21-08-2007 Минфин уточнил основания для блокировки счетов налогоплательщиков
С 1 января 2007 года статья 76 НК РФ, которая регулирует порядок приостановления расходных операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей и отмены этого приостановления (в просторечии - порядок блокировки и разблокировки счетов), действует в новой редакции. Естественно, у банков, которые за нарушение положений статьи 76 НК РФ отвечают головой (подвергаются штрафам), возникают вопросы, на которые минфин отвечает, причем иногда достаточно уклончиво. Клиентам банков, чьи счета, собственно, и блокируются, тоже неплохо бы знать, как будут решать судьбу их денег банки с инспекциями. Но клиенты не всегда обращают внимание на официальные разъяснения, адресованные банкам. А напрасно... В статье 76 НК РФ предусмотрены два разных основания для блокировки расчетного счета, то есть два вида нарушений клиентом банка налогового законодательства, которые влекут разные последствия при блокировке. Первым основанием для блокировки счета является неисполнение клиентом банка требования налогового органа об уплате налога, пеней и штрафа. В этом случае инспекция вправе приостановить расходные операции по счетам клиента в банке лишь в пределах суммы его задолженности, отраженной в указанном требовании (п. 2 ст. 76 НК РФ). Второе основание для блокировки счета - это непредставление в налоговый орган налоговой декларации в установленный срок (п. 3 ст. 76 НК РФ). Для блокировки счета по второму основанию статьей 76 НК РФ не предусмотрено никаких ограничений блокируемой суммы. Если, конечно, не считать общего для обеих ситуаций ограничения, прописанного в пункте 1 ст. 76 НК РФ. В этом пункте сказано, что приостановление операций по счету не распространяется на платежи, которые в соответствии с гражданским законодательством исполняются раньше уплаты налогов и сборов, а также на операции по перечислению налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов в бюджетную систему РФ. О том, что в случае неподачи клиентом налоговой декларации все его счета в банках могут блокироваться полностью, говорится, в частности, в письме Минфина России от 17.04.2007 N 03-02-07/1-182. А о том, что блокировкой счета "наказывают" за непредставление в инспекцию именно налоговых деклараций, но никак не расчетов по авансовым платежам, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, написано в письме Минфина России от 12.07.2007 г. N 03-02-07/1-324. Отрадно, что финансисты в этом письме четко обозначили недопустимую ошибку в решении инспекции. Обидно, что банки теперь знают про подобные ошибки, будут видеть эти ошибки в описательной части полученного из инспекции решения о блокировке, но что им делать с ошибочным решением налогового органа, пока непонятно. Минфин об этом умолчал. Возможность возврата банком налоговому органу решения о блокировке чиновники отрицают (письма Минфина России от 12.12.2005 N 03-02-07/1-336, ФНС РФ от 09.02.2005 N 24-1-10/95@). При этом пунктом 6 ст. 76 НК РФ банкам предписано беспрекословно исполнять решения инспекции о блокировке. За нарушение указанной нормы статьей 134 НК РФ предусмотрена ответственность банка в виде штрафа в размере 20 процентов от суммы, перечисленной по поручению клиента (но не более суммы его задолженности инспекции). К сожалению, в настоящее время со всеми (умышленными или случайными) ляпами в решениях о блокировке клиенты банков вынуждены разбираться со своей инспекцией тет-а-тет. Причем действующие на сегодня правила передачи оригинала решения о блокировке - в банк, а копии этого решения - клиенту, устроены таким образом, что клиент может получить свою копию гораздо позже, чем банк получит решение о блокировке, то есть позже, чем банковский счет будет перекрыт. Банк не несет ответственности за убытки, понесенные в результате блокировки счета по решению налогового органа (п. 10 ст. 76 НК РФ). А с почтальонами ругаться бесполезно - у них зарплата маленькая, а возни с таким почтовым отправлением много. Кстати, налоговики могут дать команду банку о блокировке счета не по почте, а еще быстрее - по телекоммуникационным каналам связи (п. 4 ст. 76 НК РФ, Приказ ФНС России от 03.11.2004 N САЭ-3-24/21@). Последнее время разговоры о предумышленных ляпах инспекции в решениях о блокировке банковских счетов ведутся постоянно. Слишком уж часто налоговики стали "перекрывать кислород", например, за неподачу деклараций теми налогоплательщиками, которые эти декларации по закону вообще не должны подавать. Прибежит в инспекцию изумленно-разъяренный директор фирмы выяснять, почему расчетный счет блокирован за неподачу декларации по транспортному налогу в отсутствие у фирмы транспортных средств, а его тут цап-царап: оказывается, он зарплату своим работникам платит ниже среднеотраслевого уровня или убытков у него многовато. Где уж тут жаловаться на ошибку инспекции, самому бы подобру-поздорову от претензий комиссии отбиться. Еще один ляп заложен прямо в форме бланка решения налогового органа о приостановлении расходных операций по счету в банке. Она утверждена Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@. С этим ляпом минфин разбирается в письме от 12.07.2007 N 03-02-07/1-325. Дело в том, что в бланке решения уже "забита" формулировка "Приостановить... ВСЕ расходные операции по счетам..." В то же время в бланке есть заполняемый по мере необходимости реквизит: "Сумма, подлежащая взысканию...". Когда этот реквизит заполнен, получается, что банку даны сразу две взаимоисключающие команды: приостановить все расходные операции и приостановить их в пределах указанной суммы. Минфин разъяснил, что ВСЕ расходные операции блокируются только при неподаче клиентом налоговой декларации (п. 3 ст. 76 НК РФ). В этом случае реквизит "Сумма, подлежащая взысканию..." не заполняется. А если сумма в решении указана, то именно в ее пределах блокируется счет. Указание суммы означает, что основанием для блокировки явилась конкретная задолженность клиента (п. 2 ст. 76 НК РФ), поэтому обращать внимание на предыдущую формулировку о блокировке всех расходных операций не нужно. Для верности банку предложено как следует почитать основание блокировки в описательной части решения инспекции. В том же письме N 03-02-07/1-325 содержатся очень важные, в том числе для клиентов банка, но малопонятные разъяснения о моменте определения остатков денежных средств на блокируемом счете. Вернее, минфин попросту процитировал норму из кодекса, но как ее воплотить на практике, представить себе достаточно сложно. Пунктом 5 ст. 76 НК РФ установлено, что банк обязан сообщить в налоговый орган об остатках денежных средств на блокируемых счетах не позднее следующего дня после дня получения решения этого налогового органа о блокировке. Очевидно, что остатки на банковском счете определяются одновременно с его блокировкой. Понятно, что при "своевременном" получении от банка информации о грозной депеше из инспекции клиенту для увода денег со счета, подлежащего блокировке, иногда много времени не требуется. Возникает вопрос: сколько у банка есть времени от момента получения решения о блокировке из инспекции до момента определения остатков на блокируемом счете? Форма Справки об остатках денежных средств на счете клиента, которую банк должен отправить в инспекцию, представлена в приложении N3 к приказу ФНС РФ от 30.03.2007 N ММ-3-06/178@. Этот приказ вступил в силу 15.06.2007. В Справке есть только дата, по состоянию на которую определяются остатки денег на блокируемом счете. Банк спросил у минфина, что означает "по состоянию на (дата)"? Это означает по состоянию на начало или на конец операционного дня, в течение которого поступило решение налогового органа о приостановлении операций по счетам клиента, или по состоянию на момент принятия банком к исполнению решения о блокировке счета? Минфин подчеркнул, что банк не вправе самостоятельно определять момент приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке. А согласно п. 7 ст. 76 НК РФ блокировка действует С МОМЕНТА ПОЛУЧЕНИЯ БАНКОМ РЕШЕНИЯ налогового органа и до отмены этого решения. В письме N 03-02-07/1-325 рассмотрен порядок общения банка с инспекцией только в "бумажном" виде. Он установлен приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/824@. В пункте 2 этого порядка прописано, что дата и время получения банком решения о блокировке (разблокировке) счета клиента указывается в уведомлении о вручении решения (при использовании почтовой связи) или в расписке о его получении (при доставке через представителей). Вот эти дату и время минфин предлагает считать моментом определения остатков денежных средств на блокируемом счете. Получается, что представитель банка должен одной рукой расписываться за получение депеши из инспекции и в тот же момент другой рукой работать на компьютере, блокируя счет клиента и определяя на нем остатки. Решения о разблокировке счета инспекция обязана принимать в строго установленные статьей 76 НК РФ сроки: не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления нарушителем налоговой декларации (п.3 ст.76 НК РФ) или получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания с нарушителя налога (п.8 ст.76 НК РФ). Если нарушитель ходатайствует в инспекцию о "перекидывании" своего долга с заблокированного счета на другой расчетный счет, где вполне достаточно денег для погашения долга, то решение о разблокировке первого счета принимается инспекцией в двухдневный срок со дня получения этого заявления (п. 9 ст. 76 НК РФ). В письме Минфина России от 15.06.2007 N 03-02-07/1-295 сообщается, что во всех трех ситуациях применяется единая форма решения об отмене приостановления операций по счетам, утвержденная приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@. Заметим, что в статье 76 НК РФ нет четко сформулированных ограничений по срокам доведения инспекцией до банка своего решения о разблокировке счета. Клиент банка получает от инспекции копию решения о разблокировке своего счета. Но ускорить процесс доведения этого решения до банка (например, показать банку свою копию решения о разблокировке) клиент никак не может. В письме от 31.05.2007 N 03-02-07/1-266 минфин сослался на норму из п.4 ст.76 НК РФ, где сказано, что решение о разблокировке счета вручается представителю банка должностным лицом налогового органа под расписку или направляется в банк в электронном виде. Отсюда финансисты делают вывод, что блокировка счета сохраняется до момента получения банком именно от налогового органа именно оригинала решения об отмене приостановления операций. А копия решения, переданная инспекцией клиенту, для банка не имеет значения. |
|
|