25-02-2006Распределение полномочий в налоговой сфере несправедливо
Регионы выступают за расширение полномочий в сфере налогового администрирования. Этому вопросу были посвящены парламентские слушания «Налоговое законодательство РФ: проблемы субъектов РФ», состоявшиеся в Совете федерации РФ. Заместитель председателя Совета федерации Дмитрий Мезенцев в своем кратком вступительном слове отметил, что налоговое законодательство и проблемы субъектов федерации, возникающие в процессе его реформирования, – один из ключевых вопросов парламентской деятельности. По его словам, необходимо направить усилия всех ветвей власти на совершенствование разделения полномочий, на повышение эффективности положительного влияния изменений налогового законодательства на доходы субъектов РФ. Д. Мезенцев подчеркнул, что система взимания налогов должна быть прозрачной, отметив, что чем понятнее предлагаемые законом механизмы, тем меньше они оставляют возможностей для принятия чиновником «волюнтаристских» решений. Председатель Комитета Совета федерации по бюджету Евгений Бушмин считает, что нельзя рассматривать отдельно проблемы регионов, связанные с налоговым администрированием и реформой местного самоуправления. Председатель Комитета СФ по бюджету отметил, что налоговые поступления – важная часть обеспечения полномочий региональных властей. Однако текущее распределение полномочий в налоговой сфере, по его оценке, несправедливо. Однако путь «жесткой конфронтации» с правительством не является, по его мнению, эффективным, поэтому были разработаны предложения, поступившие в том числе и от регионов, по изменению налогового законодательства. Первое предложение – отмена федеральных льгот по местным налогам. Например, налога на имущество предприятий. Причем, эти изменения должны затронуть имущество Минобороны и МЧС. Что касается налога на землю, то предполагается, что федеральный центр должен платить и за трубопроводы, и за линии электропередач. «Это радикальное движение, но если эти предложения будут приняты, то будет сделан важный шаг в деле самофинансирования регионов», - пояснил Е. Бушмин. Что касается создания «собственных налоговых служб» в регионах, то данная идея оценивается председателем Комитета СФ по бюджету как излишне радикальная. При этом он отметил, что ее можно рассматривать в перспективе. В заключение Е. Бушмин высказал мнение, что существует необходимость постоянного обновления кадастровой оценки земли, отметив, что высока доля технических ошибок при оценке земли. Заместитель председателя Комитета по бюджету Вячеслав Новиков сообщил, что полгода назад комитет разослал во все региональные органы власти запросы об отношении к налоговой реформе. Полученные ответы были обобщены, результатом стала организация парламентских слушаний. Член комитета Татьяна Попова осветила в своем докладе обобщенные результаты ответов, на базе которых были сформированы предложения по реформированию налогового администрирования. Она отметила, что обсуждаемая проблематика требует комплексного подхода. Она выделила ряд приоритетных направлений налоговой реформы: необходимость снижения налоговой нагрузки на бизнес, упрощения налоговых механизмов, обеспечения стабильности налоговой системы, устранения несовпадений нормативно-правовой базы по исчислению налогов, а также выработки эффективных инструментов налоговой политики. В своем докладе Т. Попова также выделила ряд основных этапов налоговой реформы. В 2001-2002 гг., по ее словам, происходила отмена ряда местных налогов, а также замена отменяемых региональных и местных налогов на отчисления от регулирующих налогов. В дальнейшем шел процесс централизации налоговых полномочий в виде отмены региональных налогов и местных сборов и ликвидации внутренних оффшоров. В 2005-2006 гг. проходит процесс разграничения налоговых полномочий и сокращение компетенции регионов. В свою очередь, заместитель министра финансов правительства Московской области Татьяна Гриценко, первый заместитель министра финансов Республики Карелия Сергей Михайлов и другие представители субъектов РФ рассказали о практике регионов в области налогового администрирования. В частности, Т. Гриценко сообщила, что выступает за расширение региональных полномочий в сфере налогообложения. Она подчеркнула, что за время налоговой реформы бюджет области потерял 31 млрд руб. При этом потери федерального бюджета были почти вдвое меньше. ИА "Альянс Медиа"