БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГИ
businessuchet.ru
12-08-2006  Документы без печати и штрафа

   Любовь налоговиков к печатям настолько велика, что они частенько отказываются признать документ достоверным, если на нем нет оттиска. Вот только на самом-то деле он необходим далеко не всегда, поэтому его отсутствие в некоторых случаях вовсе не является нарушением.
   Общеизвестно, что первичные документы составляют по официально утвержденным унифицированным формам (Закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ). Следовательно, документ, на котором нет печати, будет недействителен только в том случае, если на бланке присутствует аббревиатура «М.П.». Также существуют отдельные предписания Госкомстата по заполнению форм, в которых содержится прямое указание о необходимости применения оттиска. Обязательные реквизиты документов, которые не предусмотрены в альбомах унифицированных форм, перечислены в пункте 2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ и в пункте 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности (утв. приказом Минфина от 29 июля 1998 г. № 34н). Об обязательности штампа в этих нормативных актах ничего не сказано, значит, штрафовать фирму за отсутствие оттиска на таких документах проверяющие не вправе. Подобная ситуация складывается и с внутренними документами. В унифицированных формах этих документов реквизит «М.П.» также отсутствует.
   В ГОСТ Р 6.30-2003 сказано, что печать заверяет подлинность подписи должностного лица на документах, которые удостоверяют его право фиксировать факты, связанные с финансовыми средствами, а также на других документах, предусматривающих заверение подписью. Рекомендации, содержащиеся в этом стандарте, распространяются на постановления, распоряжения, приказы, решения, протоколы, акты, письма и другие документы, включенные в ОК 011-93. Рассматривая же область гражданских правоотношений, заметим, что печать при оформлении сделок ставится по желанию контрагентов (п. 1 ст. 180 ГК). Эксперты журнала «Практическая бухгалтерия» отмечают, что договор не является первичным документом, он только содержит намерения сторон совершить какие-либо действия, которые в дальнейшем будут отражаться в «первичке». Следовательно, достаточно того, чтобы он был подписан обеими сторонами. Служители Фемиды придерживаются того же мнения. Его они и высказали в постановлении ФАС Московского округа от 25 января 2005 г. по делу № КА-А40/12921-04.
   В бухгалтерской практике часто возникают проблемы при отгрузке товаров представителям фирмы-покупателя. Ведь курьеру никто не доверит заветный оттиск. Возникает вопрос: можно ли списать товары на основании накладной без печати покупателя? Эксперты журнала «Практическая бухгалтерия», обратившись за советом к аудиторам, выяснили, что это возможно лишь при наличии правильно оформленной доверенности. Ведь, как правило, на ней уже стоит штамп организации и указаны реквизиты документа, по которому работник получает товар (п. 5 ст. 185 ГК).
   В заключение отметим: чтобы избежать нервотрепки и споров с налоговиками, разумным будет все же ставить печать на документах, в частности на приказах (в том числе о приеме на работу, увольнении, назначении инвентаризационной комиссии) и договорах.

В блог / На сайтОтправить по e-mail
Поделиться:

РАЗМЕСТИТЬ БЕСПЛАТНО:

2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"