VII. Оценка внешних факторов, которые могут
влиять на достижение поставленных целей
Реализация Программы в 2010-2012 гг. отличается от предшествующих
аналогичных программ тем, что реализуется в период глобального
мирового экономического кризиса, спровоцированного финансовым кризисом
эмитента основной мировой валюты. Влияние кризиса затронуло
практически все страны, участвующие в международной экономической
деятельности, в том числе Россию, а значит, и все региональные
экономики нашей страны. В этих условиях Программа должна особенно
тщательно учитывать все возможные риски, связанные с кризисом, чтобы
максимально защитить малый и средний бизнес Москвы от влияния его
негативных факторов.
Основные параметры Программы определены исходя из реалистического
(наиболее вероятного) сценария развития экономической ситуации в
Москве. В то же время программа сформирована таким образом, что
позволяет оперативно корректировать основные плановые показатели без
существенной переработки для обеспечения наиболее эффективного
использования бюджетных ресурсов в случае развития ситуации по
пессимистическому сценарию (спад деловой активности в экономике
окажется более глубоким и затяжным) или оптимистическому (преодоление
кризисных явлений в экономике будет происходить ускоренными темпами).
Особое внимание при реализации Программы будет уделяться ситуации
на рынке инвестиционных и кредитных ресурсов. Низкая предсказуемость
динамики цен на продукцию и стоимости заемных ресурсов может
существенно повлиять на востребованность денежных средств, как на
развитие, так и осуществление текущей предпринимательской
деятельности. В Программе предусмотрены различные меры финансовой
поддержки от компенсации процентных платежей, что делает более
доступным кредиты для предприятий и индивидуальных предпринимателей,
до предоставления субсидий и грантов, упрощающим решение задач по
вхождению в рынок начинающих предпринимателей и преодолению ценовых
барьеров при решении отдельных вопросов обеспечения
предпринимательской деятельности. Однако в условиях нестабильности
экономической ситуации необходимые для оказания такой помощи объемы
бюджетных средств могут варьироваться в широком диапазоне, что
предполагает оперативную актуализацию соответствующих показателей
Программы в ходе ее реализации. При благоприятном развитии событий
(оптимистический сценарий) предусмотренные в настоящий момент
(реалистический сценарий) объемы финансовой помощи могут быть снижены
до 50 процентов. При неблагоприятном развитии событий
(пессимистический сценарий) может потребоваться увеличение финансовой
помощи из бюджета в 1,5-2 раза.
Не все хозяйствующие субъекты способны в условиях кризиса
сохранять докризисные объемы своей деятельности, часть из них
вынуждена полностью приостановить или прекратить предпринимательскую
деятельность. Учитывая многосторонность деловых связей практически
любого предприятия, очевидно, что проблемы одного незамедлительно
мультиплицируются и переходят на большинство его деловых партнеров.
Повышенную значимость в период кризиса приобретает способность
организаций максимально быстро находить полноценную альтернативу
разрушающимся и создавать новые деловые связи. В Программе
предусмотрен комплекс мер общедоступной и адресной поддержки от
представления в Интернет баз данных с актуальной информацией о спросе
и предложении на рынке до специализированных маркетинговых
исследований. Распределение ресурсов программы между видами такой
поддержки определено исходя из реалистического сценария развития
ситуации в городской экономике. В случае пессимистического сценария
акцент должен быть перенесен на предоставление мер адресной поддержки,
при оптимистичном сценарии - на предоставление мер общедоступной
поддержки.
В период кризиса активизируются встречные процессы сокращения
объемов деятельности и ликвидации предприятий с одной стороны и
создания новых предприятий с другой. При этом возникает повышенный
спрос на получение нового или дополнительного образования как
профессионального, так и бизнес-образования. В зависимости от
оперативности и качества удовлетворения этого спроса в немалой степени
зависит минимизация социальных и экономических потерь, связанных с
вынужденной сменой деятельности значительного числа горожан. В
Программе предусмотрены общедоступные и адресные меры поддержки в
части получения дополнительного образования, поиска новых мест работы
и трудовых ресурсов необходимой квалификации, а также меры содействия
самозанятости граждан. Распределение ресурсов программы между видами
такой поддержки определено исходя из реалистического сценария развития
экономической ситуации в городе. В случае пессимистического сценария
акцент должен быть перенесен на содействие самозанятости, при
оптимистичном сценарии - на поддержку получения дополнительного
профессионального образования.
Традиционным, но обостряющимся в условиях кризиса, риском
является негативное влияние несовершенства законодательства,
регулирующего предпринимательскую деятельность и меры ее
государственной поддержки. Программой предусмотрены разработка и
инициирование нормативно-правовых новаций, влияющих на комфортность
условий ведения предпринимательской деятельности в городе, в том числе
по вопросам обеспечения предпринимателей объектами недвижимости,
повышения доступности услуг монополистов и т.д. Однако реализация
таких инициатив зачастую зависит не только от региональной, но и
федеральной власти. Если часть предложений Москвы не будет поддержана
на федеральном уровне (пессимистический сценарий), возникнет
необходимость увеличить в Программе средства на соответствующие виды
поддержки. Но на федеральном уровне могут быть приняты и поправки в
законодательство, предусматривающие более полный состав мер по
совершенствованию нормативного регулирования предпринимательства, чем
было предложено городом (оптимистический сценарий). Тогда часть
финансовых ресурсов Программы можно будет перераспределить между
мероприятиями программы с учетом принятых изменений в
законодательстве.
|