03-03-2004 Налогов мало не бывает
Пока продолжаются споры о том, нужно ли еще сократить налоговую нагрузку на экономику, как будет изыматься сверхприбыль у нефтяников и будет ли реализована идея ренты, свои аргументы спорящим сторонам предъявили крупнейшие добывающие предприятия страны. Вчера на конференции «Как российские предприятия платят налоги» их представители доказывали, что не так сладко им живется, как это представляют рядовому обывателю борцы с олигархами. Аргументы сырьевиков сводились к следующему. Действующая система налогов предусматривает прогрессивный рост налогообложения при росте цен. Если цена падают ниже 18 долл. за баррель, добыча становится убыточна. Акцизы на нефтепродукты растут, превышая темпы инфляции. Сырьевых налогов только от нефти и газа в федеральном бюджете 24%. В этом году нефтянка должна заплатить 39% от выручки, а все остальное она вкладывает в ту же самую нефть. Занимающую умы политиков идею изъятия сверхприбыли нефтяники прокомментировали в цифрах: получив в 2002 году от реализации нефтепродуктов 57 млрд долл, 22 млрд отрасль уплатила в виде налогов, 15 млрд потратила на производство, 9 млрд -- на транспортировку, на капвложения -- 10 млрд, на дивиденды -- 3 млрд долл., или 5% от выручки. Что можно изъять в виде сверхдоходов при таком раскладе, задавались вопросом представители ЮКОСа и «Сибнефти». И отвечали: наверно государство имеет в виду эти самые 3 млрд долларов. Экспорта нефтепродуктов, по словам начальника управления внутреннего аудита НК «ЮКОС» Галины Антоновой, как самостоятельного вида деятельности нефтяных компаний не существует вовсе. Экспорт, по ее словам, с которого и взимается наиболее обременительная для нефтяников пошлина, используется для сохранения баланса добычи, к примеру, мазут идет на экспорт летом только из-за того, что он не пользуется спросом внутри страны. От льгот и спецрежимов нефтяники позволили себе широким жестом отказаться, попросив у правительства лишь стабильное налогообложение. Наконец, социальную нагрузку крупнейшие предприятия (назывались АЛРОСА, «Норильский никель», машиностроительные заводы) несут крайне обременительную, заявляли на конференции представители бизнеса. Правда, почему они не выходят на максимально низкие регрессивные ставки ЕСН, заявляя о высоких зарплатах персонала, они так и не пояснили. Экспертов, впрочем, эти аргументы не убедили. По их мнению, налоговое бремя в России, в том числе и на сырьевые предприятия, ниже, чем в странах еврозоны. Причем наименее обременительной нагрузка является как раз для предприятий нефтяной промышленности и черной металлургии за счет "низкого социального компонента". По словам управляющего директора Центра развития Андрея Клепача, то, что вклад нефтегазового сектора в бюджет в 2004 году увеличится, не повлияет на их рентабельность. Правительство начало в большей степени собирать конъюнктурную ренту. А что касается налоговой нагрузки на экспортеров, то за прошлый год, по словам Клепача, она вообще снизилась. Дело в том, что все отрасли выиграли от снижения налога на прибыль и от роста амортизационных отчислений. Причем резкий рост объемов экспорта привел к тому, что меньший объем добавленной стоимости облагается теперь НДС. По мнению аудитора Счетной палаты Владимира Панскова, цифра 32--34% налоговой нагрузки на ВВП не отражает реального положения дел. В действительности она значительно меньше. Госкомстат, когда рассчитывает ВВП, считает размер теневой экономики равным 25%, но с этих 25% налоги, естественно никто не платит. Почему из этого вытекает, что на законопослушных налогоплательщиков нагрузка снижается, г-н Пансков не пояснил. К чьим аргументам прислушается правительство, решится уже в ближайшие дни, когда Минфин и МЭРТ внесут на обсуждение кабмина предложения по возможному снижению НДС и ЕСН, введению НДС-счетов и дифференциации НДПИ. Заседание правительства, на котором решится дальнейшая судьба налоговой реформы, предварительно назначено на 25 марта. |
|
|