БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГИ
businessuchet.ru
07-06-2005  В сфере уплаты налогов есть возможности найти баланс интересов государства и бизнеса

   Сегодня в отеле Марриотт Роял Аврора состоялась международная конференция «Пределы налоговой оптимизации: судебные доктрины и законодательные критерии». Организаторы конференции: ICC Russia – Всемирная организация бизнеса, компания «Хаарманн, Хеммельрат и Партнеры» при поддержке Конституционного Суда РФ.
   Первая часть конференции была посвящена обсуждению темы «Налоговая оптимизация» и «уклонение от налогообложения»: необходимость законодательного закрепления критериев разграничения», в котором приняли участие представители Конституционного суда РФ, Госдумы, Администрации Президента РФ.
   По словам эксперта Администрации Президента РФ Станислава Воскресенского, проблема оптимизации налогообложения - сравнительно новое понятие в истории, а налоговые схемы оптимизации налогообложения появились по мере усложнения государственной системы сбора налогов. Налоговая система в мире становится более сложной, поэтому эта проблема возникла и в РФ, заметил он. С.Воскресенский также напомнил, что в своем Послании Федеральному Собранию в мае 2004 года президент говорил о необходимости решения проблемы «разграничения практики уклонения от налогов и оптимизации налогообложения».
   По словам эксперта Администрации Президента РФ, в России, как и других странах с развитой рыночной экономикой, уклонение от налогов всегда относилось к криминальному преступлению, но другого понятия, которое используется в мире – «избежание налогов», в РФ пока нет. Он пояснил, что имеет в виду «использование в рамках закона схем с единственной целью - минимизации налогов». Применение схем, которые используются с целью применения налогового планирования (оптимизации налогообложения), когда налогоплательщик выбирает форму сделки, возможно, но субъектом, решающим, что это за сделка – уклонение от налогов или оптимизация, должен быть суд, считает С.Воскресенский.
   Он сообщил: для того, чтобы помочь судам в определении рамок принятия такого решения, в Администрации Президента РФ объявлен конкурс научно-исследовательских работ по выработке концепции подходов к разграничению практики «избежания налогообложения» и «налогового планирования». Условия участия в конкурсе размещены на сайте Администрации Президента РФ.
   Заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Игорь Игошин отметил, что основной задачей законодателей в правовом регулировании разграничения критериев налоговой оптимизации должно быть обеспечение баланса публичного и частного интересов в сфере уплаты налогов, т.е. баланса интересов государства и бизнеса. По мнению депутата, сегодня есть возможности найти этот баланс «на приемлемом для бизнеса уровне». Он сообщил, что в настоящее время в Комитете по бюджету и налогам Госдумы много сторонников дальнейшего понижения НДС «как наиболее коррупционного из всех существующих налогов». Но для предпринимателей важно не только понижение размера налогов, а правоприменительная практика налоговых органов по взиманию налогов, проведению налоговых проверок, «по установлению общей атмосферы отношения государства и предпринимателей», сказал он.
   И.Игошин также отметил, что одна из причин сложности решения вопроса, который обсуждается на конференции, в том, что на протяжении многих лет (с начала 90-х гг.) бизнес активно незаконно использовал схемы минимизации налогов, например, внутренние оффшоры и др. Сегодня ситуация изменилась, но во многом само явление осталось: один из достаточно активно работающих методов оптимизации – выплата зарплаты в конвертах и др. «Исполнительная власть имеет небольшой опыт цивилизованного решения подобных проблем, поэтому нередко жестко трактует любые схемы налоговой оптимизации, в том числе, достаточно цивилизованные», - пояснил он.
   По мнению И.Игошина, с учетом неоднозначной истории российского бизнеса, такая жесткая позиция государства может привести к неоднозначным последствиям как для бизнеса, так и для экономики страны. Он предложил внести в законодательство более четкое определение того, что является «приемлемой схемой налоговой оптимизации, а что - нарушением закона». «В данной ситуации предпочтительней не столько детализировать законодательство, сколько совершенствовать механизмы разрешения конфликтных ситуаций, которые должны, в свою очередь, обеспечиваться качественными судебными и арбитражными механизмами», - сказал в заключение И.Игошин.
   По мнению судьи Конституционного суда РФ Гадиса Гаджиева, в РФ на сегодняшний день нет общей нормы, запрещающей те или иные варианты налоговой оптимизации или позволяющей ограничить законную оптимизацию от недопустимого уклонения от уплаты налогов. В нашем налоговом законодательстве эта общая норма должна появиться, подчеркнул он. По мнению Г.Гаджиева, сделать это непросто, так как упущено время, и «в этом есть степень ответственности законодателей».
   По его словам, для решения проблемы возможно применение конкретных запретов к отдельным главам налогов, но более полезным может быть «включенная в первую часть НК РФ норма, касающаяся общего запрета, по примеру законодательства других стран». По мнению Г.Гаджиева, в НК РФ должны быть прописаны и определенные информационные права налогоплательщика, который «в случае использования схемы (налоговой оптимизации) должен потребовать от налогового органа дать оценку этой схемы». «Эта оценка могла бы иметь преюдициальное значение после применения этой схемы на практике», - сказал он.
   В интервью ИА «Альянс Медиа» генеральный секретарь Всемирной организации бизнеса Татьяна Монэгэн рассказала о том, что обсуждение актуальных проблем налоговой оптимизации «в большой степени связано с тем, что у предпринимательского сообщества возникло ощущение, что правила для бизнеса меняются или они не установлены». «Для развития бизнеса и экономики в целом абсолютно необходимо осознание того, что у нас есть определенные законы, правила, по которым действуют предприниматели, и в рамках которых, в том числе, действует государство», - сказала она. По словам Т.Монэгэн, решение суда «по делу ЮКОСа» многих не порадовало, и вопрос не в каких- то сложных аспектах этого дела, а в том, «что возвращаться спустя десять лет к тому, что было нарушено раньше, по сегодняшним представлениям законодателей несправедливо». Поэтому очень актуальным для бизнеса остается рассмотрение Конституционным судом статьи 113 НК РФ. «Мы ждем этого решения, этот вопрос очень волнует предпринимателей и инвесторов. Безусловно, признание неконституционной этой статьи может неблагоприятно сказаться на инвестиционном климате в РФ», - подчеркнула она. По словам Т.Монэген, для предпринимателей очень важно осознание, что однажды принятый закон действует хотя бы в течение 30-40 лет, потому что бизнес разворачивает свои операции и строит планы на десятки лет вперед.

В блог / На сайтОтправить по e-mail
Поделиться:

РАЗМЕСТИТЬ БЕСПЛАТНО:

2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"