19-08-2008Москва: одобрена концепция развития микрофинансовых услуг
Правительство Москвы постановлением от 5 августа N707-ПП одобрило Концепцию развития микрофинансовых услуг в столице. Концепция разработана в целях обеспечения растущих потребностей субъектов малого бизнеса в кредитных ресурсах и финансовых услугах, сокращения незаконного оборота денежных средств на рынке кредитования малого предпринимательства, усиления стимулов для предпринимателей к легализации своей деятельности, развития навыков работы предпринимателей с кредитами, формирования их кредитных историй, создания условий для устойчивого распространения услуг микрофинансирования на территории Москвы. В Концепции разъясняется, что микрофинансирование представляет собой оказание широкого спектра финансовых услуг, таких как займы (кредиты), депозиты, расчетно-кассовое обслуживание, страхование и другие финансовые услуги для домохозяйств, индивидуальных предпринимателей и микропредприятий с невысоким уровнем дохода. Под микрофинансовой деятельностью понимается деятельность юридических лиц по предоставлению займов (кредитов) на сумму, не превышающую 300 000 рублей, или реализацию на ту же сумму договора лизинга в порядке, определенном настоящей Концепцией, правовыми актами Правительства Москвы и внутренними документами организаций, в отношении следующих целевых групп клиентов: - начинающие предприниматели, в том числе индивидуальные, - малые предприятия, в том числе микропредприятия, включая стартующий бизнес, - молодежное предпринимательство. Указанную величину предельного размера микрозайма (микрокредита) и стоимости предмета лизинга предполагается индексировать на коэффициент-дефлятор. Реализацию основных направлений Концепции предлагается осуществлять в два этапа. На первом подготовительном этапе акцент предлагается сделать на реализацию следующих задач: - выявление и решение организационно-методических и институциональных проблем, препятствующих развитию системы микрофинансирования в Москве; - выявление "рисковых" категорий малых предприятий, для которых банковское кредитование труднодоступно, помощь им в создании и развитии собственного бизнеса; - разработку стандартов ведения микрофинансовой деятельности в Москве; - разработку нормативно-правового и методического инструментария для стимулирования микрофинансовой деятельности в г. Москве, участия организаций микрофинансирования в реализации межрегиональной программы поддержки малого предпринимательства; - проведение информационно-пропагандистской компании; - выбор на конкурсной основе организации для развития микрофинансовых услуг в городе Москве. На втором этапе предлагается решить задачи создания в городе Москве системы доступного кредита для малого предпринимательства путем отбора организаций, соответствующих инфраструктуре поддержки малого предпринимательства (организации микрофинансирования), для оказания им государственной поддержки. В результате реализации Концепции за два года предполагается выдать микрозаймов (кредитов) на сумму 1 800 млн рублей, заключив при этом 9 тысяч договоров займа, на это будет израсходовано 100 млн рублей бюджетных средств, то есть на 1 рубль бюджетных средств будет приходиться 18 рублей выданных субъектам малого бизнеса займов (кредитов). А с учетом предполагаемого развития системы микрофинансирования за 3 года (включая 2010 год), расходуя 250 млн. рублей бюджетных субсидий, займов (кредитов) будет выдано на сумму 4800 млн рублей, то есть на 1 рубль бюджетных средств будет приходиться уже 19,2 рубля выданных ресурсов. Количество субъектов малого бизнеса, которые примут участие в программе микрофинансирования, предполагается из расчета 1,5 тысяч в 2008 году и 3 тысяч в 2009 году. Тем самым, система микрофинансирования Москвы превратится в важный элемент финансовой инфраструктуры города, способный обеспечить (на первом этапе - в размере одной трети) потребности малого и микробизнеса в легальных финансовых ресурсах и финансовых услугах. Развитие микрофинансирования в городе Москве окажет позитивное влияние на насыщение финансового рынка ресурсами, доступными для предприятий малого бизнеса, что положительно отразится на таких социально-экономических параметрах развития Москвы, как повышение уровня самозанятости населения; увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды от предприятий малого бизнеса; рост доходов и уровня социальной защищенности работников, занятых в предпринимательской сфере; развитие и декриминализация малого бизнеса; легализация бизнеса и уход от необходимости обналичивания денег для возврата потребительских кредитов или заемных средств, взятых у частных лиц (родственников, знакомых и т.д.); повышение деловой активности в районах и административных округах города Москвы; повышение финансовой грамотности малого предпринимательства. За два года в результате реализации Концепции количество действующих малых предприятий в городе Москве увеличится за первый год не менее, чем на 5%, за второй - на 10%; количество занятых увеличится за первый год на 2%, за второй - на 5%. Функции по координации, организации и обеспечению реализации Концепции развития микрофинансовых услуг возложены на Департамент поддержки и развития малого предпринимательства г.Москвы. В частности, ДПиРМП должен обеспечить проведение рекламно-информационной кампании по продвижению микрофинансовых услуг и размещение информации о деятельности юридических лиц, оказывающих услуги субъектам малого предпринимательства. Также департаменту поручено в течение 2008-2009 гг. разработать специальные образовательные программы по микрофинансированию и организовать обучение персонала организаций, оказывающих микрофинансовые услуги. Установлено, что обеспечение по обязательствам субъектов малого предпринимательства предоставляется за счет средств организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, в том числе Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы. В Концепции также отмечается, что анализ услуг микрофинансирования, оказываемых субъектам малого предпринимательства города Москвы, показал неразвитость этого сегмента финансового рынка. Те единичные небанковские организации микрофинансирования, действующие в городе Москве в форме кредитных кооперативов, исторически предоставляют займы на удовлетворение потребительских нужд населения, а не на стимулирование предпринимательской инициативы. Банки на практике пока недостаточно активно выдают бизнес-кредиты в суммах ниже 270 тыс. рублей, поскольку это недостаточно выгодно экономически в условиях высокого спроса на более крупные кредиты. Доля кредитов в сумме до 270000 рублей составляет не более 2-3% от общего размера кредитного портфеля сектору малого бизнеса. Учитывая, что указанное исследование было проведено в 2006 году по итогам работы в 2005 году с учетом коэффициентов-дефляторов за 2006 и 2007 гг., указанный предельный размер микрозайма целесообразно определить не более 300 тысяч рублей. В Москве в качестве потенциальных клиентов программ микрофинансирования можно рассматривать порядка двух третей от действующих в городе индивидуальных предпринимателей и микропредприятий с числом занятых до 15 человек. В целом по Москве это составляет в настоящее время около 100 000 субъектов малого предпринимательства. Исходя из результатов опроса, объем выданных банками микрокредитов малому бизнесу за 2006 год составил около 10% от реальной потребности. Спрос индивидуальных предпринимателей и микропредприятий г Москвы на займы (кредиты) составляет от 16 до 40 млрд рублей, в том числе на микрокредиты в сумме от 300 до 500 тыс. рублей - не менее 7,5 млрд рублей. Рынок микрофинансирования малого предпринимательства в Москве по многим параметрам существенно отличается от среднего по России. Основные качественные отличия: - финансовая инфраструктура развита в городе Москве значительно лучше, что расширяет возможности получения необходимого финансирования; - в Москве отсутствует единый налог на вмененный доход для субъектов малого предпринимательства, что требует внедрения новых моделей оценки их финансового состояния как заемщиков; - средний размер оборотного капитала одного малого предприятия существенно больше, чем в регионах; - начальные вложения для выхода на рынок в городе Москве также существенно выше, чем в других регионах; - начинающие предприниматели отличаются более высоким уровнем собственных накоплений; - кроме того, для придания динамики в начальный момент создания предприятия на протяжении нескольких лет реализуется программа поддержки стартующего бизнеса, позволяющая получать бюджетные субсидии на конкурсной основе. Как отмечено в Концепции, опираясь на существующий опыт развития микрофинансирования, необходимо создать условия для активизации деятельности организаций микрофинансирования на территории города Москвы. Полностью с текстом документа можно ознакомиться на официальном сайте правительства Москвы. ИА "Альянс Медиа"