03-03-2004 О. Чиркунов: налоговая оптимизация существует благодаря законодателю
Во вторник на конференции «Как российские корпорации платят налоги», организованной Аналитическим центром «Эксперт», выступил заместитель председателя комитета Совета Федерации по бюджету Олег Чиркунов с докладом: «Налоговая оптимизация: границы использования и риски налогоплательщиков», в котором он остановился на вопросах соотношения оптимизации налогообложения и налоговых преступлений. По мнению О. Чиркунова, возможность оптимизации налогообложения возникает в следующих случая. Во-первых, когда налицо несовершенство налогового законодательства, и есть законные способы ухода от налогов. «Фактически по каждому виду налогов у нас существуют законные способы их неуплаты», - сказал О. Чиркунов, приведя примеры, как законодатели вводят новые виды налогов и как налогоплательщик их обходит. Во-вторых, когда «существуют трансфертные цены» – когда компании, особенно крупные, перекачивают налогооблагаемую базу по прибыли либо в офшорные зоны, либо в субъекты малого предпринимательства, которые перешли на упрощенную систему налогообложения и не платят налог на прибыль. Особенно эта схема распространена среди тех предприятий, которые занимаются сдачей в аренду недвижимости, когда она сдается в аренду «дочкам», перешедшим на «упрощенку», а те сдают ее дальше. Еще один путь оптимизации налогообложения, по мнению О. Чиркунова, - использование спецрежимов. Это, прежде всего, спецрежимы для малого бизнеса – та же упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход, а также единый сельхозналог. Фактически, считает сенатор, создалась база для того, чтобы по одинаковым видам деятельности уплачивались разные налоги: в зависимости от объема своей деятельности предприятие может платить один уровень налогов или другой. Очевидно, что предприятия начали дробиться, и наиболее распространенная схема на сегодня, по мнению О. Чиркунова, – это предоставление персонала по договору услуг. В этом случае весь свой персонал предприятие уводит на аутсорсинг: либо на четко описанные услуги, например, управленческие, уборку помещений, погрузочно-транспортные и т.д., либо четко неописанные – предоставление персонала для любого вида деятельности. Предприятие в этом случае перечисляет средства своей «дочке» в размере 1% в Пенсионный фонд, и таким образом оно уходит от уплаты ЕСН. «Это массовая схема, все по ней в той или иной мере идут в большей или меньшей степени», - считает О. Чиркунов. По его словам, «этих перечислений достаточно для того, чтобы в принципе признать, что налоговая оптимизация у нас в стране существует, и существует она благодаря законодателю, который либо неточно прописал законодательство, либо он специально предоставил отдельные налоговые режимы по отдельным категориям налогоплательщиков». Отвечая на вопрос, почему же законодатели не исправляют свои очевидные ошибки, О. Чиркунов сказал: «Законодательный орган никогда не принимает правильного решения, он принимает оптимальное решение, не самое худшее. Законодательный орган – это орган, как и само общество, состоит из представителей различных социальных групп, и решение принимается в интересах этих социальных групп. Если была политическая установка на поддержку малого бизнеса, законодатель осуществил это, при этом получилось, что вместо того, чтобы поддержать малый бизнес, поддержали те предприятия, которые структурируются». Среди других причин О. Чиркунов назвал то, что законодательство всегда принимается в спешке, и есть недоверие правительства к законодателю. |
|
|