Дмитрий Утевский, старший юрисконсульт отдела продажи бизнеса компании "Магазин готового бизнеса", рассказал о способах продажи бизнеса. На практике наиболее распространены три юридических способа оформления продажи бизнеса: - продажа или уступка долей в ООО или акций в закрытых или открытых акционерных обществах (100% или чуть меньше); - продажа предприятия как имущественного комплекса, предусмотренная в ГК РФ; - продажа активов компании. Первый вариант - наиболее простой, быстрый и дешевый, поскольку речь идет лишь о корректировке учредительных документов. Продается юридическая "оболочка" компании, что обеспечивает новому собственнику быстрое вхождение в бизнес. При этом вся разрешительная и юридическая документация сохраняется. Этот способ чаще всего применяется для малого и среднего бизнеса. Примерно 80% сделок на рынке заключаются именно таким образом. Однако есть некоторые нюансы, на которые стоит обращать внимание. Приобретая юридическое лицо, покупатель всегда рискует, что вместе с фирмой получит ее долги и внебалансовые обязательства. Поэтому идти на такой вариант можно только после полной юридической экспертизы компании. И консультант, и покупатель должны быть уверены в том, что приобретение бизнеса не будет иметь неприятных последствий. Однако стопроцентную гарантию не даст ни один брокер. Если посредник говорит, что абсолютно уверен в чистоте бизнеса, скорее всего, он обманывает покупателя. Можно проверить все, за исключением внебалансовых обязательств. Обезопасить покупателя от предъявления претензий со стороны третьих лиц позволяют различные документы. Как минимум, это подписанная продавцом бумага об отсутствии внебалансовых долгов. Иногда сам владелец фирмы не подозревает о наличии подобных обязательств, и бывает достаточно предупредить его о такой возможности и еще раз все перепроверить. Но если продавец знает о долгах и заведомо хочет обмануть покупателя, к сожалению, панацеи нет. Стоит полагаться на предварительную юридическую экспертизу. Например, если в компании за восемь лет существования поменялись 30 директоров, это значит, что каждый из них на каком-то этапе карьеры мог выдать обязательства, не включенные в баланс. В такой ситуации не стоит приобретать бизнес как юрлицо. Целесообразно воспользоваться другими формами покупки. Продажа предприятия как имущественного комплекса предусмотрена ст. 559 и 566 ГК. Процент сделок, проходящих по этой схеме, очень невелик. Процедура занимает не меньше полугода, она сложна и дорогостояща. Такие сделки связаны, как правило, с продажей довольно крупных предприятий, имеющих в собственности значительные активы. Третья форма продажи бизнеса наиболее безопасная, хотя и не очень быстрая. Она используется в ситуациях, когда сам бизнес интересен, но юридическое лицо, являющееся его "оболочкой", не вызывает доверия у покупателя. Сделка в этом случае оформляется через поэлементную продажу активов. Это своеобразная "сборка" бизнеса. Нужно подготовить новое юрлицо, перевести на него всю разрешительную документацию (лицензии, сертификаты, разрешения СЭС, Госпожнадзора и т.п. ), а также договоры с клиентами, договор аренды площадей и пр. Покупатель получает "чистое" юрлицо. Наличие внебалансовых обязательств исключается. Можно быть полностью уверенным в отсутствии претензий со стороны третьих лиц. Есть и синтетические способы продажи бизнеса. Например, покупатель приобретает существующее юрлицо, но в течение короткого промежутка времени создает новую фирму, самостоятельно переводит на нее активы и разрешительную документацию, а старое юрлицо ликвидирует. Такой вариант используется, когда покупатель не может ждать, пока будет выполнена вся работа по переводу бизнеса на другую компанию, ему нужно быстрее войти в дело, а потом решить все вопросы самому. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Недвижимость и строительство Петербурга"