17-11-2008 В российском бухучете появится деловая репутация
Центробанк стимулирует российский банковский сектор к консолидации. С 1 января 2009 года любой банк, купивший проблемного коллегу, сможет улучшить собственную отчетность благодаря новому для российских бухгалтерских стандартов понятию "деловая репутация". Недобросовестные банки могут воспользоваться предложенным ЦБ механизмом для улучшения своего баланса через фиктивные сделки, полагают эксперты. Согласно указанию ЦБ, под деловой репутацией понимается разница между ценой, уплаченной банком-покупателем, и стоимостью чистых активов приобретенного банка или предприятия. Если покупка совершается с премией, то есть объект покупается дороже, чем оцениваются его чистые активы, разница будет отражена как положительная деловая репутация и учтена в составе нематериальных активов. Если сделка совершается с дисконтом, то возникающая отрицательная деловая репутация расценивается как скидка с цены продавца из-за наличия у него недостатков, и в результате относится на доходы банка-покупателя. Показатели прибыльности банка-покупателя улучшаются в любом случае, вне зависимости от того, дешево или дорого он совершает сделку. Глобально внесенные ЦБ поправки приближают российские стандарты учета к международным, полагают бухгалтеры. Часть экспертов опасаются, что возможности, которые Банк России предоставил финансовым структурам с целью стимулировать консолидацию банковского сектора, могут быть использованы недобросовестными игроками для закрытия собственных дыр в балансе. "Не исключено, что для этого банки будут совершать по договоренности с аффилированными компаниями сделки с премией и рисовать на балансе доход в отсутствие реального движения денежных средств",— предполагает топ-менеджер одной из кредитных организаций. Механизмов, предотвращающих реализацию подобных сценариев, в опубликованном ЦБ документе не зафиксировано. |
|
|