28-11-2006 Налоговики загоняют компании в интернет
Налоговая служба принуждает предпринимателей сдавать отчетность в электронном виде, пишет сегодня газета "Бизнес". При этом половина бизнесменов недовольна этой формой предоставления информации. Эксперты не видят в этом ничего удивительного: электронный способ передачи данных нередко подводит бухгалтеров, а расплачиваться за ошибки приходится компаниям, в которых они работают. Право сдавать налоговую отчетность в электронном виде предприниматели получили еще в 2002 году. Как оказалось, такая перспектива не вызвала особого энтузиазма у бизнесменов. Судя по информации, размещенной на сайте компании "Такском" (один из двух операторов, предоставляющих подобные услуги в Москве), на "всей территории России по технологии, разработанной "Такскомом", работает более 100 тыс. абонентов". Более 33 тыс. из них "Такском" предоставляет собственные услуги специализированного оператора связи в московском регионе. Cудя по данным исследования, в котором участвовали 437 посетителей форума "Налоговое право", состояние системы пока далеко от идеала. 22,41% респондентов оценивают качество работы системы как неудовлетворительное, 35,38% - как удовлетворительное, 29,01%- как хорошее и только 13,21%- как отличное. При этом 52,67% ответивших утверждают, что "налоговые инспектора принуждают к сдаче отчетности в электронном виде". "Больше половины опрошенных считают, что система работает не очень хорошо,- комментирует данные исследования партнер компании Taxadvisor Дмитрий Костальгин.- Это неудивительно. Как говорят предприниматели, интерфейс программы сложно назвать удобным, к тому же случаются сбои при передаче данных. Самое главное - за ошибки компьютера приходится расплачиваться самим предпринимателям, поскольку спецоператоры практически не несут никакой ответственности за такие недоработки. Между тем в Соединенных Штатах за ошибки по вине спецоператора у него могут отобрать лицензию". Представители Федеральной налоговой службы (ФНС) утверждают, что представление налоговых деклараций и другой отчетности по каналам связи выгодно всем: налогоплательщиков это избавляет от очередей, а сотрудников инспекций - от рутинной работы по вводу отчетности в базу данных. Чтобы ускорить внедрение прогрессивного способа передачи информации, ФНС даже готова потратиться на рекламную кампанию. Источник, близкий к ФНС, полагает, что результаты опроса отражают реальную картину: "Налогоплательщиков принуждают к электронной отчетности, поскольку такая форма удобна как для налоговиков, так и для спецоператоров. А компании не хотят ее использовать, потому что среднему бухгалтеру "за МКАД" сложно в ней разобраться". Получить комментарии руководства "Такскома" вчера не удалось. Дмитрий Костальгин говорит: кроме того, предприятия, использующие электронные каналы связи, не могут быть всегда уверены в том, что их отчетность дойдет до налоговых инспекций. "Около 35% предпринимателей говорят о том, что им приходится направлять бумажные копии отчетности в инспекцию. В этом случае теряется смысл предоставления отчетности в электронном виде",- говорит Костальгин. Руководитель налоговой практики Energy Consulting Всеволод Леви говорит, что электронная отчетность - это современная форма взаимодействия налогоплательщика и налоговых органов, принятая во всех западных странах. Он утверждает: избежать перехода на электронную отчетность невозможно. Но нужно учитывать интересы всех компаний - и крупных, и средних, и малых. "Чтобы направить отчетность в электронном виде, необходимо встать на учет в ЭЦП-центрах (центрах электронной цифровой подписи.- "Бизнес"), где подтверждается электронная печать. Однако, во-первых, заключение договора с ЭЦП-центрами- платная услуга. Во-вторых, сеть этих центров недостаточно развита. Поэтому большинство компаний, сдающих отчетность в электронном виде, вынуждены дублировать ее на бумажных носителях",- говорит Леви. |
|
|