БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГИ
businessuchet.ru
26-01-2004  Правительство введет водные платежи

   В конце прошлой недели в Министерстве экономического развития прошли открытые слушания нового проекта Водного кодекса РФ. Как пояснил проводивший заседание министр экономического развития и торговли Герман Греф, правительство рассмотрит проект закона 19 февраля, пока же глава МЭРТ попросил собравшихся коллег как можно более активно критиковать представленный на «нулевое чтение» документ, так как он пока еще «очень сырой». Основное новшество проекта – отмена существующего водного налога и перевод платежей за водные ресурсы на гражданско-правовую основу. В связи с этим, как сообщил Герман Греф, вопрос о главе Налогового кодекса про водный налог, скорее всего, будет снят с повестки дня. Взамен этого правительство обещает внести в Думу законопроект о водных платежах, где будут установлены конкретные ставки для различных категорий водопользователей. Цель такого новшества, по словам разработчиков, – увеличить отчисления на водоохранные мероприятия, в том числе на реконструкцию гидротехнических сооружений (ГТС), большинство которых сейчас находится в аварийном состоянии. Правда, по мнению экспертов, решение о замене водного налога платежами – во многом «поклон» в сторону крупных водопользователей, в частности, РАО «ЕЭС России», чьи ГЭС после введения водного налога оказались на грани банкротства.
   Россия занимает второе место в мире по запасам пресной воды и первое – по аварийности гидротехнических сооружений. Еще одна проблема, как отмечают специалисты, – то, что почти половина питьевой воды в России не соответствует санитарным нормам, а в промышленных регионах она вообще непригодна для питья. Одна из главных причин тому – недостаточное финансирование водоохранных мероприятий. Как пояснил Герман Греф, по действующему сейчас закону предусматривается, что собранный водный налог все регионы могут использовать только на целевые мероприятия (все 100% налога сейчас зачисляются в региональные бюджеты. – Прим. RBC daily). Однако по факту из собранных в прошлом году 13 млрд руб. на поддержание водоохранных объектов было израсходовано всего 4 млрд руб. В проекте новой редакции Водного кодекса предлагается сохранить преимущественно федеральную собственность на водные объекты, а для обособленных водных объектов собственность будет устанавливаться по признаку собственности земельных участков. Так, согласно новой редакции Кодекса, до 95% водных объектов будут находиться в собственности федералов, до 5% – в муниципальном и частном ведении. Все федеральные объекты чиновники МЭРТ предлагают передать в ведение вновь создаваемой единой госструктуре (единому балансодержателю), которая будет заниматься заключением договоров на пользование воды и распределением получаемых средств.
   Причем, как отметил Герман Греф, в новом кодексе будет записано, что на водоохранные мероприятия чиновники будут обязаны направлять сумму «не менее суммы, собираемой с водопользователей». По мнению главы МЭРТ, такая мера позволит без дополнительных денежных вливаний повысить эффективность управления водными объектами в четыре раза. Кроме того, планируется определить собственников на все гидротехнические сооружения и ввести их обязательное страхование. Правда, как возразил Грефу присутствовавший на заседании замминистра финансов Андрей Петров, проект нового кодекса пока не имеет экономического обоснования и в некоторых случаях непонятно, чем обернутся для бюджета предусмотренные в нем мероприятия. В частности, это касается и передачи водных объектов единому балансодержателю. «Ведь это потребует проведения инвентаризации, а значит, дополнительных затрат, которые мы должны будем предусмотреть при составлении бюджета», – отметил г-н Петров. С аргументами коллеги из Минфина г-н Греф согласился и попросил финансовое ведомство подключиться к доработке документа.
   Еще одно нововведение Водного кодекса – чиновники предлагают сократить виды пользования водными объектами, ограничившись тремя режимами – общим, особым и специальным. «Общий режим обеспечивает публичный доступ кводным объектам, – пояснил заместитель Грефа Мухамед Циканов. – Особый – когда устанавливается закрытый перечень целей пользования: это оборона, особо охраняемые водные объекты и для сохранения воспроизводства водных ресурсов. Решение о предоставлении особого режима водопользования принимается Правительством РФ. Специальный режим объединяет все остальные виды пользования водными ресурсами – промышленность, ЖКХ и т. д.». Правда, пункт об особых объектах водопользования вызвал нарекания у присутствовавших на заседании депутатов из комитета по природным ресурсам. Они усомнились в том, что предусмотренный в новом кодексе «специальный режим» водопользования не будет использоваться в коммерческих целях, и попросили г-на Грефа уточнить перечень.
   Кроме того, как доложил в своем выступлении г-н Циканов, в предложенном проекте Водного кодекса чиновники МЭРТ попытались упростить систему управления и доступа к водным ресурсам. «Мы попытались нарисовать существующую систему управления, и она просто не влезла в один слайд, – посетовал Мухамед Циканов. – В ней очень много перекрещивающихся, дублирующих друг друга функций. Сейчас, прежде чем начать пользоваться водой, надо получить не менее пяти разрешений – лицензия, регистрация лицензий, договор, регистрация договора, согласование предпроектной и проектной документации. Порядок выдачи таких разрешений ничем не регламентируется, и они выдаются "в произвольной форме"». Существующую систему предлагается заменить на более простую, не требующую дополнительного администрирования, гражданско-правовую форму договоров. Все водопользователи будут заключать с единым балансодержателем договоры на право пользования и передачи этого права другому субъекту сроком на 10 лет. По замыслу чиновников МЭРТ, выиграть от такого нововведения должны инвесторы, которым после вступления кодекса в силу не придется «метаться» между пятью различными ведомствами, и получить разрешение на водопользование они смогут, обратившись в один госорган.
   Участники круглого стола с выгодой такого положения в целом согласились, нарекания вызвал лишь максимальный срок заключения договора, который по действующей редакции составляет 25 лет. Посчитав, что договор водопользования является достаточно устойчивым, присутствовавший на заседании представитель администрации президента посоветовал ведомству Грефа сохранить существующий сейчас срок действия договора, с чем глава МЭРТ беспрекословно согласился. Закрывая заседание, Герман Греф пообещал коллегам к 19 февраля доработать документ с учетом всех высказанных замечаний и особо обратился к представителям нового думского комитета по природным ресурсам (приехавшим на заседание практически в полном составе) с просьбой принять активное участие в доработке документа. «Я вижу, тут собрались люди, знающие об этом вопросе не понаслышке», – констатировал главный разработчик нового Водного кодекса и попросил своего секретаря немедленно включить всех присутствовавших депутатов в перечень разработчиков проекта.

В блог / На сайтОтправить по e-mail
Поделиться:

РАЗМЕСТИТЬ БЕСПЛАТНО:

2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"