Качественная оценка процесса принятия
управленческих решений
Необходимость корректировки первоначального решения в процессе
его реализации определяется объективными изменениями внешних или
внутренних факторов, а также может быть вызвана дефектами процесса
управления, недоработанностью самого решения, плохой организацией его
выполнения и т.п. Корректировка решения является закономерным
процессом, к которому должны быть готовы как руководители, принимающие
решения, так и исполнители. Однако частая корректировка решений
свидетельствует о слабости руководства, поэтому на изменение решения
руководитель должен идти только в том случае, если оно становится
тормозом развития. На практике каждое пятое решение подлежит
корректировке. Причем изменения вносятся почти в половину (46,8%)
утвержденных планов и решений коллегии. Около 20% приказов,
распоряжений и инструкций также корректируются в ходе исполнения. В
зависимости от мотивации корректировки все решения распределились
следующим образом: в пересмотре сроков выполнения нуждались 10,1% всех
принятых решений, приведении решений в соответствие с новыми задачами
- 7,6%. Неправильная постановка цели выявилась при реализации еще 0,8%
решений. Планы и решения коллегии преимущественно требовали
корректировки из-за недоучета возникновения новых задач, требующих
решения. По этой причине изменения вносились в каждый третий
утвержденный план, в 29% решений коллегии. При реализации распоряжений
и приказов основной причиной корректировок явилась необходимость
уточнения сроков выполнения, соответственно в 11,5 и 14,8% случаев.
Недоучет ситуации явился причиной исправления 7,0% принятых
приказов и 4,0% распоряжений. Анализируя частоту и причины
корректировки принятых решений, эксперты выявили следующую тенденцию:
при большом числе решений, подлежащих исправлению, руководители
необоснованно внесли изменения еще в <...>% принятых решений.
С целью интегральной оценки процесса принятия управленческих
решений проводился анализ их выполняемости, т.е. изучались конечные
результаты управленческой деятельности. В качестве критериев были
выбраны своевременность и полнота исполнения решений. По официальным
данным, более 65% решений реализованы в срок и полностью. По оценке
экспертов, сроки исполнения 39,6% решений не были выдержаны. Главным
образом это происходило из-за установления нереальных сроков
исполнения и зависело непосредственно от самих исполнителей. Сроки
перенесенных решений в связи с недостаточностью
материально-технического обеспечения незначительны - 5,5%.
Группа нереализованных решений в основном состоит из частично
выполненных - 14,1% и не выполненных полностью - 1,2%. Основными
причинами, влекущими за собой невыполнение решений, являются отношение
самих исполнителей (84,9%) и отсутствие необходимого
материально-технического обеспечения (15,1%).
Изучение длительности различных этапов управленческого цикла
позволило оценить качественные параметры его организации. С этой целью
весь процесс подготовки - реализации решения был разбит на три
основных этапа, которые, в основном, определяли длительность
управленческого цикла: этап подготовки и принятия решения, этап
доведения решения до исполнителей и этап выполнения решения.
Средняя длительность первого этапа составила 6,5 дня. Из общего
числа решений 34,2% принимались в первые три дня, в течение 4 - 7 дней
были приняты 21,5% решений, 8 - 15 дней - 10,8%, 16 дней и более -
33,5%.
По данным экспертной оценки, на долю решений, прошедших этот этап
в срок, приходилось 61,2% решений. В то время как удельный вес
несвоевременно принятых решений составил 38,8%, в том числе с
опозданием на 1 - 7 дней принимаются 20,1% решений, с опозданием на 8
- 15 дней - 8,0% решений и свыше 16 дней - 10,7% решений.
По мнению экспертов, только 53,3% решений доводится до
исполнителей своевременно. Каждое третье (35,6%) - с опозданием на 1 -
7 дней. С опозданием на 8 - 15 дней, а также 16 и больше дней доведено
до исполнителей соответственно 8,6 и 2,6% решений.
Срок реализации решений позволяет определить планируемую среднюю
длительность их выполнения в 15,8 дня. При этом для выполнения
основной доли решений (более 80%) устанавливаемые сроки
предусматривают реализацию в течение 30 дней. Удельный вес решений,
сроки выполнения которых свыше одного месяца и более, незначителен.
Таким образом, из проведенного анализа очевидна необходимость
совершенствования организации процесса управления, целесообразность
более широкого использования современных технологий. Сложность
решаемых задач, особенно в период реформирования здравоохранения,
обусловливает необходимость перехода отрасли на научные принципы
управления.
|