23-06-2005Новый экспертный орган намерен отправлять фиктивных банкротов за решетку
Минэкономразвития предлагает создать экспертный орган, который будет иметь узкую специализацию, - проведение комплексной проверки финансово-экономической экспертизы в целях выявления признаков фиктивного или преднамеренного банкротства. Такое предложение было озвучено на последнем заседании Экспертно-консультативного совета по несостоятельности (банкротству) и финансовому оздоровлению при Минэкономразвития России. Напомним, что в рамках действующего законодательства фиктивное и преднамеренное банкротство рассматривается как правонарушение и преступления, предусмотренные КоАП РФ и Уголовным кодексом РФ. Однако, как пояснили в министерстве, за последние 6 лет статьи 196-197 УК РФ практически не применяются. Обвинительные приговоры по ст. 196 УК РФ (преднамеренное банкротство) носят единичный характер. А отсутствие достаточных доказательств при определении виновности лиц привело к тому, что не более 5% дел, возбуждаемых по указанным составам, заканчивалось вынесением обвинительного приговора. Причиной этого Минэкономразвития считает сложность доказывания причинно-следственной связи между совершенными действиями (бездействиями) и их последствиями, в частности между совершенной сделкой или совершением нескольких сделок и банкротством. Одним из основных доказательств в этой категории дел является экспертиза, определяющая наличие признаков фиктивного или преднамеренного банкротства. Именно она определяет наличие или отсутствие самого события преступления. В настоящее время судебная экспертиза проводится экспертно-криминалистическими подразделениями органов внутренних дел (МВД России) и Российским федеральным центром судебной экспертизы Минюста России и его региональными центрами судебной экспертизы. Но загвоздка состоит в том, что определение наличия признаков фиктивного или преднамеренного банкротства предполагает проведение комплексной финансово-экономической экспертизы. А это сегодня затруднительно, так как действующая система экспертных учреждений не предполагает проведение такой экспертизы. Поэтому минэкономразвития предлагает создать экспертный орган, который будет уполномочен на ведение деятельности по выявлению признаков преднамеренного и фиктивного банкротства и дачу соответствующих заключений. Предполагается, что работа в специализированном экспертном органе бухгалтеров, аудиторов, специалистов рынка ценных бумаг, экономистов-отраслевиков, юристов, криминалистов и технических специалистов в различных отраслях, оценщиков позволит укрепить и развить институт финансово-экономической экспертизы в России, существенно повысит качество ее проведения, сформировать специализированные базы данных. Экспертный орган в соответствии с действующим законодательством может быть государственным и негосударственным. Однако в министерстве придерживаются мнения, что негосударственная экономическая экспертиза сегодня не востребована. Поэтому на текущем этапе предпочтительна государственная форма и экспертный орган может быть создан в организационно-правовой форме государственного (федерального) учреждения. Далее при создании такого учреждения определяется федеральный орган исполнительной власти, к чьей компетенции будет отнесено руководство текущей деятельностью, включая определение профиля деятельности, экспертного органа в области экономики, а также определение профиля деятельности. На взгляд минэкономразвития, профильным федеральным органом исполнительной власти могли бы являться Министерство юстиции РФ либо Министерство экономического развития и торговли РФ. Более того, в силу отсутствия запрета на функциональное подчинение экспертных учреждений двум или более федеральным органам исполнительной власти, допустимо создание экспертного учреждения в области экономики при совместном профильном регулировании со стороны и Минюста России, и Минэкономразвития России. Помимо данного вопроса Минэкономразвития также предложило внести изменения в Перечень требований к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации. Также разработаны рекомендации по определению размера вознаграждения арбитражного управляющего для голосования уполномоченного органа в делах о банкротстве и процедурах банкротства на собраниях кредиторов. ИА "Альянс Медиа" по материалам "Российской бизнес-газеты"