II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена
Программа, и оценка сложившейся ситуации
Город Москва по праву относится к лидерам регионального развития
малого предпринимательства.
В малом бизнесе города Москвы заняты более одной трети всего
экономически активного населения. По состоянию на начало 2009 г. в
городе насчитывалось более 218 тыс. малых предприятий, на которых было
занято 2067 тыс. человек, и 145 тыс. индивидуальных предпринимателей.
Количество средних предприятий - более 1500. При этом вклад
московского малого бизнеса в экономику составляет значительную часть
от общероссийского показателя в этом секторе. Так, по имеющимся на
данный момент официальным данным органов государственной статистики
оборот московских малых предприятий в 2007 г. превысил 30% оборота
всех малых предприятий России.
В целом малый бизнес города Москвы является достаточно успешным,
однако у него имеется ряд проблем, определяемых как условиями крупного
мегаполиса, так и кризисными осложнениями экономической ситуации. Как
показывают регулярно проводимые исследования, наиболее серьезные
затруднения у московских предпринимателей вызывает решение следующих
проблем:
- недостаточные возможности стимулирования сбыта, преодоления
барьеров вхождения на новые рынки, обеспечения конкурентоспособности
продукции;
- недостаток финансовых ресурсов для развития бизнеса;
- нехватка нежилых помещений;
- недостаточные возможности поиска новых деловых партнеров и
формирования деловых связей;
- административные барьеры;
- недостаток квалифицированных кадров, знаний и информации для
ведения предпринимательской деятельности;
- рост цен на энергоносители и сырье.
Оказание мер государственной поддержки малому предпринимательству
осуществляется в городе Москве на протяжении уже многих лет, при этом
с 1994 г. эта поддержка оказывается на комплексной программной основе.
Ежегодно на развитие и поддержку малого предпринимательства
направляется в среднем 0,25-0,3 процента расходов городского бюджета.
Меры содействия развитию и укреплению малого бизнеса стали одним из
факторов, позволивших московским предпринимателям этого сектора
существенно минимизировать потери из-за начавшегося в конце 2008 г.
финансово-экономического кризиса.
Согласно уточненному прогнозу социально-экономического развития
города Москвы на 2009 год ВРП города сократится на 5,2% при снижении
товарооборота на 5%, инвестиций в основной капитал - на 20%,
промышленного производства - на 8,5%. Уровень потребительской инфляции
ожидается на уровне 14% за годовой период.
Наиболее сильное снижение в 2009 году ожидается в производстве
строительных материалов, машиностроительных отраслях, текстильном и
швейном производстве, производстве кожи и обуви, целлюлозно-бумажном
производстве, химическом производстве и производстве резиновых и
пластмассовых изделий, в меньшей степени - в производстве пищевых
продуктов.
Вследствие складывающейся в 2009 году ситуации на рынке труда
произойдет рост числа официально зарегистрированных безработных, а
падение реальной заработной платы в текущем году ожидается на 3,5% по
сравнению с 2008 годом. Снижение доходов наемных работников, а также
доходов от собственности и предпринимательской деятельности приведет к
снижению реальных располагаемых доходов населения на 5 %.
В малом предпринимательстве также предстоит справиться с целым
рядом серьезных проблем: в целом растут цены поставщиков, сокращается
спрос со стороны покупателей, и увеличиваются риски неплатежей и
недопоставок продукции. Чрезвычайно сложно стало получить финансовые
средства под развитие, помимо резко возросших кредитных ставок, многие
банки в принципе прекратили работу с малым бизнесом. Усугубляется
ситуация недобросовестными действиями отдельных банков, уводящими в
сторону от кредитования реального сектора экономики, специально
полученные от государства на эти цели средства.
На середину мая 2009 г. по данным мониторинга, проводимого
Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства города
Москвы, отмечается снижение оборотов малых предприятий и их
прибыльности, в сравнении с ноябрем 2008 г. эти показатели упали более
чем на 31 процента. Мониторинг показал, что за период с ноября 2008 г.
по середину мая 2009 г. частота оценки предпринимателями экономической
ситуации как кризисной возросла в 2,9 раза и достигла 25 процентов в
ответах респондентов, еще 43,4 процента респондентов считают ситуацию
напряженной. Ухудшения в 2009 г. условий деятельности на предприятиях
сферы малого бизнеса ожидают 50 процентов опрошенных. Если в ноябре
2008 г. пессимистических оценок было на 25,8 процентов больше, чем
оптимистических, топо итогам апреля 2009 г. эта разница достигла 31,3
процентов. За тот же период превышение доли малых предприятий,
намеренных в ближайшее время привлекать новых сотрудников, над теми,
кто собирался сокращать персонал, снизилось с 19 до 4 процентов. С
начала 2009 г. более чем в 1,6 раза выросла доля малых предприятий,
отмечающих уменьшение фонда оплаты труда (достигла 27,6 процентов).
Свыше 64 процентов опрошенных предприятий отметили рост закупочных цен
поставщиков и контрагентов притом, что 42 процента малых предприятий
указали на снижение обеспеченности собственными денежными средствами.
Таким образом, началу реализации Программы предшествует общее
нарастание негативных тенденций в малом предпринимательстве, связанных
с последствиями финансово-экономического кризиса, что говорит о
необходимости увеличения объемов, поиска и предоставления новых мер
поддержки не только на стадии ее проектирования, но и непосредственно
в процессе ее исполнения в зависимости от фактически складывающихся
условий.
Правительством Москвы уже с ноября 2008 года в рамках действующей
Комплексной целевой программы развития и поддержки малого
предпринимательства на 2007-2009 гг. реализуется план антикризисных
мероприятий по поддержке малого предпринимательства, решающий двойную
задачу: недопущение сокращения числа предприятий и работников в сфере
малого предпринимательства и, создание условий для интеграции в малый
бизнес высвобождающихся работников в других секторах экономики.
В условиях общего сокращения бюджетных расходов ассигнования на
поддержку малого бизнеса увеличены на 150 миллионов рублей до суммы в
2 млрд. 250 миллионов. Кроме этого Москва пошла на отказ от доходов в
сумме более 5,4млрд. рублей, установив для малых предприятий на 2009
год ставку арендной платы на муниципальную недвижимость в 1 тыс. руб.
за кв. м. в год по всем действующим договорам, в независимости от
прежней цены аренды. Москва по итогам конкурса, проведенном
Министерством экономического развития РФ, получит субсидирование
городских расходов на поддержку малого предпринимательства в объеме 1
млрд. рублей. Таким образом, общая сумма финансирования антикризисных
мероприятий составляет 8,8 млрд. рублей.
Однако финансовые ресурсы, при всей очевидной их
первостепенности, еще не есть решение всех проблем
предпринимательства, а решать их надо комплексно по всем направлениям
организации, ведения, сохранения и расширения бизнеса, в том числе, в
информационном, обучающем, консультационном, правовом, финансовом,
имущественном направлениях, а также путем оказания предпринимателям
широкого спектра деловых услуг.
В сфере правовой поддержки важной мерой стало принятие Москвой
полного моратория до конца 2009 года на плановые проверки малых
предприятий контрольными и надзорными органами и ограничены
внеплановые. Для малых предприятий приоритетных направлений
деятельности, прежде всего ЖКХ, производственных, молодежных,
инновационных, социально-ориентированных, сферы быта и
ремесленничества, разработана широкая программа комплексных
мероприятий. Для них компенсируется 75% ставки рефинансирования при
сроке кредита более 3 лет, 50% - при сроке от 2 до 3 лет, и 30% - от 1
до 2 лет. Фондом содействия кредитованию были увеличены объемы
поручительств до 70% от суммы кредита и процентов за пользование
кредитом. Гарантируемая Фондом сумма ссуды для микропредприятий была
увеличена до 50 млн. руб., а для малых предприятий - до 70млн. руб.
Получила развитие система микрофинансирования - в 9 округах города
открыты офисы агентства "Микрофинанс", в которых предприниматели могут
в быстром беззалоговом режиме получить до 350 тыс. руб.
Дополнительно выделены расходы на субсидирование малых
предприятий, в первую очередь, начинающих предпринимателей, на
компенсацию арендных платежей и закупку оборудования. Увеличены
размеры субсидии для молодежного предпринимательства - до 1 млн. руб.;
инновационным малым предприятиям - до 2,5 млн. руб.; для малых
предприятий, работающих в приоритетных направлениях,- до 5 млн. руб.
Компенсируются до 30% затрат, связанных с присоединением к любым
внешним сетям города. Малым предприятиям в увеличенной доле будут
компенсироваться расходы на продвижение товаров, участие в
выставках-ярмарках, наружную рекламу, лицензирование, сертификацию.
Продолжается программа строительства бизнес-центров, технопарков
и бизнес-инкубаторов. В планах на 2009 год стоит также приобретение
помещений под бизнес-инкубаторы и технопарки. Городом объявлен конкурс
на покупку недвижимого имущества для города, в рамках которого
планируется приобрести 6 тыс. кв.м.
С октября 2008 г. стартовал пилотный проект по созданию и
продвижению отраслевых коллективных брендов малого бизнеса Москвы,
цель которого - содействие московским малым производственным
предприятиям в укреплении рыночных позиций, повышении их
конкурентоспособности, снижению индивидуальных затрат на продвижение
продукции. Это особенно актуально в условиях текущего финансово -
экономического кризиса.
Перечисленные выше меры по оценкам самих предпринимателей уже
дают положительный эффект, получают дальнейшее развитие в новой
Программе и помогут поддержать малый бизнес в условиях текущего
финансово-экономического кризиса и обеспечить его дальнейшее развитие.
Поддержка малому и среднему бизнесу, реализуемая в соответствии с
Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N209-ФЗ "О развитии малого и
среднего предпринимательства в Российской Федерации" и Закона города
Москвы от 26 ноября 2008 г. N60 "О поддержке и развитии малого и
среднего предпринимательства в городе Москве", предусматривает широкий
спектр услуг и мероприятий, реализуемых в рамках Программы по
следующим направлениям:
- имущественная поддержка;
- финансовая поддержка;
- информационная поддержка;
- консультационная поддержка;
- правовая поддержка, направленная на защиту прав и законных
интересов субъектов малого и среднего предпринимательства;
- поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения
квалификации кадров;
- поддержка в продвижении производимых субъектами малого и
среднего предпринимательства товаров (работ, услуг);
- пропаганда и популяризация предпринимательства;
- вовлечение в предпринимательскую деятельность населения города
Москвы, в том числе молодежи и социально-незащищенных групп;
- поддержка приоритетных направлений развития
предпринимательства;
- совершенствование деятельности организаций инфраструктуры
поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В городе сохраняется актуальность решения целого ряда проблем в
формировании благоприятной среды для развития малого и среднего
предпринимательства.
Наиболее острой остается проблема доступности и обеспеченности
малых предприятий офисными и производственными площадями, причем
препятствием выступают как высокая арендная плата, так и наличие самих
площадей. Более половины (58 процентов) предпринимателей считают, что
подходящее помещение найти крайне сложно. Наиболее востребованы
небольшие помещения офисного типа площадью до 200 кв.м. Средний же
метраж одного помещения, используемого предприятием - 157 кв.м.
Особенно критично ситуация в промышленном секторе, где более половины
малых предприятий испытывают потребности в дополнительных
производственных площадях до 600 кв. м и складских до 300 кв. м, а в
целом по городу Москве такая потребность составляет порядка 5500 тыс.
кв. м. Большинство московских предпринимателей высказывают
заинтересованность в использовании помещений в специальных комплексах
для малого бизнеса, а порядка 40 процентов готовы не только арендовать
их, но и принять участие в строительство таких комплексов. В то же
время, общая площадь технопарков в Москве к 2010 г. составит лишь
около 3 млн. кв.м., что заметно меньше потребности промышленных малых
предприятий в производственных помещениях, и невозможность решения
этой проблемы заставляет все большее количество таких предприятий
рассматривать целесообразность вывода своего бизнеса за пределы
города.
Концентрируясь на поддержке реального сектора малого и среднего
бизнеса в сфере промышленного производства наукоемкой и
высокотехнологичной продукции необходимо за период с 2010 по 2012 гг.
создать и ввести в строй не менее 2000-2500 тыс. кв. м имущественных
комплексов для предпринимателей, а в случае развития ситуации в
экономике по пессимистическому сценарию, по крайней мере, 500-1000
тыс. кв. м.
Не менее актуальна и проблема финансового обеспечения развития и
текущей деятельности малых предприятий.
По данным опросов около 7 процентов малых предприятий готовы
привлечь на развитие бизнеса от 1 до 5 млн. рублей заемных средств на
условиях, действовавших на рынке кредитных ресурсов до начала
финансового кризиса. На удовлетворение этих потребностей потребовалось
бы от 40 до 75 млрд. рублей. Спрос на более мелкие заимствования
(микрокредиты) оценивается на уровне от 16 до 40 млрд. рублей. Таким
образом, общая потребность малого бизнеса Москвы в кредитных ресурсах
находится в диапазоне от 55 до 115 млрд. рублей. Недостаток финансовых
ресурсов сдерживает в первую очередь развитие производственного малого
бизнеса. Начальные затраты на открытие, технологическое оснащение
производственных предприятий превышают аналогичные показатели иных
отраслей примерно на треть и в 2008 году предпринимателями оценивались
в суммой в среднем от 8 до 10 миллионов рублей.
В 2008 году субъектам малого предпринимательства города Москвы в
рамках государственной поддержки было предоставлено поручительств по
договорам заимствований более чем на 4 млрд. рублей, что позволило
предпринимателям привлечь кредитных ресурсов на 8300 млн. рублей. Эти
показатели более чем на три четверти превышают аналогичные итоговые
цифры предыдущего года. При этом достигнуты показатели удовлетворения
потребностей малых предприятий в привлеченных кредитных ресурсах
примерно на 20 процентов от оцениваемого на минимальном уровне спроса.
В условиях кризиса наблюдается резкое ухудшение условий заимствований
на рынке, поэтому устойчивость бизнеса многих малых предприятий без
масштабной государственной поддержки окажется на критически низком
уровне и может привести к банкротству части из них.
Кризис спровоцировал рост числа граждан, потерявших работу в
связи с ухудшением финансового положения ряда предприятий. Это
повлекло увеличение спроса на образовательные услуги, позволяющие
получить необходимые знания в сфере предпринимательства или овладеть
новыми профессиями. Кроме того, около 900 тыс. студентов и 300 тыс.
старших школьников столицы стремятся временно трудоустроиться, что
наиболее вероятно для этой категории соискателей в сфере малого
предпринимательства.
Для производственных малых предприятий города Москвы среди
кадровых проблем наиболее заметны сложности с подбором персонала,
особенно квалифицированных специалистов (на это указывают 72 процента
опрошенных).
По данным проведенных исследований примерно в 37 процентов
московских малых предприятий в 2008 г. воспользовались каким-либо
программами обучения для персонала. Эти предприятия в среднем обучали
по 4 сотрудника от предприятия, в большинстве случаев (73 процента)
полностью оплачивали обучение сотрудников, в среднем затрачивая 35500
рублей за год на обучение сотрудников, что в пересчете составляет
около 9 тыс. рублей на одного обучаемого. Более половины малых
предприятий (58 процентов) ощущает потребность в обучении или
повышении квалификации своих сотрудников. При этом наиболее
востребованными в 2008 году были программы экономико-финансового
характера для специалистов (15 процентов) и профессиональной
подготовки для квалифицированных рабочих (13 процентов).
Как показывает практика с учетом влияния финансового кризиса на
состояние рынка труда и рост предпринимательской активности населения,
следует ожидать существенного увеличения спроса на государственные
услуги по подготовке и переподготовке кадров для малого и среднего
предпринимательства.
По экспертным оценкам порядка 20 процентов малых предприятий
испытывают потребности в налаживании и расширении межрегиональных и
международных связей. Основные направления интересов производственных
и научно-технических малых предприятий в этой сфере - это продвижение
своей продукции на региональных и зарубежных рынках, поиск торговых
партнеров, поставщиков сырья, материалов и комплектующих. Торговые
предприятия заинтересованы в налаживании устойчивых связей с
поставщиками и потребителями товаров из других регионов и стран.
Малый и средний бизнес города Москвы является активным и крайне
заинтересованным участником процесса межрегиональной и международной
интеграции экономики Москвы, однако большинство предприятий при
решении задач выхода на новые рынки сталкиваются с проблемами
внутреннего и внешнего характера.
К внутренним проблемам следует отнести:
- финансовую - ограниченные возможности оплаты маркетинговых
мероприятий по продвижению товаров, программ поиска торговых,
кооперационных и инвестиционных партнеров;
- информационную - недостаток сведений о состоянии региональных и
международных товарных рынков, о конкурентной ситуации, о сложившихся
на данный момент потребительских предпочтениях;
- образовательную - недостаточный уровень компетенции
руководителей самих малых предприятий для выработки эффективных
маркетинговых стратегий повышения конкурентоспособности предприятий и
производимой продукции, продвижения товаров на новые рынки.
Наряду с внутренними проблемами существуют и внешние, создаваемые
под влиянием складывающейся экономической конъюнктуры и рыночных
условий. К ним следует отнести:
- наблюдающийся крен потребительских предпочтений россиян в
пользу товаров крупных российских и зарубежных производителей;
- недостаточная конкурентоспособность продукции малых предприятий
в условиях растущего давления со стороны импортных товаров и крупных
отечественных предприятий;
- неразвитость рыночно ориентированных малобюджетных
маркетинговых технологий, позволяющих решать проблемы малых и средних
предприятий, связанных с освоением новых рынков;
- значительные региональные и структурные диспропорции уровней
спроса и предложения продукции малого и среднего бизнеса.
Все эти проблемы внутреннего и внешнего свойства создают в своей
совокупности тот барьер на пути активного выхода на региональные и
международные рынки, перейти через который столичному малому и
среднему бизнесу без поддержки и помощи со стороны государства и в
частности Правительства Москвы в обозримом будущем не представляется
возможным.
Существенной проблемой для всех предприятий, а для малых в
особенности, является получение достоверной и оперативной информации,
необходимой для рациональной организации бизнеса. При этом характер
востребованной информации самый разнообразный: от правовой до
маркетинговой. Для повышения качества управления бизнесом в рамках
поддержки в городе Москве создана и функционирует целая сеть
находящихся в открытом свободном доступе специализированных
Интернет-ресурсов, в которую входит 46 сайтов практически по всем
вопросам предпринимательской деятельности. Аудитория пользователей
системы информационного обеспечения малого предпринимательства
составляет свыше 800 тыс. не только московских, но и региональных и
зарубежных абонентов, а количество обращений к ее ресурсам в 2008 году
превысило 17 млн. В случае необходимости предприниматель должен иметь
возможность не только ознакомиться с информацией, но и воспользоваться
консультацией высококвалифицированных специалистов для ее корректного
и эффективного использования. В 2008 году таких консультаций через
систему "горячих линий" на сайте СИОМП, по телефону или
непосредственно в офисах организаций инфраструктуры было предоставлено
более 300 тыс.
Комплексный характер взаимосвязанных проблем в секторе малого и
среднего предпринимательства определяет в качестве единственно
возможного программно-целевой метод их решения, предполагающий увязку
в рамках единой программы множества мероприятий по целям, содержанию
работ, их исполнителям и ресурсам. Решение проблем по отдельности
потребовало бы значительно больших затрат, чем при решении той же
группы проблем комплексным образом.
Использование программно-целевого метода позволит:
- проводить единую политику по поддержке городом субъектов малого
и среднего предпринимательства;
- консолидировать и эффективно управлять бюджетными и
привлекаемыми из внебюджетных источников средствами;
- обеспечить высокую бюджетную эффективность расходов на
поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства;
- обеспечить координацию деятельности по поддержке малого и
среднего предпринимательства с мероприятиями, реализуемыми органами
государственной власти города Москвы в рамках иных городских программ;
- обеспечить координацию деятельности организаций инфраструктуры
поддержки малого и среднего предпринимательства и ликвидации
дублирования в их деятельности;
- обеспечить снижение транзакционных издержек для взаимодействия
органов государственной власти Москвы и организаций инфраструктуры
поддержки малого и среднего предпринимательства при реализации
Программы;
- использовать единые принципы управления на всех направлениях и
этапах проектирования и реализации Программы;
- повысить качество и обоснованность управленческих решений за
счет создания и использования единого научно-методического
обеспечения;
- обеспечить объективный контроль реализации программы в
соответствии с четко обозначенными количественными критериями
достижения цели и целевыми индикаторами выполнения программы с
выделением этапов достижения целей;
- получить значительный мультипликативный эффект не только в
охватываемых программой сферах, но и в других секторах экономической
деятельности и в экономике в целом, который во многом определяется
комплексностью решаемых проблем и превосходит сумму результатов
отдельных мероприятий программы.
Вместе с тем к числу потенциальных рисков при использовании
программно-целевого метода следует отнести возможные изменения порядка
и объемов бюджетного финансирования программных мероприятий, что может
негативно отразиться на возможности их реализации в запланированном
объеме и, как следствие, на полноте и своевременности достижения
поставленных целей.
Учитывая комплексный характер целей государственной политики
города Москвы в области развития малого и среднего предпринимательства
и соотношение возможных рисков при различных методах их достижения,
выбор программно-целевого метода представляется обоснованным.
Кроме того, в целях обеспечения комплексного подхода к отражению
в бюджете города Москвы расходов на поддержку и развитие малого
предпринимательства при разработке Городской целевой программы
развития и поддержки малого и среднего предпринимательства на 2010 -
2012 гг. в нее были включены мероприятия Городской целевой программы
по обеспечению субъектов малого и среднего предпринимательства
нежилыми помещениями на 2009-2011 гг.
Обоснованность выбранного решения проблемы подтверждается
сравнением следующих вариантов:
- решение обеспечивается посредством мероприятий, реализуемых
органами государственной власти города Москвы и финансируемых за счет
средств бюджета города Москвы (вариант 1);
- решение обеспечивается посредством мероприятий, реализуемых
субъектами предпринимательской деятельности и финансируемых за счет
средств указанных субъектов (вариант 2);
- решение обеспечивается посредством мероприятий, реализуемых
органами государственной власти города Москвы и финансируемых за счет
средств бюджета города Москвы, федерального бюджета и средств
субъектов предпринимательской деятельности (вариант 3).
Сравнительные оценки указанных вариантов при равных внешних
условиях представлены в следующей таблице.
---------------------------------------------------------------------------------------
| Показатель | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 |
|---------------------------------------------|-----------|---------------|-----------|
| Расходы бюджета при реализации мероприятий, | Большие | Отсутствуют | Средние |
| реализуемых для решения проблемы | | | |
|---------------------------------------------|-----------|---------------|-----------|
| Возможность влияния на содержание и объем | Полная | Отсутствует | Высокая |
| финансирования мероприятий, реализуемых для | | | |
| решения проблемы, на этапах их | | | |
| проектирования и исполнения | | | |
|---------------------------------------------|-----------|---------------|-----------|
| Возможность влияния на полноту и | Высокая | Отсутствует | Средняя |
| своевременность решения проблемы | | | |
---------------------------------------------------------------------------------------
Сравнительные оценки степени влияния различных рисков на
эффективность указанных вариантов решения проблемы представлены в
следующей таблице.
--------------------------------------------------------------------------------------------
| Виды рисков | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 |
|---------------------------------------------|--------------|-------------|---------------|
| Дестабилизация финансового рынка | Низкая | Высокая | Средняя |
|---------------------------------------------|--------------|-------------|---------------|
| Дестабилизация рынка поставщиков товаров, | Средняя | Высокая | Повышенная |
| работ и услуг для нужд субъектов | | | |
| предпринимательской деятельности (аренда, | | | |
| коммунальные платежи, рынки энергоресурсов, | | | |
| сырья, комплектующих и т.д.) | | | |
|---------------------------------------------|--------------|-------------|---------------|
| Дестабилизация рынка потребителей продукции | Отсутствует | Высокая | Низкая |
| малого и среднего предпринимательства | | | |
| (падение покупательной способности, | | | |
| снижение доступности региональных | | | |
| потребителей и т.д.) | | | |
|---------------------------------------------|--------------|-------------|---------------|
| Дестабилизация рынка трудовых ресурсов для | Низкая | Высокая | Средняя |
| сектора малого и среднего | | | |
| предпринимательства (изменение зарплатных | | | |
| ожиданий, спроса на специалистов | | | |
| необходимых квалификации и специальностей и | | | |
| т.д.) | | | |
|---------------------------------------------|--------------|-------------|---------------|
| Изменение нормативно-правового | Низкая | Высокая | Средняя |
| регулирования предпринимательской | | | |
| деятельности | | | |
--------------------------------------------------------------------------------------------
Анализ вариантов решения проблемы показывает, что наиболее
предпочтительным по соотношению затрат и устойчивости к возможным
рискам является третий вариант решения проблемы, предусматривающий
совместное финансирование за счет бюджетных средств и средств
субъектов предпринимательской деятельности.
|