26-08-2008Минэкономразвития и Минфин продолжат борьбу по поводу НДС
Минфин наконец аргументировал расчетами свой взгляд на снижение ставки налога на добавленную стоимость (НДС). В опубликованном в понедельник приложении к проекту бюджетной стратегии до 2023 года содержатся подробные объяснения, почему НДС не следует сокращать с действующих 18% до 12%. А ведь бизнес возлагал на этот расчет большие надежды. Понизить НДС пообещал Владимир Путин. Наиболее вероятный уровень, до которого опустят налог, – 12–13%, уточнил тогда руководитель экспертного управления президента, а ныне помощник президента Аркадий Дворкович. Эта идея вошла и в предвыборную программу будущего президента России Дмитрия Медведева. Но Минфин был резко против, заявив, что снижение ставки НДС ударит по доходам бюджета. Бизнес при поддержке Минэкономразвития настаивал на обратном: уменьшение налоговой нагрузки стимулирует рост ВВП, а значит, приведет к росту поступлений в госказну. Рассудить, кто прав, и должен был расчет, который Минфин обязался представить к осени. Ведь хотя вопрос о том, «снижать или не снижать» НДС, обсуждается несколько лет, подробной оценки последствий этого шага не было. Бизнес был уверен, что подробный расчет покажет именно его правоту. Увы, надежды предпринимателей не оправдались. Минфин лишь укрепился в своем мнении. «Установление единой ставки НДС на уровне 12% приведет к потерям федерального бюджета в размере до 1,9% ВВП и потерям бюджетной системы в размере до 1,5% ВВП», – предупреждает министерство. Минфин предлагает выполнить только одну часть идеи Путина – перейти на единую ставку налога, «что будет способствовать упрощению администрирования НДС и сокращению существующих диспропорций в российской экономике». Для ряда секторов экономики это означает повышение с 0% до 18%. Ни Минэкономразвития, ни бизнес-сообщество не могут согласиться с таким предложением. «Цель снижения НДС – обеспечение структурных изменений в экономике. Снижение одного налога одновременно с увеличением других не уменьшит налоговую нагрузку. А налоговое бремя должно снижаться, чтобы уйти от сырьевой направленности экономики. То, что предлагает Минфин, мне кажется неприемлемым. Это сохраняет диспропорции», – говорит советник министра экономического развития Сергей Беляков. «НДС, по сути, стимулирует экспорт, а потому Минфин просто демонстрирует нежелание сойти с накатных рельсов экспортно ориентированной экономики», – соглашается руководитель исполкома «Деловой России» Николай Остарков. Основной довод Минфина – большие выпадающие доходы – не переубедил МЭР. «Мы понимаем, что в краткосрочной перспективе будут выпадающие доходы бюджета. Но мы рассчитываем, что через 4 года они будут полностью покрыты за счет расширения налогооблагаемой базы, активного развития бизнеса и за счет того, что предприятия выйдут из тени. Конечно, для этого нужно улучшение администрирования», – отмечает Беляков. Прочие предложения Минфина в Минэкономразвития называют мерами, «которые нужно обсуждать». «Ставка НДС – это не предмет торга. И принятие этой меры не должно быть увязано с увеличением бремени других налогов – их основных параметров, таких как ставка, база», – считает Беляков. Ставки ЕСН, налога на прибыль, могут обсуждаться с точки зрения реформирования именно этих налогов и направлений развития налоговой политики, а не как компенсация снижения ставки НДС, полагают в Минэкономразвития. ИА "Альянс Медиа" по материалам "Газеты.ру"