01-09-2008 Депутаты предлагают восстановить институт сборщиков местных налогов
Взимать налоги с граждан в скором времени могут начать специальные сборщики. В Госдуму внесен законопроект, вводящий особый институт сборщиков местных налогов. Местному самоуправлению эта новация может дать шанс преодолеть хроническое безденежье, граждан же, вероятнее всего, ждут очередные сложности с уплатой транспортного и имущественного налогов. Законопроект разработали депутаты законодательного собрания Краснодарского края. Авторы проекта исходили из того, что острый дефицит финансовых ресурсов, который испытывают практически все местные бюджеты в стране, имеет первопричиной недостаточный уровень администрирования местных налогов. Сама по себе налоговая база местных налогов чрезвычайно узка и держится за исключением земельного налога в основном на отчислениях граждан. В местные бюджеты поступают транспортный налог, налог на имущество физлиц, единый налог на вмененный доход и регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Де-юре институт сборщиков налогов в России уже существовал. Однако де-факто он так и не заработал и поэтому с 1 января 2007 года был упразднен. Реорганизация системы администрирования налогов, проведенная в 2007 году, по мнению авторов законопроекта, ситуацию лишь усугубила. На территории районов созданы межрайонные инспекции, обслуживающие по два-три района, каждый из которых состоит примерно из десяти поселений, - приводится пример в пояснительной записке. Поселения находятся в значительном отдалении друг от друга, что существенно затрудняет контроль за уплатой местных налогов. Авторы проекта уверены, что успех реформирования межбюджетных отношений в значительной мере зависит от реальной заинтересованности муниципалитетов в формировании доходной части местных бюджетов - как за счет развития собственной налоговой базы, так и путем улучшения администрирования местных налогов. Сборщики, взимающие налоги и контролирующие правильность их уплаты, по идее как раз и должны сосредоточиться на физических лицах, на которых у территориальных налоговых инспекций не хватает времени и сил. Транспортный налог люди платят со скрипом, а об имущественном налоге вспоминают лишь тогда, когда приходит пора продавать квартиру, для чего требуется справка из налоговой инспекции. Введение же новой инстанции по сбору налога лишь усугубит и без того достаточно трудоемкий бюрократический механизм регистрации как автомобилей, так и недвижимости, если действия по регистрации будут жестко обусловлены предварительной уплатой налогов. Аналитики неоднозначно оценивают перспективы введения нового института. «Когда из Налогового кодекса исключали положение о сборщиках налогов, первоначально текст поправок содержал не предложение исключить нормы о сборщиках, а напротив, вводил гораздо более детальное регулирование этого института: устанавливал конкретные права и обязанности этих участников отношений, расширяя их полномочия и устанавливая даже ответственность за неисполнение. Но эти положения вызвали критику комитета Госдумы по бюджету и налогам, который указал: за семь лет существования Налогового кодекса ни одна из глав второй части НК так и не установила порядка уплаты налога через сборщиков. В результате напрашивался вывод, что этот институт не нужен в принципе», - напоминает эксперт компании "Консультант Плюс" Алексей Смирнов. Повторное включение в НК положений, по его мнению, свидетельствует о том, что законодатели могут счесть возможным начать использовать этот механизм. Возможно, что его опробуют именно на транспортном налоге, поручив ГАИ-ГИБДД теперь уже не только контроль за уплатой этого налога, но и непосредственно сбор налога, полагает эксперт. Платить налог в таком случае придется на счета ГАИ, а при совершении регистрационных действий предъявлять квитанцию. Сборщиками могут быть только государственные или муниципальные органы исполнительной власти или должностные лица. "То есть ни организации (коммерческие или некоммерческие), ни физлица сборщиками быть не должны", - поясняет Алексей Смирнов. Ранее по законодательству, действовавшему до принятия Налогового кодекса, сборщиками могли быть и организации. Именно таким образом уплачивался в свое время налог на рекламу с физических лиц и сбор за парковку. Многие эксперты крайне скептически относятся к тезису авторов законопроекта о том, что введение института сборщиков поможет решить проблему наполнения местных бюджетов. «Не стоит забывать о том, что в Налоговом кодексе и сейчас существуют нормы, фактически регулирующие деятельность сборщиков налогов и сборов. Например, пункт 4 статьи 58 НК устанавливает перечень лиц, которые могут принимать налоговые платежи, помимо банков. Это организации почтовой связи, местные администрации. Это позволяет сделать вывод о том, что и после исключения этого института из текста НК вне зависимости от наличия законодательно закрепленного статуса и определения полномочий сборщиков оплата налогов населением осуществлялась без особых проблем», -- полагает начальник отдела бухгалтерского и налогового консалтинга АКГ «Интерком-Аудит» Андрей Приходько. Проект федерального закона, внесенный краснодарскими законодателями, по его мнению, не решает тех проблем сборщиков налогов, которые существовали до упразднения этого института в НК. Этот законопроект, по мнению эксперта, по сути, восстанавливает только те нормы, которые уже существовали ранее, а не развивает и устанавливает новые права и обязанности. "В связи с этим возникает вопрос к законодателям - нужно ли было упразднять данный институт, чтобы спустя полтора года снова включать его в состав Налогового кодекса", - резюмирует эксперт. |
|
|