06-12-2010Налогообложение МСБ становится политической проблемой
Проблемы налогообложения и налогового администрирования малого и среднего предпринимательства обсуждались на заседании Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при председателе Совета Федерации ФС РФ, прошедшем 6 декабря в СФ ФС РФ. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Сергей Миронов отметил, что в целом налоговое бремя на МСБ с 2004-го года неуклонно снижается (ставка налога на прибыль уменьшилась с 24 до 20%, например). «Президент постановил снизить до 26% (с 34%) налогообложение компаний, занятых в социальной и производственной сферах, однако затронет такая мера лишь 15-17% малых компаний», - заметил С.Миронов. По его словам, велика вероятность того, что замена ЕСН страховыми взносами приведет к уходу малого и среднего бизнеса в «тень», а значит, уменьшению налоговой базы. «Фискальная нагрузка на бизнес сегодня высока. «Не до жиру - быть бы живу» - так малый и средний бизнес рассуждает довольно давно. Постоянное латание дыр в налоговом законодательстве приводит к постоянному повышению издержек», - обрисовал ситуацию С.Миронов. Он неоднократно предлагал половину налоговых отчислений оставлять «на местах», всемерно усиливать налоговое стимулирование. «Считаю необходимым освободить от налогообложения субсидии, выплачиваемые малому и среднему бизнесу, постепенно снижать ставку НДС с 18 до хотя бы 10%, развивать налогообложение по системе патента. Также необходимо увеличить предельный уровень дохода для перехода на упрощённую систему налогообложения (УСН) до 100 млн рублей, а для инновационных компаний – до 200 млн рублей. На период становления компаниям могут быть предоставлены налоговые каникулы. Отчётность с ежеквартальной следует перевести на годовую», - предложил С.Миронов. Директор ООО «Росбизнес» (г.Благовещенск, Амурская область) Роман Исаев сообщил, что его предприятие, работающее на рынке с 2005-го года и занятое переработкой сои, испытывает определённые сложности при общении с налоговыми органами. На упрошённую систему налогообложения «Росбизнес» перейти не может: его годовой оборот, несмотря на 15 человек штата, превышает 250 млн рублей. При этом, по словам Р.Исаева, предприятию «тяжело следить за письмами Минфина», не все из которых публикуются на сайте ФНС России. «Если речь идёт о переходном периоде для социальных и производственных предприятий в части уплаты социальных взносов, федеральные законы обязаны представить чёткие критерии отнесения предприятий к социальным и производственным. То же самое касается налоговых каникул: если их предоставят производственникам и социальному бизнесу, критерии должны быть выработаны однозначные», - предложил Р.Исаев. По его словам, регионы часто принимают максимальную ставку налога на имущество (2,2%), что сдерживает капитализацию предприятий. Трудно сочленяются между собой и такие отрасли, как производство сельскохозяйственной продукции и закупка и переработка ее. «Дело в том, что сельхозпроизводители работают на едином сельскохозяйственном налоге, а переработчики и закупщики – на общей системе налогообложения и платят, соответственно, НДС. Нужно дифференцировать применение его ставки», - полагает Р.Исаев. Заместитель директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития РФ Наталья Ларионова порекомендовала предпринимателю внимательнее присмотреться к региональным программам поддержки. «Сегодня 1 млн рублей безвозмездно может быть выплачен предприятию на уплату первого взноса по лизинговым платежам, работают гарантийные фонды, если речь идет о банковских кредитах», - сообщила она. По ее данным, в 2010-ом году число налогоплательщиков, применяющих УСН, осталось на прежнем уровне, а число налогоплательщиков по общей системе налогообложения, увеличилось на миллион. «Малый бизнес тем самым подтвердил статус надёжного налогоплательщика, но доля его платежей в бюджеты не превышает 2%», - отметила Н.Ларионова. Система единого налога на вмененный доход (ЕНВД), по ее мнению, будет упразднена с 2014 года, сфера применения УСН расширится. «Патент должен стать самостоятельным видом налога, а не частью какого-то другого налога, но здесь мы пока расходимся во взглядах с Министерством финансов. Мы считаем, что патент следует ввести в регионах не как право, а как обязанность, а страховые выплаты в размере 25% сохранить на переходный период для всех видов малого и среднего предпринимательства. Закон об этом должен иметь характер прямого действия, должна действовать презумпция добросовестности предпринимателя», - заявила Н.Ларионова. Директор Департамента налогообложения и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации Сергей Разгулин заметил, что общее количество налогов и размер ставок снижается. «Более 50% МСП применяют специальные налоговые режимы. Ориентиры, заданные Президентом РФ Д.Медведевым, являются для нас законом: социальный и производственный бизнес, а чуть раньше IT-сфера и МС-предприятия, образованные, согласно 217-му Федеральному закону, при вузах и НИИ, будут отчислять социальные выплаты по ставке в 26%», - обещал С.Разгулин. ЕНВД, по его словам, исчерпал себя: изначально он и не предназначался для поддержки МСБ, а был средством контроля отдельных видов деятельности. «Система патента в принципе устраивает Минфин в части фиксированной ставки в 2,5 тыс. рублей в месяц. Порог для УСН в 60 млн рублей дохода, напомню, устанавливался на переходный период, и нет никаких оснований к тому, чтобы не повысить его сегодня», - заключил С.Разгулин. Директор Департамента ТПП РФ по работе с объединениями предпринимателей Владимир Быков, в отличие от С.Разгулина, оценил положение с налогообложением МСБ как критическое. Он напомнил, что повышение социальных выплат сегодня является огромной проблемой для большинства малых и средних компаний. «Фактически, добавляются два лишних контрольных органа, внеплановые проверки. Каким будет администрирование социальных выплат, уже в общих чертах понятно: сложным и обременительным для МСБ. Проблема уже переходит в политическую плоскость: предприниматели начинают выезжать из страны, недоверие к власти приобретает массовый характер. Чего стоит хотя бы введение однопороговой регрессивной шкалы», - отметил В.Быков. В департаменте подсчитали, что если зарплата составляет 20 тыс. рублей, то с каждого рубля в бюджет платится по 34 копейки, но если 340 тыс. рублей, то всего 3,5 копейки. «Таким образом, шкала никак не поддерживает малый бизнес. Ясно, что при ее вводе сокращений не миновать. Узок и перечень видов деятельности, для которых может быть применен патент. Предприниматели зачастую лишены информации о патенте. Отмена коэффициента-дефлятора годового дохода привела к ухудшению положения с уплатой УСН», - заключил В.Быков. Замечания и предложения участников совета были сведены в отдельную резолюцию для представления законодателям обеих палат и высшим органам исполнительной власти страны. ИА "Альянс Медиа"