обязательное  государственное  социальное
страхование и прочих платежей,  имеющих  квазиналоговый  характер)  на
протяжении последних шести лет существенно снизилась - с 36,5%  ВВП  в
2005 году до 31,7% ВВП по итогам 2010 года.
     При этом по-прежнему существенную долю доходов бюджета продолжают
составлять доходы, получаемые от обложения налогами и пошлинами добычи
и экспорта нефти и нефтепродуктов.

                              Таблица 1

              Доходы бюджета расширенного правительства
            Российской Федерации в 2005 - 2010 гг. (% ВВП)

--------------------------------------T------T------T------T------T------T------¬
¦                                     ¦ 2005 ¦ 2006 ¦ 2007 ¦ 2008 ¦ 2009 ¦ 2010 ¦
+-------------------------------------+------+------+------+------+------+------+
¦ Доходы всего                        ¦ 39,7%¦ 39,5%¦ 39,9%¦ 38,8%¦ 35,1%¦ 35,3%¦
+-------------------------------------+------+------+------+------+------+------+
¦ Налоговые доходы и платежи          ¦ 36,5%¦ 36,1%¦ 36,2%¦ 36,2%¦ 31,0%¦ 31,7%¦
+-------------------------------------+------+------+------+------+------+------+
¦ в том числе                         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
+-------------------------------------+------+------+------+------+------+------+
¦ Налог на прибыль организаций        ¦ 6,2% ¦ 6,2% ¦ 6,5% ¦ 4,0% ¦ 3,3% ¦ 4,0% ¦
+-------------------------------------+------+------+------+------+------+------+
¦ Налог на доходы физических лиц      ¦ 3,3% ¦ 3,5% ¦ 3,8% ¦ 6,1% ¦ 4,3% ¦ 4,0% ¦
+-------------------------------------+------+------+------+------+------+------+
¦ Налог на добавленную стоимость      ¦ 6,8% ¦ 5,6% ¦ 6,8% ¦ 5,2% ¦ 5,3% ¦ 5,6% ¦
+-------------------------------------+------+------+------+------+------+------+
¦ Акцизы                              ¦ 1,2% ¦ 1,0% ¦ 0,9% ¦ 0,8% ¦ 0,9% ¦ 1,1% ¦
+-------------------------------------+------+------+------+------+------+------+
¦ Таможенные пошлины                  ¦ 7,5% ¦ 8,3  ¦ 7,0% ¦ 8,4% ¦ 6,5% ¦ 6,4% ¦
+-------------------------------------+------+------+------+------+------+------+
¦ Налог на добычу полезных ископаемых ¦ 4,2% ¦ 4,3% ¦ 3,6% ¦ 4,1% ¦ 2,7% ¦ 3,2% ¦
+-------------------------------------+------+------+------+------+------+------+
¦ Единый социальный налог и страховые ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦ взносы                              ¦ 5,5% ¦ 5,4% ¦ 5,6% ¦ 5,5% ¦ 5,9% ¦ 5,2% ¦
+-------------------------------------+------+------+------+------+------+------+
¦ Прочие налоги и сборы <*>           ¦ 1,9% ¦ 1,9% ¦ 2,0% ¦ 1,9% ¦ 2,2% ¦ 2,2% ¦
L-------------------------------------+------+------+------+------+------+-------

     --------------------------------
     <*> Налоги на совокупный доход, налоги на имущество,  платежи  за
пользование    природными    ресурсами    (за    исключением    НДПИ),
государственная пошлина, таможенные сборы.

                              Таблица 2

              Доходы бюджета расширенного правительства
           от налогообложения добычи нефти и экспорта нефти
              и нефтепродуктов в 2005 - 2010 гг. (% ВВП)

--------------------------------------T------T------T------T------T------T------¬
¦                                     ¦ 2005 ¦ 2006 ¦ 2007 ¦ 2008 ¦ 2009 ¦ 2010 ¦
+-------------------------------------+------+------+------+------+------+------+
¦ Налоговые доходы и платежи          ¦ 36,5%¦ 36,1%¦ 36,2%¦ 36,2%¦ 31,0%¦ 31,7%¦
+-------------------------------------+------+------+------+------+------+------+
¦ Доходы от налогов и пошлин,         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦ связанных с обложением нефти и      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦ нефтепродуктов                      ¦ 9,2% ¦ 10,0%¦ 8,1% ¦ 9,7% ¦ 6,0% ¦ 8,3% ¦
+-------------------------------------+------+------+------+------+------+------+
¦ из них:                             ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
+-------------------------------------+------+------+------+------+------+------+
¦ НДПИ на нефть                       ¦ 3,7% ¦ 3,9% ¦ 3,2% ¦ 3,8% ¦ 2,1% ¦ 2,8% ¦
+-------------------------------------+------+------+------+------+------+------+
¦ Акцизы на нефтепродукты             ¦ 0,6% ¦ 0,5% ¦ 0,4% ¦ 0,3% ¦ 0,3% ¦ 0,4% ¦
+-------------------------------------+------+------+------+------+------+------+
¦ Вывозные таможенные пошлины на нефть¦ 4,0% ¦ 4,5% ¦ 3,5% ¦ 4,3% ¦ 2,7% ¦ 3,8% ¦
+-------------------------------------+------+------+------+------+------+------+
¦ Вывозные таможенные пошлины на      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦ нефтепродукты                       ¦ 0,9% ¦ 1,2  ¦ 1,0% ¦ 1,3% ¦ 0,9% ¦ 1,4% ¦
+-------------------------------------+------+------+------+------+------+------+
¦ Доходы от налогов и прочих платежей,¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦ не связанных с обложением нефти и   ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦ нефтепродуктов                      ¦ 27,2%¦ 26,2%¦ 28,1%¦ 26,5%¦ 25,0%¦ 23,4%¦
L-------------------------------------+------+------+------+------+------+-------

                              Таблица 3

        Налоговые доходы в странах Организации экономического
          сотрудничества и развития в 1965 - 2009 гг., % ВВП

-------------------T------T------T------T------T------T------T------T------T------T------¬
¦Страна            ¦ 1965 ¦ 1975 ¦ 1985 ¦ 1995 ¦ 2000 ¦ 2005 ¦ 2006 ¦ 2007 ¦ 2008 ¦ 2009 ¦
+------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Австрия           ¦ 33,9 ¦ 36,6 ¦ 40,8 ¦ 41,4 ¦ 43,2 ¦ 42,1 ¦ 41,8 ¦ 42,1 ¦ 42,7 ¦ 42,8 ¦
+------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Австралия         ¦ 20,5 ¦ 25,2 ¦ 27,6 ¦ 28,0 ¦ 30,3 ¦ 30,8 ¦ 30,6 ¦ 29,5 ¦ 27,1 ¦      ¦
+------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Бельгия           ¦ 31,1 ¦ 39,5 ¦ 44,3 ¦ 43,5 ¦ 44,7 ¦ 44,8 ¦ 44,4 ¦ 43,8 ¦ 44,2 ¦ 43,2 ¦
+------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Великобритания    ¦ 30,4 ¦ 34,9 ¦ 37,0 ¦ 34,0 ¦ 36,4 ¦ 36,3 ¦ 36,6 ¦ 36,2 ¦ 35,7 ¦ 34,3 ¦
+------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Венгрия           ¦      ¦      ¦      ¦ 41,3 ¦ 38,5 ¦ 37,2 ¦ 37,1 ¦ 39,7 ¦ 40,2 ¦ 39,1 ¦
+------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Греция            ¦ 17,8 ¦ 19,4 ¦ 25,5 ¦ 28,9 ¦ 34,0 ¦ 31,3 ¦ 31,2 ¦ 32,3 ¦ 32,6 ¦ 29,4 ¦
+------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Дания             ¦ 30,0 ¦ 38,4 ¦ 46,1 ¦ 48,8 ¦ 49,4 ¦ 50,7 ¦ 49,6 ¦ 49,0 ¦ 48,2 ¦ 48,2 ¦
+------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Израиль           ¦      ¦      ¦      ¦ 37,0 ¦ 36,8 ¦      ¦      ¦ 36,3 ¦ 33,8 ¦ 31,4 ¦
+------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Ирландия          ¦ 24,9 ¦ 28,8 ¦ 34,7 ¦ 32,5 ¦ 31,3 ¦ 30,6 ¦ 31,7 ¦ 30,9 ¦ 28,8 ¦ 27,8 ¦
+------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Исландия          ¦ 26,2 ¦ 30,0 ¦ 28,2 ¦ 31,2 ¦ 37,2 ¦ 40,7 ¦ 41,5 ¦ 40,6 ¦ 36,8 ¦ 34,1 ¦
+------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Испания           ¦ 14,7 ¦ 18,4 ¦ 27,6 ¦ 32,1 ¦ 34,2 ¦ 35,8 ¦ 36,7 ¦ 37,3 ¦ 33,3 ¦ 30,7 ¦
+------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Италия            ¦ 25,5 ¦ 25,4 ¦ 33,6 ¦ 40,1 ¦ 42,2 ¦ 40,9 ¦ 42,3 ¦ 43,4 ¦ 43,3 ¦ 43,5 ¦
+------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Канада            ¦ 25,7 ¦ 32,0 ¦ 32,5 ¦ 35,6 ¦ 35,6 ¦ 33,4 ¦ 33,5 ¦ 33,0 ¦ 32,3 ¦ 31,1 ¦
+------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Корея             ¦      ¦ 14,9 ¦ 16,1 ¦ 20,0 ¦ 22,6 ¦ 25,5 ¦ 25,0 ¦ 26,5 ¦ 26,5 ¦ 25,6 ¦
+------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Люксембург        ¦ 27,7 ¦ 32,8 ¦ 39,4 ¦ 37,1 ¦ 39,1 ¦ 37,8 ¦ 35,8 ¦ 35,7 ¦ 35,5 ¦ 37,5 ¦
+------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Мексика           ¦      ¦      ¦ 15,5 ¦ 15,2 ¦ 16,9 ¦ 19,9 ¦ 18,3 ¦ 17,9 ¦ 21,0 ¦ 17,5 ¦
¦                  ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦  <*> ¦
+------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Нидерланды        ¦ 32,8 ¦ 40,7 ¦ 42,4 ¦ 41,5 ¦ 39,6 ¦ 38,8 ¦ 38,9 ¦ 38,7 ¦ 39,1 ¦      ¦
+------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Новая Зеландия    ¦ 24,1 ¦ 28,7 ¦ 31,3 ¦ 36,2 ¦ 33,2 ¦ 37,5 ¦ 36,6 ¦ 35,1 ¦ 33,7 ¦ 31,0 ¦
+------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Норвегия          ¦ 29,6 ¦ 39,2 ¦ 42,6 ¦ 40,9 ¦ 42,6 ¦ 43,5 ¦ 44,0 ¦ 43,8 ¦ 42,6 ¦ 41,0 ¦
+------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Польша            ¦      ¦      ¦      ¦ 36,2 ¦ 32,8 ¦ 32,9 ¦ 34,0 ¦ 34,8 ¦ 34,3 ¦      ¦
+------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Португалия        ¦ 15,9 ¦ 19,1 ¦ 24,5 ¦ 30,9 ¦ 32,8 ¦ 34,7 ¦ 35,5 ¦ 35,2 ¦ 35,2 ¦      ¦
+------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Словакия          ¦      ¦      ¦      ¦      ¦ 34,1 ¦ 31,8 ¦ 29,4 ¦ 29,4 ¦ 29,3 ¦ 29,3 ¦
+------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Словения          ¦      ¦      ¦      ¦ 39,2 ¦ 37,5 ¦      ¦      ¦ 37,8 ¦ 37,2 ¦ 37,9 ¦
+------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦США               ¦ 24,7 ¦ 25,6 ¦ 25,6 ¦ 27,8 ¦ 29,5 ¦ 27,3 ¦ 28,2 ¦ 27,9 ¦ 26,1 ¦ 24,0 ¦
+------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Турция            ¦ 10,6 ¦ 11,9 ¦ 11,5 ¦ 16,8 ¦ 24,2 ¦ 24,3 ¦ 24,5 ¦ 24,1 ¦ 24,2 ¦ 24,6 ¦
+------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Финляндия         ¦ 30,4 ¦ 36,6 ¦ 39,8 ¦ 45,7 ¦ 47,2 ¦ 43,9 ¦ 43,5 ¦ 43,0 ¦ 43,1 ¦ 43,1 ¦
+------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Франция           ¦ 34,1 ¦ 35,4 ¦ 42,8 ¦ 42,9 ¦ 44,4 ¦ 43,9 ¦ 44,0 ¦ 43,5 ¦ 43,2 ¦ 41,9 ¦
+------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦ФРГ               ¦ 31,6 ¦ 34,3 ¦ 36,1 ¦ 37,2 ¦ 37,2 ¦ 34,8 ¦ 35,6 ¦ 36,0 ¦ 37,0 ¦ 37,0 ¦
+------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Чехия             ¦      ¦      ¦      ¦ 37,6 ¦ 35,3 ¦ 37,5 ¦ 37,1 ¦ 37,3 ¦ 36,0 ¦ 34,8 ¦
+------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Чили              ¦      ¦      ¦      ¦ 19,0 ¦ 19,4 ¦      ¦      ¦ 24,0 ¦ 22,5 ¦ 18,2 ¦
¦                  ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦  <*> ¦
+------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Швейцария         ¦ 17,5 ¦ 23,9 ¦ 25,5 ¦ 27,7 ¦ 30,0 ¦ 29,2 ¦ 29,3 ¦ 28,9 ¦ 29,1 ¦ 30,3 ¦
+------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Швеция            ¦ 33,4 ¦ 41,3 ¦ 47,4 ¦ 47,5 ¦ 51,4 ¦ 49,5 ¦ 49,0 ¦ 47,4 ¦ 46,3 ¦ 46,4 ¦
+------------------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+------+
¦Япония            ¦ 18,2 ¦ 20,8 ¦ 27,1 ¦ 26,8 ¦ 27,0 ¦ 27,4 ¦ 28,0 ¦ 28,3 ¦ 28,1 ¦      ¦

Страницы: 1  2  


2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"