6. Оценка внешних факторов, влияющих
на достижение целей Программы
Основными внешними факторами, влияющими на развитие малого
предпринимательства, при разработке Комплексной программы приняты:
1. Общее состояние социально-экономического развития Российской
Федерации и субъекта РФ - города Москвы, тенденции его изменения.
2. Макроэкономические факторы, определяющие состояние экономики
РФ и города Москвы: уровень инфляции, состояние государственных
финансов, курс национальной валюты, валовой региональный продукт и его
структура, объемы производства, потребления и накопления,
инвестиционный потенциал, научно-технический и инновационный
потенциал, потенциал трудовых ресурсов, состояние отраслевой и
функциональной инфраструктуры.
3. Внутриполитические факторы и тенденции в сфере
государственного регулирования экономики:
- потенциал государственного управления;
- действующее законодательство и тенденции его изменения;
- налоговая политика;
- бюджетная политика;
- промышленная политика;
- миграционная политика;
- направления, способы и объем реализации мер государственной
поддержки и содействия развитию малого предпринимательства на
федеральном уровне и уровне субъекта Российской Федерации - города
Москвы;
- государственный заказ и участие малого бизнеса в его
выполнении;
- наличие, степень и тенденции изменения административных
барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности.
4. Внешнеполитические факторы:
- присоединение России к ВТО;
- международное разделение труда;
- состояние и тенденции изменения мирового рынка ресурсов.
5. Уровень и динамика изменения цен на основные фонды,
производственно-технологические ресурсы.
6. Состояние финансовых рынков и степень их соответствия
потребностям и возможностям малого бизнеса.
В зависимости от интегральной совокупности воздействия
вышеперечисленных факторов на малый бизнес Москвы и систему поддержки
и развития малого предпринимательства реализация Программы оценивается
по трем вариантам: базовому (реалистическому), оптимистическому,
пессимистическому.
В таблице представлены три варианта прогнозируемых реакций на
воздействие ряда внешних факторов (в агрегированной форме):
---------------------------------------------------------------------------------------------
|N | Фактор | Прогноз действия |
|п/п | |------------------------------------------------------------------|
| | | пессимистический | реалистический | оптимистический |
|----|-------------------|----------------------|---------------------|---------------------|
|1. | Интенсивность | Снижение темпов и | Сохранение | Принятие Пятого |
| | и направления | объемов поддержки | действующих | национального |
| | государственной | малого бизнеса в | тенденций | проекта "Развитие |
| | поддержки малого | Москве и на | государственной | малого |
| | бизнеса на | федеральном уровне, | политики, | предпринимательства |
| | федеральном | отказ от отдельных | направленной на | в России" |
| | и городском | мер поддержки | развитие малого | |
| | уровнях | | бизнеса | |
|----|-------------------|----------------------|---------------------|---------------------|
|2. | Состояние | Недостижение | Достижение | Превышение |
| | и тенденции | утвержденных | утвержденных | утвержденных |
| | социально- | стратегических | стратегических | стратегических |
| | экономического | показателей состояния| показателей | показателей |
| | развития России | экономики на | состояния экономики | состояния экономики |
| | и Москвы | федеральном и | на федеральном и | на федеральном и |
| | | городском уровне | городском уровне | городском уровне |
|----|-------------------|----------------------|---------------------|---------------------|
|3. | Экономические | Существенное снижение| На уровне официально| Стабилизация |
| | факторы | либо превышение | прогнозируемых | инфляции в |
| | | прогнозируемого | показателей | оптимальных |
| | | уровня инфляции, | | пределах, |
| | | неустойчивый курс | | стабилизация курса |
| | | рубля, падение роста | | рубля, прирост |
| | | производства, | | темпов производства,|
| | | снижение темпов роста| | увеличение доходов |
| | | доходов населения | | населения выше |
| | | | | прогнозных |
| | | | | показателей |
|----|-------------------|----------------------|---------------------|---------------------|
|4. | Внешнеполитические| Происходит | Не происходит | Не происходит |
| | факторы (вопрос | присоединение России | присоединение России| присоединение России|
| | присоединения | к ВТО | к ВТО | к ВТО |
| | России к ВТО) | | | |
|----|-------------------|----------------------|---------------------|---------------------|
|5. | Действующее | Происходят изменения | Изменений | Принимается пакет |
| | законодательство | законодательства, | законодательства по | федеральных законов |
| | и его изменения | ухудшающие положение | вопросам | и нормативных |
| | | СМП по сравнению с | предпринимательского| подзаконных актов, |
| | | действующим | права не происходит | обеспечивающий |
| | | законодательством, | | условия ускоренного |
| | | затрудняющие | | развития малого |
| | | регистрацию и | | бизнеса |
| | | деятельность | | |
| | | коммерческих | | |
| | | организаций | | |
|----|-------------------|----------------------|---------------------|---------------------|
|6. | Уровень налогов | Возрастание | Не изменяется | Налоговая нагрузка |
| | и налоговая | налогового давления | | снижается в |
| | политика | на малое | | соответствии с |
| | | предпринимательство | | прогнозными |
| | | | | показателями |
| | | | | среднесрочной |
| | | | | программы |
| | | | | Правительства РФ |
|----|-------------------|----------------------|---------------------|---------------------|
|7. | Уровень и динамика| Рост цен на | Стабилен на уровне | Обеспечение льготных|
| | изменения цен на | производственно- | общей прогнозируемой| условий приобретения|
| | производственно- | технологические | инфляции | ресурсов на |
| | технологические | ресурсы выше | | развитие малого |
| | ресурсы | темпов роста | | бизнеса |
| | | доходности субъектов | | |
| | | малого | | |
| | | предпринимательства | | |
|----|-------------------|----------------------|---------------------|---------------------|
|8. | Уровень и динамика| Рост цен на | Стабильны на уровне | Рост цен на |
| | изменения цен на | недвижимость выше | общей прогнозируемой| недвижимость ниже |
| | недвижимость | темпов роста | инфляции | темпов роста |
| | | доходности субъектов | | доходности субъектов|
| | | малого | | малого |
| | | предпринимательства | | предпринимательства |
|----|-------------------|----------------------|---------------------|---------------------|
|9. | Состояние | Отсутствие изменений | Сохранение | Развитие финансового|
| | финансового рынка | на финансовом рынке в| обеспеченности | рынка происходит до |
| | (кредитного и | интересах малого | финансовыми | уровня |
| | инвестиционного) | предпринимательства. | ресурсами на | удовлетворения |
| | и степень его | Форс-мажор - кризис | имеющемся уровне | основных |
| | ориентации на | финансового рынка | | потребностей малого |
| | потребности малого| | | бизнеса в данной |
| | бизнеса | | | сфере |
|----|-------------------|----------------------|---------------------|---------------------|
|10. | Государственный | Невыполнение | Выделяемая доля | Выделяемая доля |
| | заказ и степень | законодательной нормы| госзаказа | госзаказа превышает |
| | участия малого | размещения 15% | соответствует уровню| установленную норму |
| | бизнеса в его | госзаказа у субъектов| в 15% | |
| | исполнении | малого | | |
| | | предпринимательства | | |
---------------------------------------------------------------------------------------------
Расчет реалистического варианта Программы основан на следующих
исходных данных:
- утвержденные основные прогнозные показатели социально -
экономического развития Москвы на 2006 год и на период до 2008 года,
рассчитанные на основании анализа исходных условий
социально-экономического развития и их динамики, сценарных условий
социально-экономического развития Российской Федерации на предстоящие
три года, а также основные макроэкономические показатели прогноза
социально-экономического развития Москвы на 2007-2009 годы,
рассчитанные ДЭПиР г. Москвы;
- анализ темпов роста показателей развития МБМ за 10 лет по
данным государственной статистики;
- анализ динамики развития малого бизнеса Москвы по данным
бухгалтерской отчетности малых предприятий за период 1996-2004 годов
(проанализировано около миллиона бухгалтерских отчетностей форм 1 и 2
малых предприятий Москвы);
- учет положительной оценки результатов социально-экономического
развития г. Москвы за 11 месяцев 2005 года;
- результаты мониторинга состояния малого бизнеса Москвы на
ноябрь 2005 года;
- анализ результатов выполнения предыдущих комплексных программ
развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве.
Полученные результаты позволили получить прогнозные значения
индикативных показателей развития малого бизнеса Москвы, в том числе и
как результат воздействия комплекса программных мероприятий, имеющих
свои расчетные показатели по каждому из разделов. Эти показатели
соответствуют выполнению условий удвоения в 2009 году валовой
добавленной стоимости, производимой малым бизнесом Москвы,
относительно показателей 2002 года.
Расчет показателей по пессимистическому варианту реализации
Программы предполагает деструктивное воздействие внешних факторов,
приводящее к срыву устойчивых тенденций развития и серьезным снижениям
темпов роста целого ряда показателей (суммарной выручки, валовой
добавленной стоимости, производимой субъектами малого
предпринимательства, налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и
др.). При этом возможно создание напряженности на рынке труда -
увеличение безработицы с соответствующими негативными последствиями,
включая рост криминогенной обстановки.
Такое изменение тенденций может вызвать целый ряд внешних
воздействий, в том числе:
- присоединение к ВТО с непредсказуемыми последствиями и, по
мнению ряда экспертов, приводящими к свертыванию целого ряда
производств и услуг, усилению давления импорта и т.д.;
- налоговая политика, не снижающая тяжести налогового бремени;
- рост стоимости аренды нежилых помещений;
- удорожание ресурсов (людских, финансовых, энергетических,
технологических, информационных и т.д.).
Расчет показателей оптимистического варианта реализации Программы
основан на прогнозе положительных тенденций изменения внешних
факторов, обеспечивающих ускоренное развитие малого бизнеса Москвы:
- четкие ориентиры государственной политики на развитие малого
предпринимательства на долгосрочную перспективу, закрепленные
законодательно (наиболее сильным решением могло бы стать принятие
Пятого национального проекта "Развитие малого бизнеса России");
- снижение налоговой нагрузки;
- реализация мер по сдерживанию роста стоимости ресурсов;
- реализация программ обеспечения субъектов малого
предпринимательства нежилыми помещениями.
В таблице приведены значения основных индикативных показателей:
---------------------------------------------------------------------------------------
| Показатель |Ед. изм. |Варианты реализации |
| | |-----------------------------------------------|
| | |Пессимистический|Реалистический|Оптимистический|
|---------------------------|---------|----------------|--------------|---------------|
| Рост количества субъектов |% в год | 1-2 | 4-5 | 6-8 |
| малого предпринимательства| | | | |
|---------------------------|---------|----------------|--------------|---------------|
| Прирост числа рабочих мест|тыс. ед. | 10-20 | 50-60 | 120-150 |
| |в год | | | |
|---------------------------|---------|----------------|--------------|---------------|
| Абсолютный прирост |% в год | 3-4 | 9-12 |Не менее 20 |
| суммарной выручки в | | | | |
| сопоставимых ценах | | | | |
|---------------------------|---------|----------------|--------------|---------------|
| Валовая добавленная |% | -1 | 8,5-11 | 15-20 |
| стоимость | | | | |
| (к предыдущему году) | | | | |
|---------------------------|---------|----------------|--------------|---------------|
| (на душу населения) |тыс. руб.| 53,6 | 57,9-59,0 | 62,9-65,6 |
| | | <1> | | |
|---------------------------|---------|----------------|--------------|---------------|
| Динамика налоговых |% |Не ниже -3 | 4-5 |Не менее 15 |
| поступлений в бюджет к | | | | |
| предыдущему году | | | | |
|---------------------------|---------|----------------|--------------|---------------|
| Инвестиции МБМ в расчете |тыс. руб.| 2,0 | 3,36 |Не менее 6,0 |
| на одного занятого | | <2> | <3> |<4> |
---------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------
<1> Из расчета, что в 2006 году ВДС на душу населения сохранится
на уровне 2004 года при тенденции падения 3% в год. Значение
рассчитано по данным бухгалтерской отчетности (выборка за 2003 год -
160 тысяч бухгалтерских отчетностей МП по основной системе
налогообложения, за 2004 год - 170 тысяч). За расчетное количество
жителей принято значение 10,4 миллиона человек.
<2> На уровне прогноза 2005 года в фактических ценах при
сохранении темпов снижения по данным МГС.
<3> Из расчета темпов роста инвестиций в основной капитал в 2005
году на общегородском уровне (103,5) в сопоставимых ценах.
<4> При выходе на уровень темпов роста 2003 года в сопоставимых
ценах.
|