ФНС обновила единый стандарт обслуживания налогоплательщиков. Предельные сроки по оказанию большинства услуг, в том числе госрегистрации юрлиц, составляют всего 5 дней. Впервые единый стандарт обслуживания был утвержден приказом ФНС еще в 2005 году и с тех пор периодически обновляется и детализируется. В проекте нынешнего стандарта записано, что пять рабочих дней — это предельный срок для оказания большинства услуг, которые должны оказывать налоговики физическим и юридическим лицам. Например, госрегистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должна осуществляться в течение не более чем пяти дней с момента подачи документов. Столько же дней отводится налоговикам и для предоставления сведений, содержащихся в единых государственных реестрах юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и налогоплательщиков (ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН). При этом предусматривается возможность срочного предоставления сведений — не позднее одного рабочего дня. Физические лица также должны ставиться и сниматься с учета не позднее пяти дней с момента поступления сведений. Аналогичный срок отводится и для постановки на учет иностранных организаций, а для снятия с учета предусмотрено 14 дней. Рассматривать заявку и выдавать справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам налоговики должны также в течение пяти рабочих дней со дня регистрации запроса на такие сведения. В случае смены адреса компании или места жительства предпринимателя регистрационная инспекция обязана передать «дело» клиента с сопроводительным письмом в инспекцию, где он состоит на учете, не позднее 3 дней с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. При переезде из одной инспекции в другую «старая» налоговая также в течение трех дней обязана передать учетное дело налогоплательщика вместе с сопроводительным письмом принимающей стороне — в новую инспекцию. Остальные документы при смене места налогового учета должны дослать не позднее 10 дней после снятия с учета. Раньше в едином стандарте таких пунктов не было. Если юрлицо добивается разрешения на проведение всероссийских лотерей, налоговики получают право рассматривать эту заявку в течение двух месяцев. А лицензии на проведение азартных игр в букмекерских конторах и на тотализаторах должны выдаваться в течение 45 дней. Впрочем, в некоторых вопросах налоговики решили не брать на себя повышенные обязательства и даже отказаться от прежних норм. Так, в едином стандарте от 2005 года ФНС пыталась регламентировать даже время нахождения граждан в инспекциях: «Время ожидания в очереди при предоставлении услуги налоговым органом налогоплательщику должно составлять не более 30 минут, при пиковых загрузках — не более одного часа». Из нынешнего стандарта эта норма исчезла. До 20 марта независимые эксперты должны подготовить свои отзывы о новом стандарте, затем документ отправится на регистрацию в Минюст. Тем не менее ожидать серьезных изменений в работе с налогоплательщиками после принятия нового стандарта не стоит, уверен эксперт BDO в России Николай Симоянов. «Этот стандарт был и остается сводом формальных правил, которые зачастую не соблюдаются налоговыми инспекторами. Эффекта от его введения можно ждать лишь в том случае, если за его неисполнение действительно будет предусмотрена строгая ответственность», — говорит Симоянов. Сжатые сроки взаимодействия налоговиков и их клиентов, о которых радеет ФНС, направлены не на улучшение качества обслуживания, а на борьбу с теми, кто пытается уйти от налогов путем смены юридического адреса и с помощью «перебежек» из одной налоговой инспекции в другую, убеждена руководитель проекта БСС «Система Главбух» Елена Рахимова. ИА "Альянс Медиа" по материалам "Газеты.ру"