Эффективность налоговых мер стимулирования инноваций, в том числе мер, предлагаемых Министерством финансов РФ, обсудили 9 марта на совещании в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП). Открывая совещание, президент РСПП Александр Шохин отметил, что налоговая тема применительно к инновациям уже вызвала определенные шаги на высшем государственном уровне. «Есть несколько путей поддержки инноваций, а мы можем пойти по любому из них. Нужно только отдать себе отчёт, какой путь в данном случае будет наиболее выигрышным. Можно поддерживать исключительно инновационные компании, чья деятельность соответствует приоритетным направлениям. Можно поддерживать компании, имеющие собственные научно-исследовательские базы, тиражирующие инновации, осуществляющие прорывы в технологическом развитии. Но можно понимать инновации и гораздо шире, как процесс в целом, и поддерживать те компании, что имеют собственные патенты, участвуют в подготовке и переподготовке персонала. То есть сделать акцент на чистых инновациях, приблизить их к модернизации или остановиться посередине», - предложил А.Шохин. По его словам, в створе налоговых льгот уведомительный порядок возмещения НДС пока касается лишь избранных компаний, а механизмы расширения этого списка не материализовались. «То есть у нас есть выбор, как осуществлять поддержку инноваций: пошагово или радикально, обнулив, например, ставки налога для всех, кто имеет отношение к сектору. Если делать это пошагово, сектор может и не заметить этого. По крайней мере, реформирование единого социального налога (ЕСН) может начаться с особой для инновационных компаний ставки платежей в медицинский фонд», - заключил А.Шохин. Заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов напомнил, что дефицит бюджета в ближайшие годы будет значительным, в связи с чем необходима оптимизация расходов. «За пять истекших лет налоговая нагрузка на бизнес снизилась на 3,9% ВВП, особенно существенно в результате применения антикризисных мер: ускоренной амортизации основных средств, введения амортизационной премии в 10% для всех предприятий категории, а по некоторым группам - в 30%», - заявил С.Шаталов. По его мнению, позитивную роль сыграло появление фондов целевого капитала, введение льгот резидентам особых экономических зон, неналоговых льгот, увеличение затрат государства на профессиональную подготовку, освобождение ряда операций от НДС, ввод заявительного порядка его возмещения. «Все известные в мире инструменты поддержки инноваций в той или иной степени применяются и в России», - убежден С.Шаталов. Однако дополнительные налоговые меры поддержки инноваций необходимы, в первую очередь реформирование может коснуться взносов в фонды обязательного медицинского и пенсионного страхования. «26%-ный ЕСН еще действует, но в будущем году он достигнет 34%. Мы полагаем, что взносы на медицинское страхование для инновационного сектора повышать не стоит, следует заморозить их на уровне 2010 года для некоторых видов плательщиков. Их немного. Это высокотехнологические компании, производящие программные продукты на экспорт. Они пользовались определенными льготами и ранее, но теперь следует отодвинуть для них переход на общую систему уплаты налогов по крайней мере до 2020 года», - предложил С.Шаталов. Кроме того, нужно предусмотреть разумную линейку льгот и тем компаниям, что реализуют программные продукты на внутреннем рынке, и тем, что создаются сегодня с участием вузов, а также резидентам технико-внедренческих зон. «Министерство образования и науки выпустило огромный перечень предприятий по льготам, но система льготирования слишком общо описана и вряд ли будет эффективной в дальнейшем. Компенсация расходов на опытно-исследовательские и конструкторские работы не подразумевает разделения компаний на те, что производят такие работы сами, и те, что заказывают их на стороне», - отметил С.Шаталов. Амортизационная политика, по его мнению, должна, с одной стороны, развивать конкуренцию на рынке, с другой стороны - поддерживать инновации. «Наша классификация инновационных компаний до сих пор базируется на госплановской, а меж тем прошли годы, сменилось оборудование, методы ведения дел. Нам нужно как можно скорее перейти к функциональному принципу группирования компаний», - считает С.Шаталов. Для лучшей интеграции сектора он предложил ввести в практику договор об инвестиционном партнерстве с ограниченной ответственностью участников. «По существу, это товарищество, ориентированное на венчурный бизнес, к нему применимы специальные налоговые меры. «Товарищ» будет иметь право компенсировать прибылью одного проекта убытки остальных», - пояснил С.Шаталов. Он пообещал инновационному сектору «благоприятный налоговый интерфейс», а также сокращение сроков налоговых проверок. «Мы можем освободить от налога на имущество на три года энергоэффективное оборудование, но весь вопрос в том, как именно его определить. Также возможно предоставить инвестиционный налоговый кредит субъектам РФ, и такой кредит налоговые органы этих субъектов примут в уведомительном порядке. Для некоторых видов компаний и видов деятельности предусматривается нулевая ставка налога на прибыль, а для нематериальных активов – сокращение сроков амортизации, вычеты по налогу на доходы физических лиц», - заключил С.Шаталов. Аналогичные, но более радикальные в смысле расширения системы льготирования и сроков применения предложения внёс заместитель министра экономического развития Станислав Воскресенский. Его подход был во многом поддержан представителями бизнес-сообщества. Президент НП Руссофт Валентин Макаров, в частности, поддержал возврат льгот инновационным компаниям задним числом и обещал, что формирование «чёрных списков» компаний, не подлежащих льготированию, ассоциации бизнеса возьмут на себя. «Для ассоциаций здесь первоочередным станет критерий собственных разработок и пользования чужой интеллектуальной собственностью», - пояснил В.Макаров. Он также предложил оставить малые инновационные компании на упрощенной системе налогообложения, которая, по его наблюдению, в последнее время сокращает радиус охвата. После этого С.Шаталовым был закономерно поставлен вопрос о том, смогут ли саморегулирующиеся организации бизнеса (СРО) правомерно поделить компании на аккредитованные для льгот и неаккредитованные. Директор по инновационному развитию, член правления РОСНАНО Юрий Удальцов предложил стимулировать налоговыми мерами «всю цепочку» инноваций. «Если крупный бизнес не выделит средств на инновации, развивать малый инновационный бизнес будет бессмысленно – он замкнётся на экспорте. Аккредитуя инновационные компании, мы не должны забывать об инжиниринговых компаниях, которые непосредственно инновациями не занимаются, но систему аккредитации на них распространить нужно, хотя бы через инвесторов», - заключил Ю.Удальцов. В процессе обсуждения предложений участники совещания пришли к определенному компромиссу: все предложенные меры было решено включить в итоговую резолюцию, но сроки и масштаб их применения еще будет подлежать совместным консультациям как в Министерстве финансов РФ и Министерстве промышлености и торговли, так и в Министерстве экономического развития РФ. ИА "Альянс Медиа"