06-02-2006 Москва: эксперты СТАБУС о новом законе о бухучете
Эксперты ООО «Учетные центры» СТАБУС, рассмотрев проект Федерального закона "Об официальном бухгалтерском учете", подготовленный Министерством финансов РФ, отмечают, что он не имеет стройной логичной системы, единообразного понятийного аппарата и не содержит основных принципов построения системы бухгалтерского учета. Как считают эксперты СТАБУС, закон необходимо переработать, ведь он станет основополагающим нормативно-правовым актом в области бухгалтерского учета, на основе которого будут приниматься другие нормативно-правовые акты, в том числе стандарты бухгалтерского учета, устанавливающие правила и способы ведения бухгалтерского учета. Специалисты ООО «Учетные центры» СТАБУС предлагают исключить из названия закона понятие "официальный" в связи с тем, что говорить о публичности бухгалтерского учета в данном случае неприемлемо. Они также отмечают, что в современных условиях наличие в названии федерального закона понятия "официальный бухгалтерский учет" может подразумевать и тот факт, что существует "неофициальный", "непубличный" и т.п. бухгалтерский учет и отчетность. Есть у экспертов и замечания к статье 2 закона, определяющей сферу действия настоящего закона. Так, понятие "организации" необходимо заменить более емким понятием "юридические лица (организации)", считают они. Понятие "граждане", по их мнению, также является очень узким для данного закона и распространяется исключительно на граждан РФ. Тогда как иностранные граждане и лица без гражданства также могут осуществлять предпринимательскую деятельность на территории РФ и быть субъектом правоотношений по настоящему закону. Целесообразно использовать более широкое понятие - "физические лица". Специалисты СТАБУС уверены, что необходимо дополнить перечень субъектов, на которых распространяется действие закона, частными нотариусами и экономическими субъектами бюджетной сферы. Из закона, по их мнению, необходимо исключить названия иных федеральных законов, т.к. нецелесообразно указывать в одном ФЗ ссылку на другой ФЗ с указанием его названия, который еще не принят и название которого может быть изменено в процессе его принятия (например, п. 2 ст. 5 - Федеральный закон "О консолидированной финансовой отчетности"). По мнению экспертов СТАБУС, статья 3 должна содержать исчерпывающий перечень понятий, которые потом могут быть использованы в нормативных актах. Сначала следует прописать понятие "стандарты бухгалтерского учета", а потом уже дать определение непосредственно каждому стандарту: стандарт бухгалтерского учета; международный стандарт; национальный стандарт; отраслевой стандарт, считают они. Эксперты СТАБУС имеют ряд замечаний к понятиям "бухгалтерская (финансовая) отчетность", "бухгалтерский учет", "международный стандарт", "национальный стандарт", "отраслевой стандарт", "пользователь бухгалтерской (финансовой) отчетности", "факт хозяйственной жизни" и др. Эксперты также считают, что необходимо дополнить закон следующими понятиями: экономические субъекты бюджетной сферы, регистры бухгалтерского учета, первичные учетные документы. Статью 4 закона эксперты предлагают назвать «Законодательство РФ о бухгалтерском учете и иные акты, содержащие нормы о бухгалтерском учете», а также расширить перечень нормативно-правовых актов, включив в него подзаконные акты, международные стандарты (при условии вхождения международных стандартов в систему законодательства РФ о бухгалтерском учете). Эксперты СТАБУС также считают необходимым рассмотреть вопрос о включении в текст закона положений об ответственности руководителя и главного бухгалтера экономического субъекта за ведение бухгалтерского учета и соответствие бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности требованиям, установленным законодательством. А в целях разграничения ответственности между руководителем и главным бухгалтером необходимо ввести понятие "организация бухгалтерского учета", уверены они. В статью 8 специалисты СТАБУС считают необходимым включить пункт о том, что при наличии унифицированных форм первичных документов, утвержденных в установленном порядке, экономический субъект обязан использовать формы первичной бухгалтерской отчетности. В случае отсутствия утвержденных унифицированных форм, экономический субъект самостоятельно разрабатывает формы первичных документов, которые будут отражены в учетной политике. Они также отмечают, что в настоящем проекте закона не предусмотрено право экономических субъектов применять электронную цифровую подпись (ЭЦП) при подписании первичных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности. По мнению экспертов, требует уточнения процедура изъятия документов у экономического субъекта, т.к. она не дает четкого и полного понимания порядка изъятия первичных учетных документов и требует обращения к другим нормативно-правовым актам, а также уточнения порядка внесения исправлений в регистр бухгалтерского учета. Эксперты ООО «Учетные центры» СТАБУС также заявляют о необходимости отразить в законе, что бухгалтерская отчетность должна демонстрировать все существенные показатели деятельности экономического субъекта и составляться с нарастающим итогом с начала года. |
|
|