06-10-2007Ценовая и тарифная политика должна отвечать национальным интересам РФ
Эффективное экономическое и социальное развитие России невозможно без проведения грамотной ценовой и тарифной политики. Для ее формирования необходимо совершенствовать современное российское законодательство в данной сфере, на это направлен целый ряд законопроектов, которые тем не менее не содержат механизма решения всех существующих проблем. О том, что же необходимо предпринять в данной области на законодательном уровне, шла речь в четверг, 4 октября, в ходе парламентских слушаний «Основные направления совершенствования законодательного регулирования ценовой и тарифной политики в РФ», которые состоялись в Государственной думе. Открывая слушания, председатель Комитета ГД по экономической политике, предпринимательству и туризму Евгений Федоров сообщил, что нормы регулирования цен и тарифов прописаны в двадцати различных федеральных законах, содержащих множество отсылочных норм. К этим закона издано более 100 нормативных актов, а органами местного самоуправления – более тысячи. При этом он заметил, что хотя действующие нормы позволяют сдерживать рост цен и тарифов, властные органы в полной мере сделать этого не в состоянии, в том числе и по причине нехватки квалифицированных кадров. Е.Федоров уверен, что законодательство в сфере ценовой и тарифной политики нуждается в совершенствовании. На это направлено большое количество законопроектов, вносимых в разное время в Госдуму, однако в них также не предусмотрено механизмов, позволяющих полностью решить существующие проблемы. Глава Думского комитета подчеркнул: действующие нормы нуждаются в серьезном анализе, что позволит определить пути изменения федерального законодательства. Как отметил заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин, в совершенствовании нуждается законодательство и о свободных, и о регулируемых ценах. Он обратил внимание на то, что большие возможности в части регулирования цен предоставляет антимонопольное законодательство, претерпевшее в последнее время значительные изменения. Так, появился закон о защите конкуренции, в мае текущего года вступили в силу поправки в КоАП, направленные на введение оборотных штрафов, в первом чтении приняты поправки в закон об электроэнергетике, подготовлены поправки в Земельный кодекс. То есть, пояснил А.Голомолзин, ведомством ведется активная работа по совершенствованию законодательства в части регулирования цен. Что касается действующего законодательства о регулировании тарифов, то его заместитель руководителя ФАС назвал «работающим инструментом». При этом он призвал важность повышения эффективности тарифного регулирования, обратив внимание на необходимость перехода к долгосрочным планам регулирования тарифообразования, что позволит обеспечить стабильность деятельности хозяйствующих субъектов и предсказуемость изменения тарифов для потребителей. Об изменения в энергетической политике РФ рассказал заместитель руководителя Федеральной службы по тарифам Евгений Яркин. По его словам, эти изменения носят кардинальный характер. Так, было принято решение об увеличении темпов изменения цен на газ: в 2008 году их прирост составит 25%, в последующие годы – около 27%. Произойдет либерализация рынка газа: к 2011 году планируется перейти от регулирования конечных цен на газ к регулированию тарифов на его транспортировку. Среди основных проблем энергетической политики России Е.Яркин назвал необходимость урегулирования топливно-энергетической ситуации на Дальнем Востоке, что позволит создать в регионе стабильное производство, обеспечить необходимый уровень занятости и в целом повысит уровень жизни населения. Кроме того, проблемным является регулирование предельного уровня тарифов на услуги организаций ЖКХ. Заместитель руководителя ФСТ заявил, что стабилизация роста этих тарифов произошла в 2006 году, а в 2008 году их увеличение не превысит 15%. Особое внимание Е.Яркин уделил вопросу платы за присоединение к энергетическим сетям. Он заметил, что определенное решение этот вопрос получил после принятия правительственного постановления №168, однако добавил, что это лишь временная мера, которая будет действовать до 2010-2011 гг. Затем должен произойти переход к иным мерам тарифообразования, в частности, от действующего сегодня метода «затраты плюс» планируется перейти к методу сравнительного анализа эффективности, при котором тарифы будут зависеть от эффективности деятельности предприятия. Комплексную оценку российской политике в области ценообразования дал заведующий сектором политики цен Института экономики РАН Михаил Гельвановский. По его словам, стихийно сформировавшийся с начала 90-х гг. механизм «свободного» ценообразования привел к разрушению целостной экономической системы страны. Для изменения этого правительство должно проводить активную «политику цен и доходов», которая должна стать неотъемлемой частью политики повышения конкурентоспособности российской экономики. Он уверен, что цены должны обеспечивать выполнение функции воспроизводства основных ресурсов: трудовых, природных, капитальных. В ценообразовании большинства видов продукции должна быть строго регламентирована роль посредников. Цены на основные виды продукции и услуг, связанных с функционированием систем жизнеобеспечения, должны быть под жестким государственным контролем. Кроме того, ценовая политика должна быть согласована с национальными интересами, в частности, с политикой импортозамещения, с политикой в сфере валютно-финансовых и денежно-кредитных отношений. Кроме того, М.Гельвановский уверен, что ценовая политика не должна сдерживать рост экономики страны, то есть снижение инфляции не должно быть ее основной задачей. Новое российское правительство «должно серьезно задуматься над проблемами ценовой политики», уверен М.Гельвановский. ИА "Альянс Медиа"