БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГИ
businessuchet.ru
01-10-2007  Крупные банки оценили привлекательность малого бизнеса

   
   Кредитовние малого бизнеса, долгое время бывшее вотчиной небольших региональных банков, привлекает все больше банков федеральных. В этом секторе начинается настоящий бум, и региональные банки даже не слишком опасаются новых конкурентов: места, по их представлениям, должно хватить всем, да и более плотное знакомство с местными клиентами дает им преимущество.
   Каждую неделю о начале кредитования малого бизнеса заявляют примерно по два банка. В сентябре Альфа-банк запустил спецпрограмму и к концу года намерен выдать $140 млн. А МДМ-Банк в плане на этот год поставил цель в $13 млн против $4,4 млн в 2006-м. КМБ-Банк, специализирующийся на кредитовании малого бизнеса, укрепляет свои позиции уже в 25 регионах России, в текущем году объем его кредитного портфеля вырос на 76% и составил 24, 4 млрд рублей.
   По разным оценкам, ежегодно малый бизнес занимает у банков $7–10 млрд. «Пока он находится в стадии формирования, но в ближайшие два года будет активно расти», — говорит директор по развитию малого и среднего бизнеса Альфа-банка Чаба Зентаи. «Малое предприятие берет в среднем $40–50 тыс., а в России их около 1 млн, — поясняет замначальника департамента кредитования малого и среднего бизнеса МДМ-Банка Михаил Шаповалов. — Уже через пять лет рынок вырастет до $50–60 млрд. Ежегодно он будет прибавлять около 40%».
   Сектор кредитования малого бизнеса с маржой на уровне 6%, — один из самых доходных на банковском рынке. «Таких показателей нет ни у корпоративного сектора, ни у розницы!» — отмечает зампред правления ОргрэсБанка Андрей Мальцев. Кредитуя крупные предприятия, банки ориентируются на доходность 2–4% в зависимости от размера бизнеса заемщика. Ставки по розничным кредитам выше, но на этом сегменте доходность падает вместе с качеством кредитных портфелей. А малый бизнес, напротив, отличается дисциплинированностью: доля просроченной задолженности снизилась с 1,5% в 2005-м до 1% в этом году.
   К тому же и для баланса кредиты малому бизнесу надежнее. «Портфели по малому бизнесу очень диверсифицированы, — говорит Михаил Шаповалов.
   В портфеле крупных корпоративных кредитов сложная ситуация только с одним клиентом может сделать проблемным весь портфель. На качество кредитного портфеля по малому бизнесу проблемы даже нескольких клиентов повлиять не могут, так как суммы кредитов маленькие. Тем более что малый бизнес в России всегда выкручивается из всех кризисов.
   Не останавливает банкиров и уже ставшая традиционной непрозрачность малого бизнеса. «Для нас важно оценить размер, «качество» бизнеса и финансовое состояние заемщика, а не достоверность отчетности, — говорит Чаба Зентаи. — Для этого мы используем как стандартные формы отчетности, так и все документы, которые заемщик готов нам предоставить для подтверждения своей кредитоспособности». «Мы идем навстречу малым предприятиям и при необходимости рассматриваем всю управленческую отчетность», — вторит ему Шаповалов.
   Сейчас региональные банки кредитуют бизнес в среднем под 15–17%, обычно на три года, реже - на пять лет. Преимущество крупных банков, способных предложить кредиты под 13% и более долгий срок, кажется очевидным. Однако если учесть комиссии и прочие платежи, разница будет не так велика. «Для малого бизнеса гораздо важнее, чтобы банк был рядом с домом или офисом, — говорит зампред правления Свердловского губернского банка Константин Лазарев. — Разница в 1–2% годовых при кредите в 1 млн рублей на три года — это ежемесячная надбавка по 1–2 тыс. рублей. Предприниматель больше потратит на дорогу до банка. А федеральные банки инертны, они не всегда чувствуют сезонность малого бизнеса, их предложения универсальны для всех регионов. Когда я еду в машине и вижу рекламные щиты, мне кажется, что конкуренты окружают со всех сторон. Но если я вижу 20 конкурентов, то предприниматель выбирает между 3–4 уже знакомыми банками».
   Своим главным козырем банкиры в регионах считают понимание клиента.
   Михаил Шаповалов из МДМ-Банка возражает — личные отношения отходят на второй план, когда у одного из партнеров начинаются проблемы: «Поэтому не стоит рассматривать близкое знакомство с бизнесменом как незыблемое преимущество».
   Так или иначе конкуренция в этом секторе с приходом крупных банков в регионы усилится. Между тем аналитик ФК «Открытие» Валерий Пивень говорит, что совсем с этого рынка региональные банки не уйдут: мировая практика коммерческого банкинга допускает вполне уверенное совместное существование национальных и региональных банков, поэтому развивать сегмент будут и те, и другие.
   Крупные банки пока и не собираются предоставлять кредиты малому бизнесу во всех регионах. По мнению Зентаи из Альфа-банка, наибольший спрос на услугу сейчас кроме Москвы и Санкт-Петербурга наблюдается в Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Волгограде, Ярославле и Самаре. Сегодня можно сказать, что Екатеринбург и Нижний Новгород — это города с высокой банковской конкуренцией в сегменте малого и среднего бизнеса. При этом есть ряд регионов, где позиции местных банков достаточно стабильны, соглашается Мальцев.
   Но и тем и другим придется столкнуться с одной проблемой: банкиры в один голос жалуются на низкую финансовую культуру мелких бизнесменов.
   «Многие задумываются о возможности взять кредит, но поход в банк в первый раз воспринимают как пытку, — отмечает Константин Лазарев. — Им кажется, что надо собрать слишком много документов». «Часто ведение отчетности, мягко говоря, оставляет желать лучшего, — продолжает Зентаи. — В результате заемщики не могут спланировать свои денежные потоки и неадекватно оценивают возможности своего бизнеса».
   К тому же у маленьких компаний чаще всего нет ликвидного залога.
   Здесь перевес на стороне федеральных банков. Но обеспечение половины залога может взять на себя один из 40 действующих в России фондов содействия кредитованию малого бизнеса. По словам исполнительного директора Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы Алексея Ермолаева, такая услуга обойдется в 1,75% годовых от суммы залога.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам "BusinessWeek Россия"

В блог / На сайтОтправить по e-mail
Поделиться:

РАЗМЕСТИТЬ БЕСПЛАТНО:

2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"