11-03-2010СКФО не хватит 1 млрд 240 млн руб. на развитие малого бизнеса
Развитие малого и среднего бизнеса в экономике любой страны приобретает очень важное значение. Доля малых и средних предприятий у нас в стране в валовом внутреннем продукте, согласно последним данным, составляет около 17%, для сравнения: в Китае - 55%, в США - 60% и в Евросоюзе 70%. Как показывают данные опроса, проведенного "Левада-центром", 80% всех российских предпринимателей неудовлетворены своими правами, 88% опасаются потерять свое имущество в любой момент и более 65% сталкиваются с препятствиями со стороны правительственной коррупции. Российские банки на очень жестких условиях выдают кредиты под 16-17% и более. Это в разы превышает процентную ставку, выплачиваемую мелким предприятиям в Евросоюзе, США и многих других странах мира. В свое оправдание российские банки приводят то обстоятельство, что в случае банкротства возврат выданных ссуд может оказаться проблематичным и агентства по сбору платежей взимают комиссионный сбор до 25%. Именно такие тяжелые условия получения кредитов и отпугивают от них многих, особенно молодых предпринимателей, которые не решаются открывать свой бизнес на подобных условиях. Можно только себе представить, какой рывок мы бы сделали вперед, если бы в том числе оптимизировали вопросы кредитования МСБ. О проблемах развития малого и среднего бизнеса свое мнение высказал зампред комитета парламента Северной Осетии по законодательству, законности и местному самоуправлению Валерий Гизоев. В.: Как вы оцениваете помощь руководства страны в том, чтобы МСБ стал крепко на ноги? О.: Возможности влияния государства на развитие МСБ внутри страны достаточно большие. Государство начало оказывать реальную помощь МСБ по многим направлениям, в том числе, например, в сельском хозяйстве. Так, увеличились отгрузочные возможности новороссийского порта, разработан проект создания дальневосточного коридора для транспортировки сибирского зерна в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и т. д. А это чрезвычайно важно в связи с нашим "хроническим перепроизводством зерна". При потребности для внутрироссийских нужд 75 млн тонн мы его получаем в последние годы 90-108 млн тонн. По заявлению Алексея Кудрина, в 2011 году предусмотрено повышение ставки страховых фондов во внебюджетные фонды до 32%, а не 34%, как предполагалось ранее. Эта разница для Федерального фонда обязательного медицинского страхования составит 230 млрд рублей, но существенно снизит нагрузку на бизнес. Я думаю, для МСБ будет значительным подспорьем вступившее в силу постановление правительства России, которое предусматривает сокращение сферы обязательной сертификации с 87 до 44%. В настоящее время российское государство и бизнес начинают реализовывать программы опережающего обучения, направленные на подготовку квалифицированных кадров для инновационной экономики. Но всего этого все еще не хватает, чтобы назвать ситуацию с МСБ в России успешной. При этом соблюдение законодательства не всегда гарантирует безопасность бизнеса, не способствует росту капиталов. И это в настоящее время вкупе с жесткими условиями получения "коротких" кредитов предопределяет то, что преобладающее число российских мелких и средних предпринимателей ориентируют свой бизнес в основном на получение сиюминутной выгоды. Их особенно не волнуют возможности создания перспективных рынков. Рыбаки хотят ловить только то, что можно продать максимально дорого, сельчане нередко возделывают те культуры, которые проще будет реализовывать по более высокой цене, на юге России, например, веничное сорго (для изготовления веников) и т. д. В.: Какие препятствия еще, кроме перечисленных, вы видите на пути развития МСБ в нашей стране? О.: Из всех многочисленных трудностей, которые, на мой взгляд, нам еще надо преодолеть, чтобы МСБ стал развиваться успешно, главной остается пресловутая коррупция. К примеру, федеральные законы "О государственных закупках в РФ", "О лицензировании" не только не работают как следует, но даже используются коррупционерами в своих корыстных целях. Устроители тендеров со стороны администраций могут (и довольно часто так и делают) умышленно по ряду проектов выставлять цену залога, превышающую их реальную стоимость в десятки раз. Это делает невозможным участие малого бизнеса в этих тендерах. Кроме этого, по моему мнению, в каждом субъекте России существуют еще и свои местные специфические факторы, тормозящие МСБ. Их изучение и устранение должно стать обязательным, прежде всего для региональных властей. В.: Как вы можете охарактеризовать помощь властных структур МСБ в СКФО? О.: В Северной Осетии - Алании созданы и фактически работают Гарантийный фонд республики и Фонд микрофинансирования малых и средних предприятий. Для мелких предприятий предоставлена рассрочка по уплате аренды за использование земельных участков, установлен льготный размер платы за технологическое присоединение к энергосетям, выдаются кредиты на организацию новых производств. В Кабардино-Балкарии также для МСБ создаются льготные условия подключения к энергосетям, до 5% снижена ставка налога, взимаемого по "упрощенке", действует бизнес-инкубатор. В Ингушетии рассматривается создание тейповых производств - уникальное для малого бизнеса, что, на мой взгляд, имеет положительную перспективу. Здесь же организована выплата средств для МСБ через Совет тейпов, мечети и другие общественные собрания. В Чечне введен временный мораторий на инспекторские проверки малого бизнеса. В республиканский закон внесены поправки, предусматривающие уменьшение некоторых ставок на потенциально возможный доход по некоторым видам предпринимательской деятельности. Аналогичные примеры проявления внимания к МСБ можно обнаружить в деятельности властных структур в остальных субъектах СКФО. Но, надо отметить, чтобы МСБ по-настоящему заработал, всего этого недостаточно. В.: Что, на ваш взгляд, препятствует нормальному развитию МСБ в СКФО? О.: Развитию МСБ в СКФО препятствует терроризм, который резко снижает инвестиционную привлекательность региона. С ним, к сожалению, борьба еще не закончена. Важным фактором, тормозящим развитие МСБ, является также то, что местным предпринимателям сложно выходить на всероссийский рынок из-за нехватки у них оборотных средств. Кроме всего прочего, как сказал глава Северной Осетии - Алания на встрече с журналистами СКФО, "многие предприятия не могут работать в полную силу еще и потому, что их организаторы не умеют заниматься бизнесом". При этом благодаря решительным действиям федерального руководства МСБ стали хоть меньше "кошмарить" контролирующие органы, а то полностью бы была уничтожена перспектива развития этого важного сектора нашей экономики. В.: Для развития малого и среднего бизнеса в СКФО выделяется 1 млрд 240 млн рублей. Как вы считаете, это позволит оптимизировать ситуацию с малым предпринимательством в данном регионе? И какие наиболее приоритетные направления этой сферы экономики, по вашему мнению, должны при этом учитываться? О.: На начало 2008 года в регионах, включенных в состав СКФО, было 24, 2 тыс. малых предприятия, на которых трудились около 260 тыс. человек. Убежден, что доктор экономических наук Виталий Цогоев - один из наиболее серьезных экспертов по вопросам экономического развития Северного Кавказа - прав, считая, что денег, выделяемых на развитие малого бизнеса, то есть 1 млрд 240 млн рублей, недостаточно. На одно действующее предприятие это составит чуть больше 51 тыс. руб. А на одного занятого в малом предпринимательстве около 4 800 рублей. А ведь надо еще создавать новые малые предприятия, развивать самозанятость населения. Это важно, так как по числу малых предприятий ни одна из северокавказских республик не занимает в стране место выше 69-го. Цогоев совершенно правильно полагает, что приоритетными направлениями малого предпринимательства в СКФО должны быть пищевая промышленность. В частности, производство овощных и мясных консервов, соков, сыров, продуктов быстрого приготовления, детского диетического питания, специальных продуктов для армии, туристов и охотников и т. д.; производство безалкогольных и алкогольных продуктов на основе местного сырья, в том числе экологически чистой питьевой минеральной воды, концентратов, бальзамов; развитие малой энергетики, основанной на использовании водных ресурсов небольших рек и отходов деревообработки; производство оборудования и запасных частей для пищевой, легкой, горнодобывающей, деревообрабатывающей промышленности; регенерация и утилизация отходов АПК горнодобывающей промышленности; улучшение санитарно-эпидемиологического состояния территории, ресурсов сбережения и снижения загрязнения окружающей среды. ИА "Альянс Медиа" по материалам ИА Regnum