БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГИ
businessuchet.ru
06-04-2011  Снизить налоговую нагрузку на всю экономику невозможно

   Снизить налоговое бремя на всю экономику невозможно, принимаемые меры ведут к снижению этого бремени для одних предприятий и повышению для других. Об этом напомнил вице-премьер-министр финансов РФ Алексей Кудрин, выступая на XII Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества.
   В своем выступлении А.Кудрин перечислил факторы, которые, по его мнению, позволили бы создать условия для существенного увеличения частных инвестиций на базе развития рыночных институтов.
   Во-первых, это ограничение инфляции, темпы которой, по словам главы Минфина, отличают нас «принципиально от всех стран, которые имеют успех в модернизации». Второе - создание правил для использования нефтегазовых доходов. Третье - долгосрочная финансовая устойчивость как рынков, так и бюджетной системы. Четвертое - обеспечение эффективности бюджетных расходов.
   «Мы утвердили программу повышения бюджетной эффективности. Её, признаюсь, очень трудно внедрять. Это не просто изучение того, за сколько мы должны строить километр дороги. Бюджетная эффективность начинается с правильного определения приоритетов и правильного ведения стратегического планирования», - подчеркнул А.Кудрин.
   «Мы часто принимаем решения быстро, спонтанно. Нам кажется, что сейчас дадим денег и задача будет решена. Думаю, мы не создали до конца механизм выявления целей бюджетной политики и адекватных механизмов их достижения, - заявил он. - Нам придется решить, где должно, а где не должно работать государство, не финансировать или не субсидировать какие-то конкурентные отрасли. А где наоборот, предоставлять свои услуги в виде строительства дорог или другой необходимой инфраструктуры, необходимой для бизнеса».
   «У нас эта граница до конца четко не проведена, - отметил А.Кудрин.- Мы - страна с очень большими государственными субсидиями в экономику целого ряда отраслей. Если мы начнем этим заниматься, то поймем структуру, которую должен иметь бюджет. То есть распределять между различными задачами всегда ограниченные ресурсы».
   Кроме того, считает он, необходимо довести до конца пенсионную реформу. В этой области, по его словам, так и не сделано важнейшего - не была создана бюджетная сбалансированность пенсионной системы, являющаяся гарантией сохранения достойной пенсии и ее увеличения.
   «Сейчас пенсионные обязательства оставлены прежними. Их надо индексировать темпами выше инфляции по действующему закону. А страховые взносы предложено снизить, модернизируя саму ставку и шкалу регрессии, с которой уплачиваются эти взносы», - напомнил А.Кудрин.
   «Президент РФ предложил в своем выступлении снизить ставку за счет увеличения шкалы. До какой величины, где будет эта шкала? Если мы сделаем ее миллион, а меньше миллиона не думаю, что это будет иметь смысл, то такая модернизация перекроет, по крайней мере, большую часть выпадающих доходов. Это просто уменьшение налогового бремени, перемещение на те предприятия, где более высокие заработанные платы. Но это, безусловно, справедливо, - считает министр. - Это нефтегазовый сектор, финансовый сектор, примерно 20% зарплат в транспорте, 20% в переработке и в торговле примерно тоже 20% - которые выходят за имевшуюся шкалу 463 тыс. руб.» «Наверное это разумно, но это не снижение бремени в целом для экономики, это снижение для одних предприятий и повышение для других, мы должны это понимать», - отметил А.Кудрин.
   «Когда мы проведем эту модернизацию, не скажу, что мы остановимся на цифре миллион. Это зависит от комплексного предложения, может это будет 1,5 миллиона или выше. Сюда попадает большая часть заработных плат», - добавил он.
   А.Кудрин добавил, что «Деловая Россия» предлагала модернизировать эту ставку в своих письма в правительство, снижая ставку страховых взносов и фактически отменяя вообще регрессию, т.е. вводя постоянную шкалу для всех заработанных плат. «Знаю, что даже в «Деловой России» не все поддерживали это предложение. Не все находятся в этой зоне налогообложения. На кого-то увеличится нагрузка», - отметил министр.
   «Но даже эти меры не перекроют выпадающие объемы, если ставку уменьшать примерно до той, которая была до введения. Это означает, что мы просто увеличим дефицит пенсионной системы», - подчеркнул он.
   Несбалансированность пенсионной системы предложено покрывать за счет сокращения других расходов, но тогда повышение дефицита пенсионной системы будет оплачиваться за счет сокращения исполнения других бюджетных задач, заметил министр.
   По его словам, Президент РФ также предлагает повышать эффективность бюджетных расходов, снизив на 15% стоимость контрактов, сохраняя при этом натуральный объем и качество продукции. «В настоящий момент ключевым инструментом, который позволяет это делать, является 94-й ФЗ. Но пока мы не доработаем этот закон, пока его не введем, чиновник не сможет реально через эти инструменты улучшить эффективность тендеров, снизить качество и цену», - считает А.Кудрин.
   «Пока эта практика не заработает, у нас нет административных рычагов, чтобы прийти и предложить просто снизить цену на товар, одновременно ставя задачу поставить нам столько же, - отметил он. - Такого правового механизма у чиновника сегодня нет и реализация этого пункта будет очень сложна».
   Это требует фундаментальной работы и времени, не может заработать в полную меру до начала следующего года, и, таким образом, в ближайшее время не может являться в полной мере резервом для замещения снижения ставок страховых взносов, считает глава Минфина.
   «Тем не менее, в этом направлении нужно работать», - добавил он.
   Говоря о налоговой системе в РФ в целом, А.Кудрин отметил, что сам он является сторонником нейтральных налоговых систем, то есть высту пает «против создания громадного количества льгот при высоких налогах». «Поддерживаю создание равных возможностей и установление единых ставок даже для разных отраслей, - сказал он. - Исключения могут быть, но они должны быть ограничены, должна быть четко доказана эффективность применения таких изъятий. Сейчас очень много изъятий не работает или они создают искажения».
   Глава Минфина также сообщил, что, по его мнению, НДС должен быть стабильным налогом. «Сейчас НДС повышается в ряде стран, - отметил он. - С 1 января этого года в Великобритании с 17,5 до 20% одномоментно. Одновременно уменьшая налог на прибыль на 2% с 1 апреля и с 2015 года еще на 3%, увеличивая нагрузку на НДС как на более стабильный нейтральный налог. Понятно, что налог на прибыль сегодня более мобилен с точки зрения создания центров прибыли и её ухода, в том числе через оффшоры».
   Среди факторов, способствующих модернизации, А.Кудрин назвал и конкуренцию. «Участие государства в капитале и регулировании рынка должно быть существенно уменьшено, - считает он. - В этом смысле нам очень много нужно сделать. Структура бюджета должна быть максимально подчинена созданию инфраструктуры для бизнеса, а не субсидированию самого бизнеса».
   Ключевым вопросом, по мнению А.Кудрина, является реформа госуправления с целью повышения его эффективности. Также важнейшим фактором модернизации он считает доверие к правительству и к его политике. «Если правительство принимает решение по налогам, а через год его меняет, если принимает решение по страховым выплатам, и тут же его модернизирует, это не создает доверия к политике», - подчеркнул министр.
   По его словам, «предприниматель должен понимать цели, заявленные правительством. Быть уверенным, что если правительство ответственно заявило о создании определенных условий, то оно создаст эти условия и будет во что бы то ни стало придерживаться заявленных принципов».
   Предвыборный период всегда очень сложен, отметил глава Минфина. «В условиях когда мы генерируем новые политические задачи, в том числе финансовые обязательства, мы можем нарушить другие наши обязательства, связанные строгим балансом бюджета, строгим правилом использования нефтегазовых доходов», - заявил он.
   «Тем самым, достигнув одних важных целей, мы не достигнем других, более фундаментальных, - считает А.Кудрин. - Например, если мы отойдем от целей снижения инфляции и снова провалимся в этой сфере, то потеряем доверие на намного лет вперед. Банки и инвесторы станут закладывать эти риски вперед. Ставку, которая платится за риск, нужно будет снижать потом много лет. Отступление один раз на время может создать недоверие надолго».
   С полным текстом выступления А.Кудрина можно ознакомиться на официальном сайте Правительства РФ.

В блог / На сайтОтправить по e-mail
Поделиться:

РАЗМЕСТИТЬ БЕСПЛАТНО:

2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"