01-02-2006 Бизнес принципиально не согласен с законопроектом Минфина о бухучете
Минфином разработано два взаимосвязанных законопроекта, касающиеся реформирования бухучета и внедрения в РФ МСФО, - «Об официальном бухгалтерском учете» и «О консолидированной финансовой отчетности». Однако бизнес-сообщество принципиально не согласно с позицией государства по этому вопросу, видит в правительственных документах множество спорных моментов и предлагает альтернативный законопроект по регулированию бухучета. Об этом сообщил во вторник, 31 января, выступая в ходе Второго национального конгресса «Современный этап реформирования бухгалтерского учета и отчетности в РФ: анализ и перспективы», председатель правления Фонда «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности» Андрей Буренин. По его словам, современная российская финансовая отчетность не дает возможности эффективно распределять финансовые ресурсы, не отражает реального экономического положения хозяйствующего субъекта, что не устраивает ни бизнес, ни государство. «Все сходятся в том, что что-то нужно менять», - заявил он, обратив внимание собравшихся на разногласия бизнеса и власти в том, каким образом следует проводить эти изменения. А.Буренин сообщил, что в течение 2005 года Фондом НСФО была организована работа экспертного сообщества, итогом которой стал ряд предложений по реформированию российской системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Так, по его словам, сегодняшняя проблема стандартов финансовой отчетности состоит не в них самих, а в системе регулирования, которая их подготавливает. Как отметил А.Буренин, финансовая отчетность – это инструмент информационного обмена между коммерческими организациями, и роль государства должна состоять в создании инфраструктуры принятия решений, формировании системы, которая обеспечила бы исполнение новых стандартов. По словам А.Буренина, препятствует развитию системы финансовой отчетности совмещение в одном государственном органе, Минфине, полномочий по регулированию налоговой и финансовой отчетности, что привело к превалированию первой над второй и отсутствию возможностей развития финансовой отчетности. Прежде всего, считает председатель правления Фонда НСФО, необходимо изменить систему регулирования финансовой отчетности. Кроме того, необходимо отделить налоговую отчетность от финансовой. Роль государства должна сводиться к созданию системы обеспечения исполнения стандартов. Спорным вопросом, по мнению А.Буренина, является внедрение в правовую систему РФ международных стандартов финансовой отчетности. Он сообщил, что в России сейчас существует два подхода к их применению. Фонд НСФО считает, что необходимо развивать национальные стандарты в полном соответствии с международными. Минфин в своем законопроекте «О консолидированной финансовой отчетности» полагает, что следует дословно переводить международные стандарты на русский язык и ввести их в правовое пространство РФ. Осуществлению последнего подхода, заявил А.Буренин, препятствует ряд проблем: технико-юридических (российское правовое пространство не позволяет внедрять в него нормы, разработанные международной негосударственной организацией), содержательных (МСФО действуют в иной правовой культуре, в странах с другой подготовкой бухгалтеров), стратегических (при их внедрении без изменений существуют риски потери, пусть и небольшой, национального суверенитета). По итогам работы экспертного сообщества на площадке Фонда НСФО, отметил А.Буренин, был подготовлен законопроект «О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности в РФ», который в декабре минувшего года был внесен в Госдуму. Предмет данного законопроекта – система регулирования финансовой отчетности. «Мы предлагаем создать мегарегулятор на основе экспертного сообщества», - отметил он. Кроме того, планируется прямыми законодательными нормами прописать все, что обеспечит прозрачность и независимость принятия экспертных решений. Условно эту организацию-мегарегулятор, сообщил А.Буренин, можно назвать национальный совет по стандартам, который будет представлять не только аудиторов и бухгалтеров, но и профессиональных пользователей финансовой отчетности. Эта организация должна разрабатывать проекты национальных стандартов. Однако существенную роль предлагается оставить и за государственными структурами, у которых по законопроекту предусмотрено право вето на проекты стандартов. При этом орган, обладающий правом вето, не должен быть одновременно органом, регулирующим фискальную систему государства. «Пока финансовая отчетность будет ориентирована на налоговые потребности государства, финансовой отчетности в стране не будет», - подчеркнул А.Буренин. Оценивая законопроект Минфина «Об официальном бухгалтерском учете», он отметил, что в данном документе речь идет только о бухучете, тогда как он не является предметом законодательного регулирования. Более того, система регулирования, предусмотренная в документе, - «это шаг назад», считает А.Буренине. Так, спорным моментом является предложение Минфина ввести аккредитацию организаций, которые могут вносить на рассмотрение министерства проекты стандартов. В законопроекте не затронут вопрос обеспечения выполнения стандартов. Множество спорных моментов связано и с проблемой внедрения международных стандартов. По словам А.Буренина, интересы экспертного сообщества выражены еще в трех документах – официальных заключениях РСПП, «ОПОРЫ РОССИИ» и ТПП РФ. Все они дают отрицательное заключение на законопроект, не соглашаются с его концепцией, подчеркнул он. Председатель правления Фонда НСФО считает это «серьезным признаком того, что нельзя двигаться в направлении документов государства без оглядки на экспертное сообщество». «Осчастливливать коммерческий сектор, навязывая ему то, с чем он принципиально не согласен, не стоит», - уверен он. В связи с этим сейчас следует приостановить продвижение в третьем чтении законопроекта «О консолидированной финансовой отчетности» и в ходе переговоров власти и экспертного сообщества выработать законопроект, который удовлетворял бы и государство, и бизнес. |
|
|